УДК 37

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМА ПОСЕЩАЕМОСТИ И ЕЕ РЕШЕНИЕ

Бурдина Надежда Николаевна1, Гарипова Альбина Зуфаровна2
1Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета
2Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, старший преподаватель, Факультет физической культуры, Кафедра физической культуры

Аннотация
В статье рассматриваются причины пропусков студентами занятий по физической культуре и предлагаются пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: занятия спортом, здоровье студентов, физическая культура


PHYSICAL EDUCATION A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION: PROBLEM OF ATTENDANCE AND ITS SOLUTION

Burdina Nadezhda Nikolaevna1, Garipova Albina Zufarovna2
1Yelabuga Institute of Kazan Federal University
2Yelabuga Institute of Kazan Federal University, Senior Lecturer, Faculty of Physical Culture, Department of Physical Education

Abstract
The article discusses the reasons for the absences of students of physical culture and the ways of solving this problem.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Бурдина Н.Н., Гарипова А.З. Физическая культура в ВУЗе: проблема посещаемости и ее решение // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/01/6303 (дата обращения: 21.11.2016).

Проблема здоровьесбережения подрастающего поколения является одной из немаловажных задач не только российского образования, но и общества в целом. Всевозможные государственные программы, направленные на здравоохранение и развитие физической культуры и спорта в России, стимулируют развитие интереса у молодежи к здоровому образу жизни и занятиям спортом. Однако с каждым годом особо остро встает вопрос о нежелании студентов посещать занятия по физической культуре. Таким образом, цель данной работы – выявить основные причины пропусков занятий по физической культуре, а также предложить пути решения данной проблемы.

Учебные занятия – это основная форма физического воспитания в высшем учебном заведении. Планы занятий составляются по ОП ВО ФГОС 3+. Основной задачей занятий физической культурой в ВУЗе является формирование разноплановой нагрузки для студентов. В течение учебного семестра чередуются легкоатлетические, гимнастические занятия, подвижные и спортивные игры, ходьба на лыжах и другие виды в соответствии с техническим оснащением ВУЗа, а также лекционные занятия.

Помимо этого, обучающимся предлагается другая форма физического воспитания – посещение физкультурно-спортивных клубов по их интересам. Спортивные клубы создаются на базе ВУЗа, их деятельность направлена, в первую очередь, на привлечение студенчества в регулярные занятия физическими упражнениями и спортом . Также задачей спортивных клубов является пропаганда здорового образа жизни.

Кроме учебных занятий и спортивных секций, в ВУЗе, а также за его пределами, регулярно проводятся разнообразные спортивные мероприятия, которые вовлекают студентов в активную деятельность, воспитывают и стимулируют их к ведению активного образа жизни.

Следует отметить высокий уровень развития системы физического образования и воспитания в ВУЗе, цель которой – удовлетворение интересов и потребностей студенчества. Тем не менее, вопрос непосещаемости студентами занятий остается открытым. Чтобы ответить на него, был проведен опрос в социальных сетях среди студентов Елабужского института КФУ, в котором приняли участие 261 человек, 80 – юношей, 181 – девушек. Из 100% опрошенных 48% ответили, что регулярно посещают занятия по физической культуре, 52% – по различным причинам пропускают занятия. Среди причин были выявлены:

- личные проблемы, к которым относятся наличие ребенка, трудовая занятость, уход за больными родственниками – этот вариант предпочли 15% респондентов;

- низкий уровень спортивного интереса – 10% опрошенных; заболевания и отклонения в здоровье – 8%;

- узкий выбор спортивных секций – 7%; слабая оснащенность спортивных сооружений – 2%;

- неуверенность в себе- 3%; религиозный фактор – 1%;

- отсутствие душа в раздевалках – 2%;

- 4% респондентов воздержались от конкретного ответа.

Для решения данной проблемы необходимо изменить структуру физического образования, пополнить базу спортивных сооружений в ведомстве ВУЗов и расширить выбор спортивных секций для студентов. Одну из реформ предложил и с 2015 года внедрил в свою образовательную систему Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Согласно новой программе преподавания физической культуры, происходит теоретическое изучение и ориентирование студентов первого курса с целью выявления их интересов в области спорта и физических возможностей и предрасположенностей. Начиная со второго курса, студентам предлагается выбрать форму занятий по физической культуре. Так формируется расширенный ряд спортивных секций по интересам для всех студентов. Данное реформирование привело к эффективному результату – посещаемость и интерес к спорту среди студенчества резко вырос. Также отмечается, что количество студентов с отклонениями в здоровье сократилось. Таким образом, цель программы – повысить интерес к физической культуре в студенческой среде – была достигнута.

Правительство РФ также не оставляет без внимания проблему незаинтересованности студенчества в занятиях физической культурой и спортом. В рамках Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года ставятся следующие цели:

- создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения, в первую очередь, подрастающего поколения;

- разработка и реализация комплекса мер по пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта;

- модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях. [2]

При активном участии министерств РФ, заинтересованных органов исполнительной власти, физкультурно-спортивных организаций и пр., происходит разработка и реализация комплексов мер по достижению поставленных целей.

Подводя итог вышесказанному, стоит сделать вывод о том, что привлечение студентов к ведению здорового образа жизни с активным занятием физической культурой и спортом имеет большое значение не только для самой студенческой среды, но и для государства. Поэтому личная заинтересованность обучающихся имеет первостепенное значение в решении поставленной проблемы.


Библиографический список
  1. Илона Жукова. Олег Полухин: Уроки физкультуры должны быть интересными. 17.06.2015 //ИА БЕЛ.RU. URL: http://www.bel.ru/news/sport/2015/06/17/907371.html (Дата обращения: 03.12.2015)
  2. План мероприятий по реализации в 2009 – 2015 годах Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года // Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации. URL: http://www.minsport.gov.ru/upload/plan_po_strategii.pdf (Дата обращения: 25.12.2015)


Все статьи автора «Бурдина Надежда Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация