УДК 372.831.1

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ТРАНСПОРТНОМ ВУЗЕ

Назаренко Татьяна Юрьевна
Уральский государственный университет путей сообщения
старший преподаватель английского языка кафедры «Иностранные языки и межкультурные коммуникации»

Аннотация
В статье рассматривается традиционная технология обучения и дается обоснование выбора дифференцированного обучения английскому языку кафедрой «Иностранные языки и межкультурные коммуникации» Уральского государственного университета путей сообщения”. Приводятся выводы о необходимости учета потребностей, интересов и личностных особенностей каждого обучаемого. Особое внимание уделяется возможностям и преимуществам данного обучения в неязыковом вузе.

Ключевые слова: возможности и преимущества обучения, дифференциация уровня знаний студентов, дифференцированное обучение, интересы и личностные особенности обучаемого, мотивация студентов, неязыковой вуз, технология


CONCERNING THE QUESTION OF ORGANIZING DIFFERENTIATED TRAINING ENGLISH AT TRANSPORT UNIVERSITY

Nazarenko Tatyana Yuryevna
Ural State University of Railway Transport
English language senior lecturer of ‘Foreign languages and intercultural communications’ chair

Abstract
This article discusses the traditional learning technology and provides the rationale for the choice of differentiated training English by Foreign Languages and Intercultural Communication Chair of the Ural State University of Railway Transport.
The conclusions about the need to consider the needs, interests and personal characteristics of each student are given. Particular attention is paid to the possibilities and advantages of training English in a non-linguistic university.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Назаренко Т.Ю. К вопросу об организации дифференцированного обучения английскому языку в транспортном вузе // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/01/6208 (дата обращения: 28.05.2017).

Модернизация российского образования и смена образовательной парадигмы  в начале XXI века связывается в первую очередь с повышением качества процесса обучения. А повышение качества, прежде всего, происходит  на основе актуализации личностного потенциала учащихся. Безусловно,  именно поэтому представляется перспективным использование технологий обучения, предполагающих его личностно ориентированную направленность. Преимущества этих технологий состоят не только в усилении роли самостоятельной работы учащихся, но и в нацеленности этих технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Для традиционного процесса обучения всегда существовала и существует своя традиционная технология, характерная для тех методов и средств, которыми преподаватель пользуется при организации и проведении учебного процесса.

С одной стороны, технология обучения воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации. С другой стороны, технология обучения – это наука о способах воздействия преподавателя на студента в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Первоначально термин «технология обучения» был связан с применением технических средств обучения и методов программированного обучения. Прогресс компьютеров и информатики как науки о передаче, переработке и хранении информации, а также развитие средств коммуникации значительно расширили и изменили само понятие термина «технология обучения» в сторону системного анализа и проектирования процесса обучения.

В структуру технологии обучения входят:

  • концептуальная основа;
  • содержательная часть (цели, содержание обучения);
  • процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся, деятельность учителя – управление образовательным процессом, диагностика учебного процесса) [1].

Таким образом, в самом понятии «технология обучения» можно выделить два слоя: наука или совокупность сведений, необходимых преподавателю для реализации того или иного учебного процесса и сам учебный процесс, его организация, структура и обеспечение.

К настоящему времени разработано более двадцати технологий обучения, а вот целью любой технологии обучения в условиях перехода к гуманитарной парадигме образования остаются личностные достижения учащегося.

А так как личностные достижения сегодня связываются с уровнем компетентности учащегося в образовательном процессе, то следует помнить, что компетенции “закладываются” в образовательный процесс посредством: технологий; содержания образования; стиля образовательного учреждения; типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

Известно, что современную технологию обучения характеризуют следующие позиции, а именно: технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе которой лежит определенная методологическая позиция автора ( например, технология процесса передачи знаний, умений и навыков); технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата; функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения; поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися; органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности [2].

Таким образом, приходим к  выводу, что любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; сами результаты.

В 2012 году перед кафедрой «Иностранные языки и межкультурные коммуникации» встала проблема  выбора подходящей технологии обучения английскому языку. Из опыта работы было очевидно, что деление студентов на подгруппы для изучения языка в рамках академических групп при отсутствии вступительного экзамена по английскому языку не отвечает требованиям времени. Преподавателю трудно создать коммуникативную среду в группе с разным уровнем знаний, и перед ним возникает дилемма: если ориентироваться на «сильных» студентов, то при постоянном факторе повышенной сложности пропадает мотивация у студентов с так называемым начальным (базовым) уровнем. С другой стороны, если пытаться ориентироваться на «слабых» студентов и студентов со средним уровнем, теряется интерес и желание изучать иностранный язык у студентов с изначально высоким уровнем владения языком. Им сначала становится скучно, а затем и вообще пропадает мотивация, ведь нет повода к чему-то стремиться. И проходит долгое время, пока большая часть подгруппы «дотягивается» до определенного уровня, «сильные» студенты продолжают  пользоваться тем запасом знаний, который̆ у них есть, не пополняя его.

Об этой проблеме мы подробно говорили в статье «Организация процесса обучения иностранному языку в транспортном вузе», размещенной в №4(5) за 2012 год журнала «Инновационный транспорт». А сегодня мы можем уже говорить о решении данной проблемы.

В результате проведенного исследования стало очевидно, что обеспечить преподавателю для обучения подгруппу с приблизительно равным уровнем знаний английского языка можно только при отборе с целого потока. И такая организация учебного процесса стала возможна благодаря технологии дифференцированного обучения. Вот уже 3 года все студенты одного направления подготовки одновременно приходят на занятие по иностранному языку, где на основании компьютерного тестирования и собеседования происходит деление на подгруппы по уровню знаний и мотивированности. После этого они  учатся по общей программе, но на разных уровнях: от начального до продвинутого. В этом случае  мы могли уже отметить, что появилась атмосфера «здоровой» конкуренции, которая и стала мощным положительным стимулирующим фактором. Теперь студент, который в результате самостоятельной работы начинал значительно обгонять свою подгруппу по уровню знаний, мог перейти в более сильную подгруппу. Стало  возможным и формирование подгрупп с сильной положительной мотивацией, готовых к более интенсивной самостоятельной работе. А все это позволяет    преподавателю дать  максимум знаний, который студент готов взять в отведенные ему программой часы занятий или сверх, но уже самостоятельно.

Таким образом, эффективная реализациия технологии дифференцированного обучения английскому языку на нашей кафедре стала возможна благодаря разделению потока студентов при изучении английского языка на подгруппы по уровню знаний и внутренней мотивации; обеспечению студенту права выбора для реализации части образовательной программы на английском языке; созданию мотивирующей среды в стенах университета и переходу на преподавание по единой технологии.


Библиографический список
  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учебное Пособие.- Москва., 2000.


Все статьи автора «Назаренко Татьяна Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: