УДК 159.98

“ФОРУМ-ТЕАТР” КАК ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ

Чистякова Екатерина Владимировна
ННГУ им. Лобачевского, Н. Новгород
магистрант 2 года обучения

Аннотация
В данной статье рассматривается интерактивная методика групповой работы «форум-театр». Раскрыта структура методики и показаны основные требования к ее проведению. Также предложены упражнения для подготовки участников к работе на сцене в качестве актеров и зрителей.

Ключевые слова: актеры, зрители, интерактив, методика, Форум-театр


"FORUM - THEATER" AS A FORM OF GROUP WORK

Chistyakovа Ekaterina Vladimirivna
Lobachevsky State University, Nizhny Novgorod
master student

Abstract
This article describes an interactive method of group work "forum theater". Discloses a method and structure shows the basic requirements to carry it out. Also provided are exercises to prepare participants to work on stage as actors and spectators.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Чистякова Е.В. "Форум-театр" как групповая форма работы // Психология, социология и педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/03/4538 (дата обращения: 03.11.2023).

Форум-театр был разработан Августо Боалем как интерактивная форма театра, главной целью которого является решение практически любых проблем. Данный метод используется не так давно, с шестидесятых годов двадцатого столетия. Но и за это время он успел модернизироваться и измениться в зависимости от целей и задач ведущего и аудитории для которой предназначен.

Из чего же состоит «Форум – театр»? Прежде всего – это короткая сцена (или несколько сцен) в основе которых ставится проблемный вопрос, затрагивающий и актеров и зрителей. За всем процессом следит человек, который не является частью представления, и стоит за его пределами. При этом он может разговаривать как с актерами, так и со зрителями. В большинстве случаев его называют Джокер или модератор. Сами зрители занимают центральное место в форум-театре. Важно отметить, что в данном случае зрители не просто созерцают происходящее на сцене, а являются непосредственными участниками действия. Так как актеры и зрители являются взаимозаменяемыми. Чтобы лучше понять технологию проведения форум-театра нужно разобраться в его структуре.

Сначала проигрываются одна или несколько сцен (с проблемной ситуацией). Затем ситуация воспроизводится еще несколько раз. Это делается для того, чтобы зрители в любой момент времени могли сказать «стоп». Сцена останавливается таким образом и актеры замирают.  Затем, тот зритель, который остановил действие (почувствовав, что у него есть идея как решить данную проблему) заменяет одного из актеров на сцене и пробует изменить ситуацию. Получается, что зрители активно влияют на ход развития событий.

Ситуация, проигрываемая на сцене может быть остановлена в любой момент форум-театра и «перемотана» до точки, где зритель чувствует, что может вмешиваться. Важно обратить внимание, что не допускается замена такого игрока, который является ключевой фигурой в создании проблемы. Например, если человек является главным действующим лицом в проблеме,  не допускается решение проблемы просто заменой этого человека или превращение его в более дружелюбного и любящего. Так как в реальной жизни мы вряд ли можем убрать или изменить человека как по мгновению волшебной палочки. Форум – театр – это реальные жизненные ситуации, которые происходили с актерами или зрителями. Следовательно, решение данных проблем также должны быть реальными и осуществимыми.

Перед тем, как начать разрабатывать сценарий форум-театра стоит ответить на несколько вопросов:

  • Что происходит? Что именно показывает и о чем рассказывает данная ситуация.
  • Где это происходит? Определить место действия, условия, в которых происходит событие.
  • Кто участвует? Какие герои в данной ситуации.
  • Когда это происходит? Важно определить место и время действия, что происходит вокруг ситуации, кто за ней наблюдает.
  • Что каждый участник хочет, чтобы произошло?

После того, как найдены ответы на главные вопросы, и выбрана ситуация для «форум – театра», сцена должна быть отрепетирована. Как уже говорилось в начале, зрители в любой момент времени могут говорить «стоп» и «перематывать» события. Следовательно, выбранная постановка должна быть повторяемой.

В любой ситуации, разыгрываемой в «форум-театре» должно быть создано некоторое напряжение. Так, было бы идеально, если у ситуации будет завязка сюжета, развитие, кульминация и развязка. Но при этом, проигрывать на сцене нужно только до самого кульминационного момента, чтобы дальнейший ход развития событий был хоть и понятен, но оставался за кадром происходящего. Но, не смотря на создание напряжения на сцене, джокер, актеры и зрители должны быть уверены в том, что проблема будет решена.

В ходе планирования и разработки сценария, становится понятно, кого можно заменять на сцене, а кого нет. Так, Боаль разделил всех актеров на три роли: угнетатель, угнетенный и наблюдатель. Из названий понятно, что угнетатель это тот человек, который и создает в большинстве случаев напряженную или проблемную ситуацию. Угнетенный,  соответственно, тот, на кого направлена энергия угнетателя. Наблюдатель, в свою очередь, не вмешивается в происходящее, но находится в непосредственной близости от ситуации. Следовательно, угнетателя мы заменить не можем. Важно отметить, что при замене одного из актеров, другие не должны поддаваться слишком легко, но, в то же время, они могут положительно реагировать на вмешательство (когда меняется характер действий), если они думают, что их герой будет реагировать подобным образом.

Как уже говорилось, слово «стоп» используется для остановки  действия с целью изменить ситуацию. Но есть и другое слово – «magic», которое может быть использовано, чтобы остановить происходящее на сцене, если вмешательство в работе не приносит результатов и изменений ситуации в лучшую сторону. Иногда предложенная стратегия (когда один из зрителей заменяет актера) не подходит для тех, кто играет данную роль, они не видят возможные варианты выхода из сложившейся ситуации, однако, для другого человека в аналогичной ситуации, она будет полезной. Также, возможно, решение может быть найдено спонтанно. Например, добавление еще одной сцены или эпизода или добавление еще одного персонажа. Все зависит от зрителей и их вариантов. В процессе проигрывания ситуации и замены актеров немаловажную роль играет джокер, который может остановить выступление, с целью попросить аудиторию прокомментировать происходящее. Форум – театр по существу интригующий театр. В самой сцене гораздо больше вопросов или тем, чем показывается зрителям. Поэтому полезно иногда делать паузы с целью разобраться в происходящем.

Существует ряд предостережений относительно выбранных тем для показа. Например, не стоит создавать и показывать сцены жестокости или уродства. Они просто напросто огорчат аудиторию, и как таковой продуктивной работы может не получится. Также полноценной работе могут помешать сцены с элементами, построенными на стереотипах. Поэтому ситуация должна быть реальной и жизненной.

Перед началом спектакля необходимо «разогреть» зрителей, чтобы вовлечь их в происходящее и они не оставались пассивно-наблюдающими. Для этого лучше всего подойдут следующие упражнения:

  • для начала можно попросить участников словами выразить свои чувства (например, я взволнован, или я в предвкушении, или мне печально и т.д.);
  • также получить ответы на любые вопросы можно, попросив поднять руку. Например, поднимите левую руку те, кто:

- сегодня хорошо поел?

- кто недавно допускал какую-либо ошибку?

- кто из вас сделал кого-нибудь счастливым и т.д.

  • следующее упражнение представляет из себя мини-интервью. Пригласите на сцену двух желающих и попросите одного из них разузнать, что будет сегодня происходить на сцене;
  • хорошее упражнение для снятия напряжения – это крик. Но в данном случае предлагается не просто беспорядочно кричать, а громко произнести слова «стоп» и «magic», которые понадобятся зрителям в процессе работы;
  • после того как зрители более менее вовлечены в процесс разминки, можно приступать к упражнениям с более яркой физической активностью. Например, попросить участников поменяться местами с соседом стоящим рядом;
  • также можно попросить аудиторию сделать мини-зарядку (встать, сесть, помахать руками в разные стороны).
  • пожать руку человеку рядом с собой, перед собой, за спиной.

Вполне возможно, что у каждого модератора есть свой набор нужных для разогрева аудитории упражнений и игр. Представленные выше довольно простые и легкие для запоминания.

После того, как аудитория подготовлена, можно начинать «форум-театр». Где проигрывается сцена, зрители периодически останавливают действие сигналом «стоп» и заменяют одного из актеров. В процессе этой работы находятся всевозможные пути выхода из сложившейся ситуации.


Библиографический список
  1. Boal, Augusto 1992 Games for actors and non-actors London and New York Routledge
  2. Boal, Augusto 1995 The Rainbow of Desire London and New York Routledge
  3. Flagstaff, AZ Mothertongue: Incorporating Theatre of the Oppressed into Language Restoration Movements Qwo-Li Driskill    J. Reyhner, O. Trujillo, R. L. Carrasco & L. Lockard (eds.). (2003).
  4. Boal, A, Jackson, A, The Aesthetics of the Oppressed London : Routledge. 2006


Все статьи автора «Чистякова Екатерина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: