На современном этапе в управленческой практике проблема формирования резерва руководящих кадров, и связанная с этим необходимость проведения оценки управленческих умений и качеств менеджеров, обуславливает необходимость изучения вопросов, связанных с психологической готовностью к управленческой деятельности у менеджеров. В отечественной и зарубежной психологии управления накоплен достаточно большой объем знаний, связанных с изучением личности и деятельности руководителя, их влияния на эффективность управленческого взаимодействия.
Исследование влияния социального интеллекта на психологическую готовность к руководящей деятельности у менеджеров проводилось среди менеджеров среднего и высшего звена в количестве 92 человека. На формирующем этапе исследования было сформировано экспериментальная и контрольная группы менеджеров, в каждую из которых входило 15 человек: экспериментальную группу составили менеджеры с пониженным уровнем социального интеллекта, которые были включены в специально организованную группу социально-психологического тренинга для руководителей, направленного на развитие социального интеллекта в управленческой деятельности; контрольную группу сформировали менеджеры с пониженным уровнем социального интеллекта, которые не были включены в программу социально-психологического тренинга.
На констатирующем этапе исследования в ходе оценки социального интеллекта среди менеджеров компании в количестве 92 человека, были сформированы группы менеджеров с разным уровнем социального интеллекта: менеджеры с повышенным и высоким уровнем социального интеллекта в количестве 30 человек (имеют значения показателей 4 и 5 стандартных баллов); менеджеры с пониженным уровнем социального интеллекта в количестве 30 человек.
Анализ результатов исследования компонентов психологической готовности менеджеров к руководящей деятельности в зависимости от уровня социального интеллекта позволил сделать следующие выводы:
Операциональный компонент готовности к руководящей деятельности у менеджеров с высоким социальным интеллектом, в отличие от менеджеров с низким социальным интеллектом, характеризуется статистически значимым высоким умением разъяснять цели и задачи, обеспечивать конструктивную коммуникацию и обратную связь в ходе выполнения основных управленческих функций. Стиль взаимодействия с подчиненными характеризуется статистически значимым высоким уровнем ориентации на людей, на создание команды, на включенность в работу, сплоченность группы, а также на создание благоприятного климата в коллективе (разъяснение целей и задач (t = 3,9; p<0,01), взаимоотношения с подчиненными (t = 3; p<0,01) обратная связь (t = 3,1; p<0,01), ориентация на людей (t = 3,2; p<0,01), создание команды (t = 3; p<0,01), включенность в работу (t = 2,8; p<0,01), сплоченность группы (t = 3,4; p<0,01), отношение к людям (t = 3,8; p<0,01), климат (t = 3,6; p<0,01).
2) Личностный компонент готовности к руководящей деятельности у менеджеров с высоким социальным интеллектом, в отличие от менеджеров с низким социальным интеллектом, характеризуется следующими особенностями:
- в отношении коммуникативных свойств личности – статистически значимым высоким уровнем самостоятельности, смелости, проницательности, низким уровнем доминирования в управленческом общении (смелость (t = 2,9; p<0,01), самостоятельность (t = 3,7; p<0,01), доминирование (t = 3,4; p<0,01), проницательность (t = 3,6; p<0,01);
- интеллектуальные свойства как у менеджеров с высоким, так и у менеджеров с низким социальным интеллектом характеризуются повышенной способностью к аналитическому мышлению; в отношении интеллектуальных свойств личности статистически значимых различий не обнаружено;
- в отношении эмоционально-волевых свойств личности − статистически значимым высоким уровнем эмоциональной устойчивости, самоконтроля над эмоциями и поведением, низкой тревожностью и напряженностью (эмоциональная устойчивость (t = 2,8; p<0,01), тревожность (t = 3,1; p<0,01), самоконтроль (t = 3,0;p<0,01), эмоциональная напряженность (t = 3,4; p<0,01).
На формирующем этапе были реализованы условия, заявленные в гипотезе исследования. Сформированы экспериментальная и контрольная группы руководителей с низким уровнем социального интеллекта в количестве 15 человек, всего 30 человек. В экспериментальной группе руководителей были реализованы занятия социально-психологического тренинга по теме: «Социальный интеллект в управлении персоналом». Определены цели тренинга (осознание роли социального интеллекта в управленческой деятельности, развитие способности понимать взаимоотношения людей, прогнозировать межличностные ситуации в управленческой деятельности). Организация занятий: занятий проводятся 1 раз в неделю в группе от 10 до 25 человек, время – 4 часа, количество занятий – 8, объем тренинга –16 часов. Методы социально-психологического тренинга: проблемные и воображаемые ситуации, ролевые игры и игровые ситуации, имитации, дискуссия и др.
На контрольном этапе исследования проводился анализ динамики социального интеллекта и компонентов психологической готовности к руководящей деятельности у менеджеров экспериментальной и контрольной групп до и после формирующего эксперимента.
В ходе реализации экспериментального воздействия по развитию социального интеллекта у менеджеров экспериментальной группы произошло статистически значимое повышение операционального компонента психологической готовности к управленческой деятельности, а именно:
- статистически значимое повышение управленческих умений в отношении постановки целей и задач, делегирования полномочий и обеспечения обратной связи в управленческом взаимодействии (разъяснение целей и задач (U = 24,6; p<0,01), обратная связь (U =36,5; p<0,01), делегирование полномочий (U = 16,0; p<0,01);
- статистически значимое повышение управленческих умений в взаимодействия с подчиненными по созданию команды, сплоченности группы и обеспечению благоприятного климата в коллективе (создание команды (U =50; p<0,01), сплоченность группы (U =42,5; p<0,01), климат (U =35,5; p<0,01).
Также в ходе реализации экспериментального воздействия по развитию социального интеллекта у менеджеров экспериментальной группы произошло статистически значимое повышение личностного компонента психологической готовности к управленческой деятельности, а именно:
- в структуре коммуникативных свойств личности произошло статистически значимое повышение гибкости в построении своего поведения по отношению к другим (проницательность (U =30,5; p<0,01);
- статистически значимое изменение эмоционально-волевых свойств личности в сторону повышения эмоциональной устойчивости, самоконтроля, снижения тревожности и эмоциональной напряженности (эмоциональная устойчивость (U =16,5; p<0,01), тревожность (U = 45; p<0,01), самоконтроль (U = 22; p<0,01), эмоциональная напряженность (U =38,5; p<0,01).
Включение менеджеров в заявленную в исследовании программу социально-психологического тренинга обеспечивает статистически значимую положительную динамику социального интеллекта, повышение способности предвидеть последствия и понимать логику развития взаимодействия в управленческой деятельности (способность предвидеть последствия поведения (U =22,5; p<0,01), способность понимать логику развития взаимодействия (U =38,5; p<0,01).
Сопоставление данных экспериментальной и контрольной групп менеджеров по исследуемым показателям показало, что статистически значимое повышение операционального и личностного компонентов психологической готовности к руководящей деятельности, а также показателей социального интеллекта обнаружено только в экспериментальной группе менеджеров.
Библиографический список
- Батрашев, А.В. Психодиагностика в управлении. Практическое руководство: учебно – практ. пособие /А.В. Батрпшев. – М.: Дело, 2005.
- Деркач, А.А. Акмеологические стратегии развития: монография / А.А. Деркач. – М.: Издательство РАГС, 2006.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. /Э.Ф. Зеер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
- Зникина, Л.С. Формирование профессионально-коммуникативной компетенции руководителей: монография / Л.С. Зникина, Г.В. Неупокоева. – Екатеринбург : Кузя ГТУ, 2004.
- Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства /А.Г. Ковалев. – М.: Проспект, 2001.