УДК 159.9

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ К РОДНОМУ КРАЮ

Артамонова Алина Сергеевна
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Аннотация
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать ее интересы. Воспитание гражданина-патриота сегодня – есть залог гарантированного будущего для всего российского общества.

Ключевые слова: возрастные особенности, воспитание, дошкольники, культура, патриотические чувства, психологи, психологические особенности, Родина


PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION AT THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN OF PATRIOTIC FEELINGS FOR HIS NATIVE LAND

Artamonova Alina Sergeevna
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

Abstract
The problem of patriotic education of the younger generation acquires special importance today. Building a civil society in Russia, the dynamic development of the country depends on the efforts of capable and responsible people, who love their homeland, taking care of her, can defend its interests. Raising citizen-patriot today - is a pledge of guaranteed future for the whole of Russian society.

Keywords: age characteristics, culture, education, Homeland, patriotism, preschool, psychological characteristics, psychology


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Артамонова А.С. Психолого-педагогические условия формирования у старших дошкольников патриотических чувств к родному краю // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5868 (дата обращения: 26.05.2017).

Проблема патриотического воспитания далеко не нова для педагогической мысли России. А сегодня проблема  патриотического  воспитания именно подрастающего поколения обретает  особую значимость.

Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и  ответственных  людей,  любящих  свою Родину,  заботящихся  о ней,  способных  отстаивать  ее  интересы. Воспитание  гражданина-патриота  сегодня – есть залог гарантированного будущего для всего российского общества. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»[3] ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей, в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание принадлежности к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа.

В «Толковом словаре» В.Даля «патриотизм  – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу; привязанность к месту своего рождения, месту жительства».

Педагогический энциклопедический словарь рассматривает категорию «патриотизм» как «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде».

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения к ним.

На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста -формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.[5, с.94]

Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста раскрывается следующим образом:

  • приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
  • знакомство с историей, родословной, семейными традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися людьми прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
  • организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года.

Процесс патриотического воспитания дошкольников включает в себя следующие компоненты: воспитание любви к Родине, развитие интереса к народной культуре, к родному языку, традициям и обычаям, воспитание патриотических чувств.

Формирование патриотических чувств старших дошкольников имеет свои психологические особенности, которые определяются своеобразием их личностного развития.

Психологи (А.А. Люблинская, В.А. Крутецкий, Ш.А. Амонашвили и др.) отмечают такие особенности психического развития личности ребенка данного возраста, как импульсивность, общую недостаточность волевой саморегуляции, повышенную эмоциональность, склонность к подражанию, большую активность, доверчивость, известную внушаемость и податливость, конкретно-образный характер мышления, эмоционально-чувственный характер отношения к миру. Поэтому, формируя патриотические чувства, воспитатель должен опираться на отмеченные выше психологические особенности старших дошкольников.

Ребенок 5-6-летнего возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Ему непонятны сложные абстракции, он не улавливает наличие глубоких причинно-следственных связей между явлениями, происходящими в обществе. Он не проникает в сущность общественных явлений и событий. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними – это ближе и понятнее ребенку.

Известная эмоциональность старших дошкольников диктует педагогу необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводимые на занятиях, должны быть наглядны, конкретны, сухость в преподнесении материала здесь про­тивопоказана. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает воспитатель, или то, что он делает сам, то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе.

Старшие дошкольники в силу конкретности мышления еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Роди­на сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма необходимо начинать с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестре, брату; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями. Это и есть для старшего дошкольника Родина – близкая, понятная, родная, наполненная знакомыми звуками и запахами. На наш взгляд, тема малой Родины является очень продуктивной для формирования патриотических чувств старших дошкольников.

Формируя патриотические чувства,  воспитатель должен учитывать и такую особенность старших дошкольников, как актив­ность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, неуёмная энергия детей этого возраста предоставляют широкие и разнообразные возможности в организации процесса патриотического воспитания. Дети с удоволь­ствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая и обще­ственно оцениваемая, очень нравится детям старшего дошкольного возраста.

Таким образом, старший дошкольный возраст — это наиболее подходящий возраст для воспитания интереса к жизни своей страны, к традициям и обычаям русского народа, к истории и культуре России.

Для изучения патриотических чувств  старших дошкольников были использованы следующие методики:

1) Индивидуальная беседа с детьми по вопросам изучения чувств детей к родному городу (Немкина Е.В.)

2) Методика незаконченных предложений (авторская, разработанная на основе методики Джозеф М. Сакс и С. Леви, в России апробирована Г.Г. Румянцевым,)

3) Беседа с детьми по картинкам, изображающим достопримечательные места родного города … (авторская, разработанная по Алешиной Н.В.)

4) Анализ продуктов деятельности детей (рисунков на тему “Рисунок родного города” (по Александровой Е. Ю).

Выборку составили 15 старших дошкольников (8 мальчиков и 7 девочек).

Проведенная диагностика показала, что необходимость формирования патриотических чувств к родному краю старших дошкольников налицо. У детей нужно воспитывать чувство любви к малой родине, чувство гордости за свой родной край, уважение к его символике; изучать с детьми старшего дошкольного возраста символы родного края; формировать у подрастающего поколения чувство верности Родине.

Далее была разработана программа  эксперимента по формированию патриотических чувств к родному краю у детей старшего дошкольного возраста. Благодаря проведенной в экспериментальной группе программе по формированию патриотических чувств к родному краю у детей старшего дошкольного возраста было отмечено:

1. формирование чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

2. формирование уважительного отношения к символам родного края;

3. формирование гордости за свое Отечество, за свой родной край.

Таким образом, по итогам проведения формирующей программы по сравнению с констатирующим этапом позитивные изменения в сфере формирования и развития патриотических чувств к родному краю на контрольном этапе довольно значительные.

Подводя итог вышеизложенного можно сделать вывод, что формирование и развитие патриотических чувств к родному краю у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться успешно, если будут соблюдены такие психолого-педагогические условия как:

  • осуществление направленности содержания программы эксперимента на формирование чувства патриотизма, осуществляются межпредметные связи из различных образовательных областей;
  • сочетаются разнообразные формы, методы, приемы эмоционального воздействия, способствующие формированию у детей патриотических чувств к родному краю и учитывающие возрастно-психологические особенности дошкольников: беседа, экскурсия, дидактическая игра и др.

Библиографический список
  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Юрайт, 2010. – 816 с.
  2. Волчкова А.А., Пищулин С.Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. – М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003. – 140 с.
  3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.programs/patriot_2015.shtml.http://www.programs/patriot_2015.shtml.
  4. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2006. – №5. – С. 3-10.
  5. Новицкая М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.
  6. Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики // Педагогика. – 2007. – № 1. – С. 93-100.
  7. Патриотическое воспитание молодежи: модели социального партнерства и современные технологии: Моногр. / Н.А. Шайденко, З.Н. Калинина, С.В. Пазухина. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – 194 с.


Все статьи автора «Артамонова Алина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: