Человеческая уникальность, индивидуальность тесно связана с проблемой креативности. Развитие креативности личности как предмет научного исследования обладает своеобразной спецификой: при научном описании «креативность» отождествляют с понятием «творчество» и его производных (предпосылки к творчеству, способности общие и специальные, потенциал и пр.), где возникает опасность ухода от научных основ природы креативности. Следовательно, имеет смысл рассмотреть и проанализировать научные исследования структуры и содержания понятия «креативность» с психологической точки зрения. Креативность существенно влияет на характер и результаты деятельности личности, во многом определяет и ее социально-психологические особенности [2, с. 32]. Исследование проблемы креативности постоянно привлекает к себе внимание психологов.
Креативность – это способность к конструктивным, нестандартным решениям и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Креативность позволяет адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, находить новые способы поведения, оптимально использовать внутренние ресурсы личности.
Вопрос изучения креативности имеет давнюю историю. Термин «креативность» (от лат. creatio – сотворение, создание) получил распространение п 50-е гг. XX века и в настоящее время широко используется в психологических исследованиях. Большинство работ по данной проблеме связано с именами зарубежных психологов (Ф. Баррон, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, С. Медник, К. Роджерс, Дж. Рензулли, Р. Стернберг и многие другие). В отечественной психологии понятие «креативность» рассматривается как синоним слова «творческость». Особый вклад в исследования этого направления внесли фундаментальные труды Д.Б. Богоявленской, A.M. Матюшкина, Я.А. Пономарева, а также работы таких исследователей, как В.Н. Дружинин, ВЫ. Козленко, B.C. Юркевич, Е.Л. Яковлева и др.
Базовыми для разработки проблемы структуры креативного мышления являются научные труды Л. М. Азариянц, Л.C. Выготского, В.Н. Дружинина, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, В.Н. Козленко, Н.С. Лейтес, А. А. Мелик-Пашаева, Б. М. Неменского, С.О. Раевского, А.З.Рахимовой, Е.А. Флериной, Б. П. Юсова, Е.Л.Яковлевой, Дж. Гилфорда, Ф. Барона, А. Маслоу, Д. Харрингтона и других).
В психологических трудах изучается вербальная и невербальная сторона мыслительной деятельности, логичность и образность, доказательность и интуитивность, комплексность и операциональность мышления [4, с. 112].
Разнообразие и противоречивость научных концепций, посвященных креативному мышлению в современной науке, свидетельствует о недостаточной разработанности проблемы креативности в целом.
Характерными особенностями старшего школьного возраста являются: этический максимализм, внутренняя свобода, эстетический и этический идеализм, художественный, творческий характер восприятия действительности, стремление познать и переделать реальность.
Психологическими особенностями проявлений креативного мышления в юношеском возрасте могут быть названы:
- этапность (интуитивное, эвристичное, креативное) его формирования, которое завершается в юношеском возрасте;
- присущее ему функциональное единство структурных уровней интуитивного и рационального мышления, как синтез дологического и логического (впечатление-операции, воображение-предметность, интуиция-рефлексия, инсайт-личность);
- продуктивная сторона, отражающая преобладание рационального, интуитивного или смешанного типа умственной деятельности, присущего креативным личностям.
Диагностическая программа состояла из следующих методик:
- Определение типов мышления и уровня креативности (творческих способностей) Дж. Брунера;
- Тест Медника;
- Тест креативности П. Торренса «Закончи рисунок»;
- Тест «Креативность» (автор Вишнякова Н.) [6].
Выборку исследования составили 30 старших школьников в возрасте 15-16 лет.
Исходя из проведенной диагностической работы, был сделан вывод, что группе необходима программа по формированию креативности мышления.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяет говорить о положительной динамике в выборке, которая выражается в увеличении количества детей с высоким уровнем креативности и в уменьшении детей с низким уровнем.
Так, по методике определения уровня креативности на констатирующем этапе детей с низким уровнем креативности было 23%, то на контрольном уже 13%; число респондентов со средним уровнем осталось на прежнем уровне; 27% детей было с высоким уровнем креативности, а стало 37%.
По методике Тест Медника на констатирующем этапе детей с низким уровнем креативности было 33%, то на контрольном уже 27%; число респондентов со средним уровнем увеличилось с 47% до 50%; 20% детей было с высоким уровнем креативности, а стало 23%.
По методике Тест креативности Торренсана констатирующем этапе детей с низким уровнем креативности было 40%, то на контрольном уже 23%; число респондентов со средним уровнем составляло 37%, а стало 47%; 23% детей было с высоким уровнем креативности, а стало 30%.
Анализируя полученные групповые профили творческого потенциала по методике «Креативность», можно увидеть, что разрыв между «Я-реальный» и «Я-идеальный» заметно сократился по линии творческого отношения, что позволяет сделать вывод о том, что респонденты стали относи к заданиям с полной отдачей.
Подводя итог вышеизложенного, можно утверждать, что в целом очевидно положительное влияние выбранной формирующей программы имеющей целью развитие креативных качеств у старших школьников, поскольку было оказано активизирующее воздействие на структурные компоненты креативного мышления – интуитивные и рациональные.
Библиографический список
- Барышева Т. А. Психолого – педагогические основы развития креативности / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. – СПб.: Питер, 2011. – 124 с.
- Барышева Т.А. Психологическая структура креативности (опыт эмпирического исследования) / Т.А. Барышева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. – № 145. – С. 54-65.
- Гойжа Н.В. Креативное развитие ребенка: Практ. пособие / Н.В. Гойжа. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 127 с.
- Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 448 с.
- Трескина О.В. Тренинг креативности как средство развития научного творчества / О.В. Трескина, М.В. Курноскина, И.В. Верховинская // Проблемы развития территории. – 2011. – № 1. – С. 77-82.
- Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления / Е.Е. Туник. – СПб.: Питер, 2013. – 320 с.