УДК 378

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПЛАКАТОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Полякова Валерия Александровна
Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Аннотация
В статье рассмотрены вопросы создания и использования интерактивных плакатов на уроках изобразительного искусства. Обсуждаются основные возможности интерактивных плакатов, как эффективного инструмента совершенствования системы методов и приёмов повышения качества обучения изобразительному искусству.

Ключевые слова: изобразительное искусство, интерактивные плакаты, интерактивные средства обучения, интерактивные технологии, качество обучения, мультимедиа, электронные образовательные ресурсы


THE USE OF THE EDUCATIONAL INTERACTIVE POSTERS ON THE LESSONS OF THE FINE ARTS

Polyakova Valeria Alexandrovna
Volgograd State Social-Pedagogical University

Abstract
The article describes the use of the educational interactive posters for the lessons fine arts. The article describes the main features of interactive multimedia posters as an effective tool for improving the system of methods and techniques to improve the quality of the lessons fine arts.

Keywords: art lessons, educational interactive posters, electronic educational resources, fine arts, intensification of education, interactive means of education, interactive technologies, quality of education


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Полякова В.А. Использование интерактивных плакатов на уроках изобразительного искусства // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/02/6376 (дата обращения: 29.09.2017).

Вошедшие в сферу образования ИКТ-технологии изменили учебный процесс, сделав его интерактивным, ориентированным на взаимодействие, диалог и применение полученных знаний и навыков на практике [1].

Оснащение школ современной компьютерной техникой и предлагаемый новыми стандартами деятельностный подход в обучении приводят к активному использованию на уроках интерактивных средств обучения (ИСО). ИСО включают технические средства (компьютер, его периферийные устройства, интерактивные доски, проектор и др.) и программные (электронные образовательные ресурсы, электронные учебники и пособия, тестирующие программы, тренажеры, конструкторы и др.) [2].

Сегодня мультимедиа играют важную роль в повышении уровня восприятия учебного материала и обеспечении его лучшего понимания, усвоения и т. д. Необходимо отметить, что мультимедийные образовательные ресурсы позволяют учителю активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся за счет возможности использования различных видов обратной связи [3]. Интерактивные управляющие элементы в ИСО позволяют обучающимся самостоятельно выбирать время, темп, объем учебной работы и др. [4].

Все это требует от учителя умения организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся таким образом, чтобы они имели возможность, в процессе активной деятельности на уроке, самостоятельно открывать новые знания и способы действий [5].

Для уроков изобразительного искусства, представляют, на наш взгляд, особый интерес наглядные дидактические пособия нового поколения - интерактивные мультимедийные плакаты. По сравнению с обычными полиграфическими изданиями (Г.О.Аствацатуров, Т.В.Минькович, В.Э.Штейнберг и др.), данные средства являются современным многофункциональным средством обучения и обеспечивают при максимальной визуализации учебной информации многоуровневую работу с ней на всех этапах: первичной передачи, переработки, сжатия, контроля [6, 7].

Г.О. Аствацатуров отмечает, что интерактивные плакаты могут быть только многоуровневыми и многофункциональными, направленными как на изучение нового материала, так и закрепление, на использование обратной связи и контроля качества усвоения полученной информации.

В структуре интерактивного плаката, как правило, имеется слайд первого плана и ряд подчиненных ему сцен. Отдельные части плаката первого плана содержат своего рода «меню», чтобы получив начальное представление об общем содержании и смысле представленного информационного блока перейти к подчиненным ему сценам [8].

Рассмотрим пример интерактивного плаката, разрабатываемого нами с помощью MS PowerPoint [9].

На рисунке 1 представлен слайд первого плана, с которого учитель может в любой момент перейти, с использованием гиперссылок и прозрачных слоев к слайдам второго и третьего плана.

Рис.1
Рис.1. Пример интерактивного плаката по теме: «Материалы и инструменты художника».

На слайдах второго плана (рис.2) содержатся интерактивные управляющие элементы, позволяющие переключаться к наглядной теоретической информации о материалах и инструментов художника, практическим заданиям для обучающихся, тренажерам и тестам. Также на каждом слайде имеется возможность выводить справочные материалы и подсказки (используются триггеры или гиперссылки).

Рис. 2.
Рис. 2. Пример слайда второго плана.

На подчиненных слайдам второго плана сценах (рис.3) выводится более подробная информация о каждом инструменте художника, его назначении и вариантах использования. Вернуться на данный слайд можно щелкнув мышью в любой области экрана, кроме управляющих элементов. С помощью управляющих элементов можно вывести дополнительную информацию на экран, а также переходить на следующие и предыдущие слайды или перейти в любой момент времени на слайд первого плана.

Рис. 3.
Рис. 3. Пример слайдов третьего плана.

На рис.4 приведен пример интерактивного тренажера (интерактивные тренажеры находятся на слайдах третьего плана и соподчинены слайдам второго плана интерактивного плаката), созданного средствами PowerPoint [10] с использованием макросов (технологии: перетаскивание объектов на экране, проверка правильности ответа и др.) и триггеров. При разработке подобных тренажеров важно продумывать реакцию программы на неправильные действия обучающегося. В нашем случае, если обучающийся переносит текст с названиями инструментов художника неверно – они возвращаются на исходное место, если ответ верный – остаются в выделенной области возле картинок, их обозначающих.

Рис.4
Рис.4. Пример интерактивного тренажера с использованием возможности перетаскивания объектов на слайде в режиме демонстрации.

MS PowerPoint, позволяет не только добавлять на слайды картинки, видео, анимацию и др. [4, 10], но и использовать готовые мультимедийные ресурсы, которые можно как вмонтировать в слайд, так и с помощью гиперссылки открыть в отдельном окне, а после завершения работы с ними вернуться обратно на слайд плаката. На рисунке 4 представлен пример работы в он-лайн режиме слайд-шоу, находящегося на федеральном портале Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).

Рис.5
Рис.5. Пример интерактивного слайд-шоу ресурса к учебнику «Изобразительное искусство», 1 класс, Кузин В.С., издательство «Дрофа».

Использование инструментов PowerPoint, позволяет создавать качественные интерактивные плакаты, в которых есть возможность: внесения изменений и дополнений, создания пометок поверх учебного материала, создания иллюстрированного опорного конспекта, включения и выключения разъясняющей информации, создания многоуровневых интерактивных заданий и набора иллюстраций, интерактивных рисунков, анимаций, видеофрагментов.

Учитель может использовать интерактивные плакаты как на интерактивной доске при фронтальной работе, так и для индивидуальной работы учащихся [10]. Интерактивные плакаты дают учителю инструменты инициирования новых форм деятельности обучающихся – включения обучающихся в дискуссии, обсуждение проблемных и спорных вопросов, ориентированных на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и представление знания.

Особо отметим возможности интерактивных плакатов при интеграции компьютерных и мобильных технологий для организации систематического и оперативного контроля знаний обучающихся. На слайдах интерактивного плаката можно легко настроить гиперссылки как для переключения к тестовым заданиям, включенным в сам плакат, так и к заданиям, находящимся в сети Интернет. Например, на слайдах плаката можно выводить вопросы обучающимся, а оперативную проверку организовать с помощью интернет-сервиса Plickers, одного смартфона или планшета учителя и карточек с QR-кодами [11].

Для организации интерактивного взаимодействия на занятиях интересны возможности интернет-сервисов [12, 13] для совместного создания, редактирования и размещения в сети фотографий, презентаций, интерактивных плакатов, карт знаний, комиксов, мультфильмов, пазлов и др.

Использование интерактивных технологий привело к изменению роли учителя в образовательном процессе, который становится больше наставником и тьютором. Он вместо готовых знаний побуждает обучающихся к самостоятельному поиску ответов и решений обсуждаемых проблем, а также к самостоятельному поиску того, что еще нужно изучить и освоить [4]. При таком обучении создаются условия для развития личной инициативы обучающихся и формируются у них коммуникативные качества, умения анализировать альтернативные мнения, навыки выбора и принятия четко обоснованных решений и др. [4, 14].

В заключении отметим, что педагогически целесообразное использование интерактивных плакатов может помочь решить проблему снижения качества обучения [15], являющуюся одной из основных проблем современного образования и связанную со снижением эффективности традиционных форм, методов и средств обучения.


Библиографический список
  1. Лузан Е. Ю. Актуальность применения интерактивных плакатов для реализации ФГОС [Текст] / Е. Ю. Лузан, Т. М. Зуева, В. А. Перелыгин // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 27-30.
  2. Куликова Н. Ю. Методические основы формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения. Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4 .– URL: http://www.science-education.ru/118-14228 (дата обращения: 20.10.2015).
  3. Бобровская Л.Н., Данильчук Е.В., Куликова Н.Ю. Интерактивные электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества обучения на начальной ступени общего образования // Развитие профессиональных компетенций педагогов в условиях перехода на новые стандарты системы образования: Международная научно-практическая конференция. 15 февраля 2015 г. / Под общ. ред. О. П. Нестеренко. – Тирасполь: ПГИРО, 2015. – С. 152-157.
  4. Куликова Н.Ю., Полякова В.А. Использование интерактивной мультимедийной презентации на уроке как средства управления познавательной деятельностью обучающихся // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12802 (дата обращения: 21.10.2015).
  5. Данильчук Е. В., Куликова Н. Ю. Модель формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения // Грани познания. 2014. № 7 (34). С. 70-75.
  6. Аствацатуров Г.О. Три уровня интерактивности в мультимедийной дидактике // Школьные технологии. 2012. № 6. С. 83-88.
  7. Аствацатуров Г.О. Технология конструирования интерактивного плаката [Электронный ресурс]. URL: http://didaktor.ru/texnologiya-konstruirovaniya-interaktivnogo-plakata/ (дата обращения: 21.10.2015).
  8. Минькович Т. В. Укрупнение дидактических единиц в информатике: принцип знакового укрупнения // Информатика и образование. № 7. Сентябрь 2013. C. 41-48.
  9. Бобровская Л. Н., Куликова Н. Ю. Создание электронных образовательных ресурсов средствами PowerPoint. Педагогическая информатика. – 2012. – № 1. – С. 17–27.
  10. Куликова Н. Ю., Данильчук Е. В., Борисова Н. В. Формирование готовности педагога к использованию интерактивных средств обучения как важнейшей составляющей его информационной компетентности // Вестник Волгоградской академии МВД России. № 2 (33), 2015. С. 136-140.
  11. Куликова Н.Ю., Кобзева В.А. Использование мобильных приложений для организации и проведения оперативного контроля знаний обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53174 (дата обращения: 20.01.2016).
  12. Сергеев А. Н. Профессиональная подготовка будущих учителей в контексте обучения в сетевых сообществах Интернета. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «педагогические науки»: научный журнал. – 2010. – №1.
  13. Сергеев А.Н., Ульченко Е.Н. Публикация мультимедийного контента в социальной образовательной сети: техническая реализация и возможности для образования // Научный потенциал. 2014. № 1 (14). С. 84-87.
  14. Карпенко Е.А. Критерии успешного применения интерактивных технологий в обучении // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/06/3274 (дата обращения: 25.09.2015).
  15. Куликова Н.Ю. Учебный курс “Разработка электронных образовательных ресурсов” // В сборнике: Информационные технологии в образовании XXI века Сборник научных трудов. 2013. С. 279-283.


Все статьи автора «Полякова Валерия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: