УДК 378.035

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К РАЗЛИЧНЫМ ЭТНИЧЕСКИМ ГРУППАМ

Тюленева Евгения Михайловна
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет»
кандидат технических наук, доцент кафедры технологии и оборудования лесозаготовок

Аннотация
В статье представлены результаты этнического самоопределения студентов и социометрического исследования (N=107), проведенного в городе Красноярске, с целью изучения межличностных взаимоотношений студентов, принадлежащих к различным этническим группам, выявления уровня знания респондентами своей национальной культуры и толерантности.

Ключевые слова: взаимоотношения., молодежь, поликультурное образование, социометрия, толерантность, этнос


INTERPERSONAL RELATIONSHIPS STUDENTS OF DIFFERENT ETHNIC GROUPS

Tuleneva Evgenia Mikhailovna
Siberian State Technological University
Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor at the Department of logging equipment and technology

Abstract
This paper presents the results of ethnic self-determination of students and sociometric studies (N = 107), held in the city of Krasnoyarsk, in order to study interpersonal relationships of students belonging to different ethnic groups, identify the level of respondents' knowledge of their national culture and tolerance.

Keywords: ethnicity, intercultural education, relationships, sociometry, tolerance, youth


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Тюленева Е.М. Межличностные взаимоотношения студентов, принадлежащих к различным этническим группам // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/01/6286 (дата обращения: 27.05.2017).

Практически во всех высших учебных заведениях России обучаются студенты разных наций. Известно, что именно в студенческом возрасте формируются различные стереотипы и установки, а также межрелигиозные контакты. Развитие нашего общества зависит от того, на сколько успешными и конструктивными будут контакты между отдельно взятыми людьми, в том числе и между студентами учебных групп. В каждой учебной группе высокий статус получают те, кто обладает определенным набором ценностей и качеств, присущих для данного коллектива.

Исследованием вопросов социометрического статуса занимались многие зарубежные и отечественные ученые (Дж. Морено, У. Бронфенбреннер, Я.Л. Коломинский, B.C.Мерлин, и др.). В основном, направленность их исследований заключается в установлении взаимосвязи между социометрическим статусом и личностными характеристиками (одаренность, общительность, внешний вид и т.д.). Обучение молодежи с учетом поликультурного взаимодействия рассматриваются в работах Л.Т. Ткач, Г.В., Миронова, Н.В. Мартыненко, О.В. Бесчетновой и др. Однако взаимоотношения студентов, принадлежащих к различным этническим группам,  исследованы недостаточно.

Целью статьи является исследование межличностных взаимоотношений студентов, принадлежащих к различным этническим группам.

Под термином «этнос», мы подразумеваем, прежде всего, родной язык. Именно через язык человек ощущает сопричастность к своей культуре и своему народу, происходит усвоение, воспроизведение и передача традиций от поколения к поколению. По мнению Б.М. Муняновой индивиды, утратившие родной язык, теряют и родную культуру, особенности национальной духовности, мировосприятия и этнической картины мира. Развитие этноса неразрывно связано с культурой и историей других социально-этнических общностей, с которыми он постоянно вступает во взаимоотношения [1,с.58].

С целью выявления этнической принадлежности в студенческой среде автором было проведено анкетирование в 2014 году среди 107 студентов первых и вторых курсов, обучающихся в высшем учебном заведении Красноярска. Среди опрошенных 36,4 % составляли девушки и 63,6 % юноши в возрасте от 17 до 23 лет.

 

Рисунок 1 – Определение этнического статуса студентов 1 и 2 курсов в процентном соотношении. Где    - студенты 1 курса,     – студенты 2 курса

Исходя из графика на рисунке 1, можно сделать вывод, что 1 и 2 курс – поликультурные студенческие группы с преобладающим количеством студентов русского этноса.

Среди опрошенных около 10 % учащихся – выходцы из полиэтнических семей. По мнению ряда авторов [2,3], такие семьи учат индивида быть более терпимым к представителям других этносов, лучше понимать людей других национальностей.

С целью проверки межличностных отношений среди студентов различных этносов использовалась социометрическая техника Дж. Морено. В зависимости от количества и интенсивности выборов или отказов другими респондентами коллектива можно оценить статус, популярность человека в студенческой группе.

Дополнительно применялась техника проведения социометрического исследования по В.И. Паниотто. Данная процедура исследования испытуемых основана на том, что респонденты отвергают или выбирают других студентов группы в качестве соседа по парте, для работы, проведения досуга, выполнения домашней работы и т.д.

Для количественной оценки полученных данных был выявлен эмоционально-оценочный (симпатии и антипатии по отношению к этнической группе; принятие общечеловеческих ценностей, предпочтение мира и равных прав с другими народами или безразличие к данной проблеме, негативное отношение к другим этногруппам) критерий.

Анализ полученных данных показал, что межличностные отношения студентов первого и второго курса определяются не этническими отношениями, а такими чертами личности как профессионально-личностные качества, успехи в учебе, физическая привлекательность, общительность, чувство юмора и др.

На вопрос дружественных или конфликтных отношений с представителями других этносов, подавляющее большинство респондентов (более 94,8 %) отметили отсутствие конфликтов. Также, большинство студентов имеют друзей других национальностей (около 84,2 %). Отсутствие друзей других национальностей у студентов (15,8 %) по их мнению, связано с отсутствием общих интересов с представителями других этносов в группе. Наличие эпизодических конфликтов обучающихся в студенческой среде вне группы 2,6 % и с проживающими в общежитии 3,6 % чаще всего выражающихся на бытовом уровне (по мнению опрошенных) общей подсознательной неприязнью к представителям определенного этноса. На первый взгляд, процент конфликтов довольно низкий. Однако, на момент исследования наибольший процент испытуемых составили респонденты русского этноса. Количество же учащихся других национальностей в университетах увеличивается с каждым годом. В связи с этим, необходимо учитывать возможность формирования среди студентов неприязненного и негативного восприятия представителей других этносов.

На момент исследования, отношение студентов к людям другой национальности, оценивалось как уважительное или нейтральное. 17,9 % студентов второго курса ответило на вопрос, что относятся к людям другой национальности как правило, с неприязнью, при том, что большинство из этой категории студентов имеют друзей другой национальности. Респонденты выделили следующие причины неприязненного отношения:

1) Отсутствие культуры поведения у иностранных граждан, в другом случае на них не обратили бы внимания.

2) Ощущение негативного отношения со стороны представителей других этносов, возникает ответная реакция.

3) За правонарушением иногда быстрее разглядеть иностранца, чем признать, что аморальный поступок совершает, прежде всего, человек.

4) На территории России слишком много иностранных граждан, отсюда внутреннее неприятие, когда встречаются представители других этносов в большом количестве (рынок, праздничные мероприятия и т.д.).

Таким образом, социометрические исследования показали, что межэтнические отношения студентов первого и второго курса определяются не этническими отношениями, а другими качествами (умственная одаренность, успехи в учебе, общительность, ответственность, внешняя привлекательность и др.). Однако, в студенческой среде, как и в обществе, в целом, сохраняется межнациональная напряженность. Проблема взаимоотношений с приезжими гражданами других национальностей актуальна сегодня для учащейся молодежи. Сохраняется определенный процент студентов, которые видят в представителях не славянского этноса источник межнациональных конфликтов, рост преступности, неуважение к обычаям, традициям местного населения.

Для сохранения и поддержания этнического самосознания молодежи, а также толерантного отношения к другим этносам, необходимо прививать знания о национальных традициях, культуре, формировать чувство гордости и патриотизма за свою страну и народ, развивать морально-нравственные качества молодежи, способствовать укреплению этнического самосознания, к толерантному отношению людей другой национальности.


Библиографический список
  1. Мунянова Б.М. Национальное самосознание и этническая идентификация студенческой молодёжи Калмыкии // Социологические исследования, 2009. №9.
  2. Шлягина Е.И., Карлинская И.М. Толерантность как условие позитивного межэтнического общения // Психология общения: проблемы и перспективы. М., 2000.  256 с.
  3. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. М.: Прометей, 2002.


Все статьи автора «Тюленёва Евгения Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: