УДК 316.64

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Курмышева Лидия Константиновна1, Агапова Алёна Игоревна2, Корчагина Александра Павловна3, Эйтенеер Екатерина Алексеевна4
1Новосибирский государственный технический университет, старший преподаватель кафедры социологи
2Новосибирский государственный технический университет, студент факультета гуманитарного образования, направления социология
3Новосибирский государственный технический университет, студент факультета гуманитарного образования, направления социология
4Новосибирский государственный технический университет, студент факультета гуманитарного образования, направления социология

Аннотация
Значимым шагом в становлении каждой личности является этап профессионального обучения. В данный период происходит овладение системой профессиональных знаний, умений, навыков, формирование профессионального самосознания.
В статье подчеркивается важность изучения профессиональной идентичности студентов-гуманитариев.

Ключевые слова: гуманитарные специальности, идентичность, обучение, профессиональный выбор, профессия, работа по специальности, самоидентификация, социологическое исследование, студенты


ANALYSIS OF PROFESSIONAL IDENTITY OF STUDENTS IN THE HUMANITIES

Lydia Konstantinovna Kurmysheva1, Agapova Alena Igorevna2, Korchagina Alexandra Pavlovna3, Eyteneer Ekaterina Alexeevna4
1Novosibirsk State Technical University, Senior Lecturer, Department of Sociology
2Novosibirsk State Technical University, student of the Faculty of Humanities Education, Sociology directions
3Novosibirsk State Technical University, student of the Faculty of Humanities Education, Sociology directions
4Novosibirsk State Technical University, student of the Faculty of Humanities Education, Sociology directions

Abstract
Important step in formation of each person is phase of professional learning. In this phase person acquires of system profession knowledge, practical skills, forming professional knowledge.
The article emphasizes the importance of the professional identity of students, who study humanities.

Keywords: case-study, education, humanities, identity, profession, professional choice, students, work in the specialty


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Курмышева Л.К., Агапова А.И., Корчагина А.П., Эйтенеер Е.А. Анализ профессиональной идентичности студентов гуманитарных специальностей // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5878 (дата обращения: 27.05.2017).

Студенчество представляет собой «наиболее динамичный и социально перспективный слой общества, его стратегический ресурс» [1, с.50]. Студенческие годы – это, прежде всего, период получения профессии. Ежегодно российские вузы выпускают десятки тысяч молодых специалистов.

Однако, последние данные Росстата (за 2014 год) свидетельствуют о том, что «в России больше половины выпускников высших учебных заведений (55 %) работают не по той специальности, которая значится у них в дипломе. А для некоторых профессий эта доля доходит до 70- 90%» [2]. Следует отметить, что данный феномен чаще всего наблюдается среди выпускников гуманитарных специальностей. Данная проблема существует не первый год и заслуживает особого внимания.

Этап профессионального обучения – важный шаг в становлении будущего профессионала. В данный период происходит овладение системой профессиональных знаний, способностей, навыков, формирование профессионально важных качеств, развитие профессионального самосознания. Возможно, на этапе получения профессии многие студенты разочаровываются в ней, возникает недовольство некоторыми учебными дисциплинами, появляются сомнения по поводу верности выбора профессии, снижается интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора, который чаще всего проявляется на начальных курсах обучения  [3, с.15].

В настоящее время вопросы, связанные с профессиональной идентичностью становятся особенно актуальными для изучения.  По нашему мнению, понятие «профессиональная идентичность» включает в себя ряд других понятий, которые являются близкими по смыслу и достаточно изученными. Таковыми (составными понятиями) являются:

  • «профессиональное самоопределение»;
  • «профессиональная социализация»;
  • «профессиональная самоидентификация»;
  • «профессиональная рефлексия».

Классикам марксизма-ленинизма удалось  внести значительный вклад в изучение проблемы профессионального самоопределения. Например, выдающийся немецкий философ, социолог и экономист К.Маркс писал о том, что «Главным руководителем, который должен нас  направлять при выборе профессии, является благо человечества, наше собственное совершенствование. Не следует думать, что оба эти интереса могут стать враждебными, вступить в борьбу друг с другом, что один из них должен уничтожить другой; человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования, только работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага» [4, с. 4]. Кроме того, анализом  проблемы профессионального самоопределения занимались С.Л. Рубинштейн, В.В. Чебышева, Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, Л.И. Божович и другие.

На рубеже XIX-XX веков социологами впервые была затронута проблема  профессиональной социализации (в рамках  общей теории социализации). В 20-30 годы XX века данная проблема изучалась в рамках структурного функционализма. Весомый вклад в изучение профессиональной социализации  был внесен Т. Парсонсом и П.А. Сорокиным.

Изучением самоидентичности занимались Э. Гидденс, Дж. Мид, С. Рубинштейн, В. Ядов, Ч. Кули и другие. Представители символического интеракционизма  Ч. Кули и Дж. Мид определяли данный процесс (самоидентичность) как результат и, в то же время, как фактор социального взаимодействия. С.Н. Бочкарников в своей статье определяет профессиональную самоидентификацию как «процесс  формирования позитивного отношения человека к профессии и отождествление себя с представителями этой профессии» [5, с. 148].

В.Б. Вульфов впервые ввел такое понятие как «профессиональная рефлексия». Он определял данный процесс как «соотношение себя, возможностей своего «Я» с тем, что требует избранная (избираемая) профессия» [6, с. 63-64]. Также изучением данной проблемы занимались А.В. Карпов, Э.Ф. Зеер, О.Н. Родина и другие.

В настоящее время на рынке труда востребованы специалисты с высоким уровнем образования, обладающие определённой компетенцией и профессиональными навыками. Но без осознания сути выбранной профессии и идентификации себя с ней этого достичь практически невозможно [7, с.15]. Кроме того, процесс формирования профессионального самоопределения не ограничивается выбором профессии, хотя очень часто данный выбор является ключевым.

Таким образом, профессиональная идентичность – важный показатель профессионального роста человека, говорящий о степени принятия личностью себя как профессионала и значимого члена профессионального сообщества.

Иными словами, профессиональная идентичность – это соотнесение своего «Я» и своих собственных возможностей с тем, что предполагает избранная или избираемая профессия, и с существующими представлениями о ней. Надо сказать, что наши представления о какой либо профессии не являются статичными, т.е. они подвержены постоянному развитию, которое обуславливается различными факторами и условиями. Динамичность этих представлений помогает будущему специалисту предопределить цели дальнейшей работы, иными словами, скорректировать свой дальнейший профессиональный путь.

Таким образом, наша работа посвящена изучению профессиональной идентичности студентов, то есть  тому, как студенты отражают (видят или не видят) самих себя в будущей профессиональной деятельности.

В связи со сложившейся картиной реальной действительности, необходимым является изучение профессиональной идентичности студентов именно гуманитарных специальностей, так как у этой группы студенчества наблюдаются значительные проблемы с видением себя как осуществляющего трудовую деятельность специалиста в будущей профессии.

В процессе изучения профессиональной идентичности студентов-гуманитариев было решено провести социологическое исследование, целью которого являлось: узнать, почему студенты поступили на гуманитарные направления подготовки и по какой причине не намерены работать по специальности.

Исследование проходило на базе факультета гуманитарного образования Новосибирского государственного технического университета (ФГО НГТУ) посредством анкетирования.

Общая репрезентативная выборка эмпирического исследования была сделана по квотному признаку. В результате отбора респондентов были опрошены студенты всех направлений подготовки гуманитарного обучения в возрасте от 17 до 23-х лет.

Анкетированию подверглись учащиеся с первого по четвёртый курс по девяти направлениям: психология, конфликтология, социология, социальная работа, зарубежное регионоведение, реклама и связи с общественностью, журналистика, филология, лингвистика.

Исходя из содержания анкеты, планировалось выяснить: почему было выбрано данное направление обучения, планирует ли студент работать по специальности (а если нет, то почему), есть ли желание продолжать обучение в магистратуре/аспирантуре своего направления, возникали ли мысли перевода на другую специальность. Немаловажным было поинтересоваться у респондентов, уделяют ли они время более глубокому изучению материалов касательно своей специальности. Вопрос о мотивации, предполагающий ранжирование респондентами в процессе анкетирования, тоже имел место быть (среди мотивов перечислены: самоуважение, моральное удовлетворение работой, достойная заработная плата, признание со стороны окружающих, приобретение полезных знакомств). Так же мы поинтересовались у респондентов о том, пришли ли бы они на свою специальность снова (не жалеют ли они о поступлении), и хотелось ли им перевестись по возможности на ту же специальность в другой вуз. Дополнительно были заданы вопросы касательно учебного рейтинга за семестр (по шкале: удовлетворительно(50-73), хорошо(74-86), отлично(87-100)).

Данные, собранные в ходе полевого исследования, прошли обработку в SPSS, что позволило при помощи коэффициента корреляции Пирсона соотнести некоторые вопросы друг с другом и проследить, установить наличие (зависимость) или же отсутствие корреляций.

В частности, было выявлено, что чем выше интерес студента к профессии, тем меньше вероятность того что, выбор за респондента сделали родители (или «надавило» окружение), и тем менее важной для респондента является сложность обучения. Было отмечено, что чем выше интерес к будущей профессии, тем важнее, разумеется, получить диплом желательно с хорошими и отличными отметками. Но даже в случае не самой похвальной успеваемости, желание обучаться на выбранной специальности не пропадает. Отсутствует желание перевестись на другую специальность при наличии интереса к изучаемым дисциплинам. Интерес к специальности так же перевешивает степень престижности профессии при нынешних условиях. Но следует заметить, чем труднее будет устроиться на работу, тем ниже желание работать по специальности.

Вопреки существующему мнению, такой феномен, что специалисты с техническим образованием более востребованы и им легче найти работу, нежели специалистам-гуманитариям, совершенно не находит подкрепления среди опрошенных.

Отметим, источник заработка имеет больший вес, нежели статус.  Однако, чем выше желание работать по специальности и чем больше самоуважение, тем для респондента менее важна достойная заработная плата.

Несмотря на устоявшееся мнение касательное авторитетности и важности человека как профессионала в своём деле, студенты отметили, что чем выше будет их моральное удовлетворение от работы, тем менее важно признание со стороны окружающих и тем приобретение полезных знакомств. Так же, при условии, что заработная плата будет довольно приемлемой, то мнение окружающих по поводу профессиональной деятельности респондентов малозначительно.

По поводу работы по специальности: студенты готовы работать по специальности, несмотря на курс обучения, но при наличии действительной заинтересованности в своём деле.

Относительно невостребованности профессии на рынке труда, анкетируемые высказались, что чем выше трудность при трудоустройстве, тем более эта профессия востребована на рынке труда, тем больше интерес к данной профессии, тем меньше значимость заработной платы. Соответственно, интерес к сфере деятельности в скором будущем зависит от интереса к специальности в студенчестве.

Итак, исходя из результатов исследования, мы пришли к выводу, что процесс становления профессиональной идентичности является весьма продолжительным и сложным и связан с большим количеством слагаемых. Анализ основных данных позволил сделать вывод, что уровень профессиональной направленности является достаточно низким, хотя студенты и имеют интерес к выбранной сфере деятельности. Данный феномен может быть связан с рядом неучтенных факторов и требует дальнейшего изучения.


Библиографический список
  1. Короткова, М. С. Жизнь удалась!» Представления студентов московских вузов о жизни / М.С. Короткова // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2015. –  №4. DOI: 10.17805/trudy.2015.4.6, [Электронный ресурс]. http://journals.mosgu.ru/trudy/article/viewFile/50/50“>URL:http://journals.mosgu.ru/trudy/article/viewFile/50/50
  2. Ежегодный  статистический  сборник.  М:  Росстат. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/
  3. Никифорова А.А., Цихончик Н.В. Динамика и содержание профессиональной идентичности студентов различных направлений вузовской подготовки // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. http://psychology.snauka.ru/2014/06/3236“>URL:http://psychology.snauka.ru/2014/06/3236
  4. Маркс, К. Собрание сочинений [Текст]: В 50 т. – 2-е изд. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – Москва: Издательство политической литературы, 1975. – Т. 40. – 728 с.
  5. Бочкарников, С.Н. Профессиональная самоидентификация в сфере предпринимательства студентов вузов: социологическое исследование / С.Н. Бочкарников // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. – № 4 (37). – С. 148–153.
  6. Вульфов, Б.З. Рефлексия: учить, управляя / Б.З. Вульфов // Мир образования. – 1997. – № 1. – С. 63–64.
  7. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность: монография. М.: МОСУ, 2001. – 159 с.


Все статьи автора «Корчагина Александра Павловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: