УДК 316.344.24

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ФЕМИНИЗАЦИЯ БЕЛОРУССКОЙ НАУКИ

Соловей Алеся Петровна
Институт социологии НАН Беларуси
магистр, младший научный сотрудник

Аннотация
Рассматривается процесс феминизации белорусской науки, начавшийся в советском периоде ее развития и продолжающийся в настоящее время; анализируется квалификационный уровень женщин-исследователей; обозначаются проблемы положения женщин в науке.

Ключевые слова: «qualitative» feminization, «quantitative» feminization, «качественная» феминизация, «количественная» феминизация, женщины-исследователи, научная элита, научные кадры, феминизация науки


QUANTITATIVE AND QUALITATIVE FEMINIZATION OF BELARUSIAN SCIENCE

Solovey Alesya Petrovna
Institute of Sociology NAS of Belarus
magister, junior research fellow

Abstract
The paper considers the process of feminization of the Belarusian science begun in the Soviet period of its development and continuing to the present time; the qualification level of women researchers is analyzed; problems of position of women in science are indicated.

Keywords: feminization of science, scientific elite, scientific personnel, women researchers


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Соловей А.П. Количественная и качественная феминизация белорусской науки // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/01/6343 (дата обращения: 20.11.2016).

Одной из специфических черт современной науки является ее феминизация. Под феминизацией науки понимается процесс роста доли женщин в ее кадровом потенциале. Женщины многих стран имеют равный с мужчинами доступ к получению высшего образования и занятию наукой. Не составляют исключение и белорусские женщины. В условиях феминизации белорусской науки вхождение женщин в науку рассматривается как активное вовлечение их в сферу высококвалифицированного труда и научного творчества. В 2014/2015  году женщины-студентки составляли 57,3% от общей численности белорусских студентов. Общая тенденция феминизации белорусской науки проявляется также в рамках подготовки научных кадров высшей квалификации: в аспирантуре – 54,7% и докторантуре – 46,1% женщин обучалось в 2014 учебном году [1, с. 169].

Важно понимать, что процесс феминизация белоруской науки начинается с советского периода истории Беларуси и развивается в рамках трех «волн» феминизации советской науки. Наиболее высокий приток женщин в науку был характерен для второй половины 40-50-х гг. Очевидно это было связано с демографическими последствиями войны, что потребовало резкого притока людей в связи с возобновлением деятельности научных учреждений. В 1950 г. из общего количества аспирантов АН БССР женщины превысили 30%, а в высших учебных заведениях – 57,7% [2]. На рубеже 60-х гг. среди 6840 научных работников было 2583 женщины, что составляет 37,8 % [4].

Значительное влияние на феминизацию науки в 60-е гг. оказал высокий темп роста общей численности научных работников. Возросла доля женщин среди студентов вузов – с 43 % в 1960 г. до 50% в 1975 г., что позволило обеспечить высокий темп набора кадров за счет деформации половой структуры принимаемых на работу в пользу женщин. И уже к середине 70-х годов доля женщин в численности научных кадров СССР достигла 40 %. В большинстве союзных республик, в том числе в БССР, процесс феминизации стабилизировался (среди кандидатов наук на уровне 28% и среди докторов наук около 14%). Общая численность научных работников в БССР с 1960 по 1987 гг. увеличилась в 6,8 раза, женщин же – в 7 раз (с 2583 чел. в 1960 г. до 18568 чел. в 1987 г.). К концу 80-х гг. среди научной интеллигенции женщины составляли около 42% [1].

Анализируя квалификационный уровень женщин-ученых в БССР, следует отметить, что число с учеными степенями и званиями постоянно росло. Число женщин докторов наук выросло с 17 в 1960 г. до 118 человек в 1987 г., а кандидатов наук – с 520 до 3955, т.е. на 101 и 3435 человек соответственно. Максимальный рост женщин кандидатов и докторов наук приходится на конец 1975 г. и составляет 30% и 11% соответственно [4]. К 1995 г в Беларуси уже было 14384 женщин исследователей, что составило 53,5% от общего числа занятых научными исследованиями и разработками [5].

В настоящее время доля женщин в белорусской науке составляет 41,2% от общей численности работников, занятых научными исследованиями и разработками. Это позволяет говорить о высоком уровне представленности женщин в составе научных кадров. И хотя за период 1995-2014 гг. доля женщин в общей численности исследователей снизилась на 12,3% (в 1995 – 53,5%), это не отменяет тезиса о наблюдающемся процессе феминизации белорусской науки. На протяжении двух десятилетий (в период с 1995 по 2014 гг.),  возросла  на 7,3% доля женщин кандидатов наук (с 32% в 1995 г. до 39,3% в 2014 г), увеличилась и доля женщин докторов наук на 6,7% (с 11% в 1995 г. до 17,7% в 2014 г.) [5; 6.]. Это позволяет говорить о том, что, несмотря на уменьшение общей доли женщин-исследователей (так называемая «количественная» феминизации), постепенно возрастает доля женщин, имеющих ученые степени (так называемая «качественная» феминизация). Т.е. наблюдается феминизация элитарной науки. Под «количественной» феминизацией науки понимается возрастание доли женщин в общем числе исследователей, а под «качественной» – возрастание доли женщин исследователей, имеющих ученую степень и доли женщин, занимающих руководящие посты в  структурных подразделениях научных организаций.

Рассмотрим динамику численности  женщин-исследователей по областям науки.

Таблица 1. Доля женщин-исследователей в Республике Беларусь по областям науки (в %)

Область науки

1997 год

2003 год

2014

год

Естественные

49,0

47,6

49,1

Технические

41,6

35,8

32,1

Медицинские

62,2

66,8

62,9

С/ хозяйственные

54,4

56,9

59,8

Социально-экономические и общественные

59,2

56,5

57,1

Гуманитарные

55,5

56,9

63,5

Как видно из таблицы 1, доля женщин снизилась  в технических науках. Они стали еще более мужскими (женщины в них составляют менее трети исследователей – 32,1% – в 2014  по сравнении с 41,6,% в 1997). Можно сказать, что практически сравнялись доли женщин и мужчин в естественных науках (в1997 г. – 49,0%, в 2014 году – 49,1% женщин). Медицинские науки остаются по-прежнему самой феминизированной отраслью знания, несмотря на незначительное колебания  в них доли женщин за рассматриваемый период.

Однако, в таких отраслях науки, как  сельскохозяйственные  и гуманитарные науки доля женщин увеличилась, Так, если в 1997 году доля женщин-исследователей в с/хозяйственных  и гуманитарных  науках составляла 54,4% и 55,5%, то в 2014 – 59,8% и 63,5%, соответственно. Отметим, что доля женщин в социально-экономических и общественных науках остается на протяжении рассматриваемого периода достаточно стабильной.

Если говорить непосредственно о динамике доли женщин-исследователей среди научных кадров высшей квалификации, то за период 1997-2014 гг. практически во всех областях науки доля женщин, как докторов наук, так и кандидатов наук увеличилась (см. табл. 2.).

Таблица 2. Численность женщин-исследователей с учеными степенями в Республике Беларусь по областям науки (в %)

Годы

1997

2003

2014

1997

2003

2014

Область науки

Кандидаты наук

Доктора наук

Естественные

36,4

39,1

43,0

13,3

14,7

18,4

Технические

13,2

14,2

17,9

2,0

5,3

7,3

Медицинские

55,1

59,7

59,5

18,1

23,5

25,6

Сельскохозяйственные

36,3

39,7

47,3

14,5

14,3

22,0

Социально-экономические и общественные

37,0

33,1

42,5

14,9

18,9

14,3

Гуманитарные

49,0

51,9

55,8

12,3

19,7

30,6

Наибольший рост доли женщин кандидатов наук наблюдался в таких областях науки как сельскохозяйственные (на 11%) и гуманитарные (на 6,8%).  Больше всего возросла доля женщин докторов наук в технических науках (почти в 4 раза: с 2,0% до 7,3%), хотя в целом данная область знания остается наименее феминизированной. В гуманитарных и медицинских науках доля женщин докторов наук выросла на 18,3% и 7,5%, соответственно. Несмотря на рост доли женщин кандидатов и докторов наук, мужчины продолжают доминировать среди научных кадров высшей квалификации.

За период 2000-2014 гг. доля женщин-исследователей в НАН Беларуси постоянно увеличивалась (несмотря на незначительные колебания по годам). На начало 2014 года доля женщин-исследователей составила 47,3%, что на 6% больше, чем доля женщин-исследователей по республике в целом (см. табл.3.).

Таблица 3. Динамика доли женщин-исследователей в НАН Беларуси в общей численности докторов и кандидатов наук за период 2000-2014 г. (в %)

Год

Доля женщин в общей численности исследователей

Из них с ученой степенью

кандидата наук

доктора наук

2000

43,0

35,5

13,3

2001

41,1

36,9

12,5

2002

45,5

36,3

13,6

2004

46,6

36,9

15,2

2005

46,7

37,6

15,6

2006

48,0

38,3

15,6

2007

48,1

36,7

14,0

2008

48,1

37,5

13,6

2009

47,1

39,2

17,0

2010

48,3

39,7

16,4

2011

46,2

39,9

16,3

2012

47,0

40,4

18,4

2013

47,3

40,9

17,5

2014

47,2

41,8

18,2

Если в целом по белорусской науке за период 2000-2014 гг. доля женщин в общей численности исследователей стабилизировалась и даже наметилась с2007 г. тенденция ее уменьшения, то в НАН Беларуси феминизация науки нарастает. Так, в 2014 г. в общей численности исследователей в целом по стране женщины составили 41,1 %, а в НАН Беларуси – 47,3% [7].  Аналогичная картина наблюдается и среди научных работников высшей квалификации. В 2014 г. в целом по стране женщины составляли 39,3% и 17,7% от численности кандидатов и докторов наук, занятых научными исследованиями и разработками, а в научных организациях НАН Беларуси – 41,8% и 18,2% соответственно.

Анализируя феминизацию белорусской науки, следует сказать, что данный процесс начался еще в советском периоде, постепенно стабилизировался и продолжается до сих пор. Однако, несмотря на общую феминизированность белорусской науки, женщины редко достигают вершин академического статуса. Присутствие женщины в научной элите затрагивает проблему карьеры женщины в науке. В настоящее время остается слабо изученным вопрос о положении женщины в науке, в том числе особенности самой женщины, обусловленные ее природой, ее ценностные ориентации и мотивационные установки. Не изучены до конца теоретические основы карьеры женщины в науке. Открытым остается и вопрос о трудностях, барьерах и препятствиях, с которыми сталкиваются женщины в процессе научной карьеры. Тем самым проблема изучения женщин, их социального и профессионального статуса представляет научный интерес, как для зарубежных, так и для отечественных исследователей.


Библиографический список
  1. Образование в Республике Беларусь. Стат. Сб. – Мн.: Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2015.
  2. Корзенко, Г.В. Подготовка научных кадров в Беларуси. Взгляд сквозь годы. – Мн.: Бел. изд. Тов-во «Хата», 1998.
  3. Народное хозяйство Белорусской ССР в 1987 г.: Стат. Ежегодник / Госкомстат БССР. – Мн.: Беларусь, 1988.
  4. Народное хозяйство Белорусской ССР в 1982 г.: Стат. Ежегодник / Госкомстат БССР. – Мн.: Беларусь, 1983.
  5. Наука Республики Беларусь 1996: Стат. cб. – Мн.: БелИСА, 1997. – 101 с.
  6. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: Стат. cб. – Мн.: Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2015.
  7. Отчет о деятельности НАН Беларуси в 2014 году. – Мн.: НАН Беларуси, 2015.


Все статьи автора «Соловей Алеся Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация