УДК 378.1; 371.3

ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И ДИДАКТИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Бойкова Ирина Васильевна1, Кононцова Яна Сергеевна2, Свинаренко Владимир Геннадьевич3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», аспирант
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», аспирант
3Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, г. Москва, ведущий инженер

Аннотация
В статье описана практика включения будущего педагога в систему возможностей и продуктов использования педагогического моделирования в постановке и решении задач и условий оптимального выбора модели современного дидактического тестирования. Представлены шкалы, используемые в дидактическом тестировании и определяемые балльно-рейтинговые аспекты определения качества формирования компетенций будущих педагогов. Приведен анализ и практика моделирования дидактических заданий будущими педагогами в структуре изучения дисциплин «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика».

Ключевые слова: дидактическое тестирование, компетенции, культура самостоятельной работы, педагогические дисциплины, педагогическое моделирование, самостоятельная работа студента, шкалирование


POSSIBLE PEDAGOGICAL MODELING AND DIDACTIC TESTING IN TRAINING FUTURE TEACHERS

Boikova Irina Vasilievna1, Konontsova Yana Sergeevna2, Svinarenko Vladimir Gennadievich3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, aspirant
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, aspirant
3National research nuclear University «MEPhI», Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, Moscow, Russian Federation, senior engineer

Abstract
The article describes the practice of including future teachers in the system capabilities and showcase the pedagogical use of modeling in the formulation and solution of problems and the conditions of optimal choice models of modern didactic testing. Presents the scale used in the didactic testing and determined by a point rating aspects determining the quality of formation of competences of future teachers. The analysis and modeling practice teaching assignments by the future teachers in the structure of the study subjects "Theoretical pedagogy" and "Practical pedagogy".

Keywords: competence, didactic testing, independent work of the student, pedagogical modeling, scaling, teaching discipline, the culture of independent work.


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Бойкова И.В., Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Возможности педагогического моделирования и дидактического тестирования в вузовской подготовке будущих педагогов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5680 (дата обращения: 26.05.2017).

Возможность использования педагогического моделирования в структуре подготовки будущих педагогов к организации контроля качества сформированности знаний, умений, навыков и компетенций – одна из практик, организуемых в структуре реализации программ профессионального образования.

В структуре подготовки педагогов-бакалавров немаловажное место отводится работе по определению возможностей педагогического моделирования и дидактического тестирования в структуре изучения определенной темы или раздела современного профессионально-педагогического знания.

Для построения программно-педагогического обеспечения курса (учебные, учебно-методические пособия, методические рекомендации, лабораторные практикумы, сборники задач и пр.) необходимо уметь разрабатывать контрольно-измерительные материалы и контрольно-оценочные средства. В системе высшего профессионального образования используется термин «контрольно-измерительные материалы», в системе среднего профессионального образования используется термин «контрольно-оценочные средства».

В модели профессионально-педагогического образования используется в НФИ КемГУ работа [1], детерминирующая возможность разработки программно-педагогического обеспечения курсов и дисциплин в высшей школе в модели и практике оптимизации выбора структуры и условий контроля качества сформированности компетенций в разрабатываемых и используемых контрольно-измерительных материалах.

В контексте формируемых компетенций и моделей подготовки будущих педагогов были разработаны учебно-методические пособия [2-11], фасилитирующие оценку качества изучения курсов и подготовку личности педагога к самостоятельному, продуктивному решению задач развития личности в модели поликультурного адаптивного и акмеверифицированного знания.

В таком понимании система современного профессионально-педагогического образования готовит прочный фундамент для продуктивного становления педагога в модели ведущей деятельности.

Моделирование структуры и возможностей дидактического тестирования – одна из наиболее популярных задач современной дидактики средней и высшей школы, обеспечивающая будущего педагога опытом педагогического моделирования в определении и решении задач контроля качества современного обучения и образования.

В структуре подготовки учителей по программам специалитета были разработаны в Кузбасской государственной педагогической академии учебные пособия [12-16], фасилитирующие возможность включения будущего педагога в процесс педагогического моделирования и педагогического проектирования основ современного педагогического контроля как одной из наиглавнейших практик определения и решения задач развития личности.

Структура дидактического тестирования в работах [12, 13, 14] была определена в модели трех уровней – предлагалась использовать три формы тестовых заданий – 1) задание, в котором поставлен вопрос и предложено 4 варианта ответа, один их которых верен; 2) задание, в котором поставлен вопрос, приведены несколько ответов, часть из которых верны (более двух ответов верны); 3) задание на сопоставление двух колонок или множеств. Практика построения шкалы оценок в таком дидактическом тесте была определена сообразно уровню предлагаемого задания, т.е. задания первого типа оценивались в 1 балл, задания второго типа – в 2 балла, задания третьего типа – в три балла.

Структура дидактического тестирования, разрабатываемая будущими педагогами по программам изучения курса «Теория обучения. Педагогические технологии» [15, 16], отличается от модели подготовки по работам [12-14] практикой моделирования уровневой школы оценки сформированности знаний по изучаемой теме (будущие педагоги моделировали разноуровневую технологию изучения темы из раздела педагогики «Теория обучения» («Дидактика»), в структуре которой выделяли 4 уровня, дидактическое тестирование было на втором уровне – репродуктивно-вариативном, определяющем совокупный балл уровня умножением максимального балла предыдущего уровня на 2, т.е. каждый последующий уровень отличается от предыдущего на 100 % балльной оценки. Это удобно. Если на первом уровне однородные контрольные вопросы, которых может быть в структуре контроля от 15 до 35, то и максимальный балл первого уровня может быть от 15 до 35 баллов. Тогда на втором уровне максимальный балл должен быть от 30 до 70 баллов. Вот именно здесь и необходимо определить – сколько баллов будет педагог давать за ту или иную форму переставленного дидактического задания. Если оставить разработанную в работах [12-14] шкалу оценки дидактических заданий по 1, 2 и 3 баллов, то при моделировании дидактического теста, в структуре которого необходимо набрать 70 баллов, – будет сложно реализовать условия педагогического моделирования дидактических заданий, выносимых на педагогическое моделирование в лабораторной работе на 1 пару учебного времени, да и необходимость большого количества тестовых заданий нецелесообразна, т.к. и при тестировании у обучающихся не должно быть перегрузок. Следовательно, необходимо дать возможность будущему педагогу выбрать какую-то другую шкалу оценки тестовых заданий, наложив еще одно ограничение – одно условие на модель конструирования – количество дидактических заданий не должно быть больше 15-20.

Теория и практика педагогического моделирования хорошо используется и в подготовке педагогов-бакалавров, и в подготовке аспирантов.

Необходимость разработки дидактических тестов и моделирования педагогических технологий – одно из условий продуктивного становления будущего педагога. Качество и возможности определяемых и решаемых задач педагогического моделирования в структуре педагогов-бакалавров и педагогов-аспирантов различается по уровняю и степени решаемых задач, но возможность реализации педагогического моделирования в работе педагога объединяет всех педагогов на протяжении всего периода включения личности в систему непрерывного профессионального образования.

Возможность использования педагогического моделирования в подготовке будущих педагогов определяет и качество определения и решения задач научно-педагогического исследования [17], детерминируемых педагогами в модели адаптивной и продуктивной составляющих подготовки будущих педагогов. Адаптивная составляющая профессионально-педагогического знания в предельном его использовании определяет качество и возможности работы с обучающимися-инвалидами, а продуктивная составляющая – со всеми остальными обучающимися.

Качество постановки и решения задач развития личности в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога и учителя определяется детерминируемой и корректируемой совокупностью педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу [18], предопределяющую своим качеством и качество всех других компонентов профессионально-педагогической подготовки и труда. В таком понимании важность продуктивной самостоятельной работы [19] объективна, возможность повышения качества организации самостоятельной работы может быть скорректирована через формирование культуры самостоятельной работы личности педагога [20]. Одной из практик, подтверждающих выше детерминированное явление, является практика, описанная и реализованная в работе [21], что свидетельствует о возможности организации продуктивной самостоятельной работы и ее культуры, начиная с первого курса подготовки будущих педагога в модели изучения современной педагогики («Введение в педагогическую деятельность») [22], реализующей условия для оптимального формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов [23].

Качество педагогического моделирования в работе с будущими педагогами не останавливается на создании новых дидактических тестов и контрольно-измерительных материалов, продолжается планомерная работа по оптимизации возможностей продуктивного научно-педагогического становления будущего педагога, в таком понимании практика моделирования и оптимизации педагогических условий педагогического процесса [24-30] является уникальным продолжение профессионально-педагогической подготовки будущего педагога, способного определять не только задачи локального уровня профессионально-педагогической деятельности, но и быть в системе многофункционального анализа определения специфики и возможностей развития личности в модели поликультурного образования.

В дальнейших работах мы попытаемся проанализировать возможность разработки программно-педагогического обеспечения будущим педагогом, включенным в активный поиск оптимальных условий развития и самореализации, самоутверждения и саморазвития личности, где необходимо учитывать практику использования продуктивных методов и продуктивного знания [31], а также качество и нюансы формирования культуры самостоятельной работы личности обучающегося и педагога [32]. В заявленном статусе «обучающийся» выступают у нас и студенты, и аспиранты, и докторанты, и слушатели курсов ФПП и ФПК, и другие лица, включенные в условия непрерывного профессионального образования в качестве субъекта-получателя образовательных услуг.


Библиографический список
  1. Елькина О. Ю., Лозован Л. Я., Кошкина Н. И. Оценка компетенций бакалавров образования: Методические рекомендации для преподавателей высшего профессионального образования. Новокузнецк : РИО «КузГПА», 2013. 33 с. ISBN 978-5-85117-730-9.
  2. Шварцкопф Е. Ю. Платоненко А. И., Меркушев Е. О. Контрольно-измерительные материалы курса «Основы туризма» : учебно-методическое пособие для студентов бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура» / под общ. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. Новокузнецк : КузГПА, 2013.  51 с.  ISBN 978–5–85117–758–3.
  3. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  55 с.  ISBN 978–5–85117–739–2.
  4. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  45 с.  ISBN 978–5–85117–740–8.
  5. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  54 с.  ISBN 978–5–85117–741–5.
  6. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
  7. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  53 с.  ISBN 978–5–85117–742–2.
  8. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
  9. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подгот. «050100-Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978-5-7262-2022-2.
  10. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. направления подг. «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014.  44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
  11. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакалавров направления подготовки «050100-Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
  12. Козырева О. А. Программа и контрольно-измерительные материалы курса “Дидактика. Педагогические технологии”: учеб.-метод. пособ. для студ. пед. вузов. Новокузнецк : КузГПА, 2005. 121 с. ISBN 5–85117–124–3.
  13. Козырева О. А. Теория и практика уровневого обучения : учеб.-метод. пособ. для студ., аспир., учителей и слушателей ИПК. Новокузнецк : КузГПА, 2005.  207 с.
  14. Козырева О. А. Уровневое обучение : теория и практика в современной системе образования : учеб.-метод. пособие. Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007.  427 с. [+CD].
  15. Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студентов педагогических специальностей заочной формы обучения. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 209 с. [+CD].
  16. Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии : программа и контрольно-измерительные материалы : курс занятий для студентов педагогических специальностей. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 359 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–270–0.
  17. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. проф. образования.  М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  18. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу //Вестник КемГУ. 2015. № 2-3(62). С.63-67.
  19. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  20. Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал.  2011. № 6. С.54-73.
  21. Бабушкин И. А., Бойкова И. В. Некоторые возможности продуктивной самореализации будущих педагогов по ФК в структуре их теоретико-педагогической подготовки // Теоретические и практические вопросы науки XXI века : сборник статей Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 нояб. 2014 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : Омега Сайнс, 2014. С.202-204.
  22. Свинаренко В. Г., Коновалов С. В., Козырева О. А. Специфика и дидактические возможности изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» будущими педагогами по физической культуре // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: матер. III Междун. науч.-практ. конфер. (Воронеж, 29 мая 2015г.)  Т. 1 ;  под ред. С. Л. Иголкина. Воронеж: ВЦНТИ, 2015. С. 217-221.
  23. Свинаренко В. Г. Профессионально-педагогическая культура в условиях непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 133-136.
  24. Коновалов С.В., Белинская А.В., Бойкова И.В. Понятие и возможность реализации идей здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/11982
  25. Коновалов С.В., Бойкова И. В., Филиппова Ю.О. Педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2015. №5-1 (45). С.63-69.
  26. Коновалов С.В., Завьялова Я. Е., Малышева В. О. Педагогические условия профессиональной самоидентификации и самореализации тренера-преподавателя по регби как социально-педагогическая проблема // Современные научные исследования и инновации. 2015. №5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53480
  27. Коновалов С.В., Козырева О.А., Чурин Н.А. Возможности уточнения педагогических условий оптимизации моделирования предметно-педагогических презентаций в модели подготовки будущих педагогов по ФК // Совр. педагогика. 2015. № 5 (30). С.62-73.
  28. Коновалов С.В., Свинаренко В.Г., Апанасова А.С. Педагогические условия определения и исследования возможностей организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. URL: http://human.snauka.ru/2015/06/11418
  29. Коновалов С.В., Угольникова О.А. Возможности исследования качества выпускных квалификационных работ в структуре вузовской подготовки // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: матер. III Междун. науч.-практ. конф. (Воронеж, 29 мая 2015г.).Т.1; под ред. С.Л.Иголкина. Воронеж: ВЦНТИ, 2015.С.131-134.
  30. Коновалов С.В., Угольникова О.А., Васильев Д.С. Некоторые особенности социализации, самосовершенствования и самореализации обучающегося в плавании // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 (45). С.8-14.
  31. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
  32. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука.  2014. №1. С.103-107.


Все статьи автора «Бойкова Ирина Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: