УДК 37.015.31

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЕ

Басырова Елена Сергеевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»
студент магистратуры 1 года обучения

Аннотация
В статье раскрываются понятия жизненной среды и сенсорных навыков. Приводится обоснование важности развития сенсорных навыков детей раннего возраста. Рассматривается необходимость обогащения чувственного опыта ребенка через воздействие на различные анализаторы. Даются примеры комплексного развивающего воздействия. Отмечается предрасположенность детей данного возраста к подобному воздействию.

Ключевые слова: анализаторы, восприятие, жизненная среда, раннее развитие, ранний возраст, сенсорное воспитание, сенсорные навыки, чувственное познание


DEVELOPMENT OF SENSORY SKILLS YOUNG CHILDREN IN VITAL WEDNESDAY

Basyrova Elena Sergeevna
Immanuel Kant Baltic Federal University
student of a magistracy of 1 year of training

Abstract
The article elaborates on the concept of life Wednesday and sensory skills. Justification the importance of sensory skills in young children. Addresses the need to enrich the child's sensory experience through exposure to various analyzers. Give examples of complex developmental impact. Notes this age children predisposed to such effects.

Keywords: analyzers, early age, early childhood development, perception, sensory cognition, sensory education, sensory skills, vital Wednesday


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Басырова Е.С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/02/6414 (дата обращения: 29.09.2017).

Раннее развитие ребенка в настоящее время является востребованной темой. Многие родители стремятся как можно раньше научить своих детей читать, считать. Для этого используются обучающие книги, игрушки, пособия. Однако, в большинстве случаев это приводит к тому, что родители изо всех сил стараются ускорить развитие ребенка, практически заставляя его заниматься тем, что ему, в силу особенностей психического развития, еще недоступно. Дети лишаются важных навыков, пропуская сенситивные периоды для их развития, в попытках овладеть тем, что естественным образом должно было прийти позже. И потом, возможно, всю жизнь тратят на компенсацию. А родители разочаровываются в своих детях, сокрушаясь о потраченных усилиях и деньгах. Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью раннего развития, продиктованной современными тенденциями, и наличием адекватных данному возрасту методик.

В данной статье мы приведем примеры того, как с помощью простых предметов, имеющихся в доме, развивать сенсорные навыки детей. Вместо того, чтобы покупать дорогие и, зачастую, совершенно ненужные развивающие пособия для самых маленьких, родителям стоило бы обратить внимание на потребности ребенка, его познавательные способности и интерес. А отталкиваясь от этого, строить развивающую работу, не отнимая у ребенка радость игры. Это значит, развивать у ребенка сенсорные навыки.

Проблемой сенсорного развития детей дошкольного возраста занимались отечественные и зарубежные ученые, такие как Монтессори М., Фребель Ф., а так же Запорожец А.В.,  Сакулина Н.П., Тихеева Е. И.,. Усова А. П, и др. В работах таких психологов как Бронштейн А.И., Касаткина Н.И. Левикова А.И. и др. отмечается важность повышения чувствительности анализаторов для развития восприятия.

Сенсорные навыки – это навыки восприятия, в которых главную роль играют органы чувств. Их развитие подразумевает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического (ощущения движения, положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий) и других видов ощущения и восприятия.[1]

Жизненная среда человека включает в себя довольно широкий спектр параметров, влияющих на психическое развитие и функционирование человека. К ним, в частности, относится специфическое физическое окружение, в котором живет конкретный индивид, будь то сельская местность или городские условия, большой или маленький город с характерной для него архитектурой, горный ландшафт или равнинная территория, наконец, живет ли данный индивид в собственном доме или в квартире, живет ли постоянно и на одном месте или часто переезжает и тому подобное.[2]

Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. В раннем возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного. Восприятие формируется на основе ощущений разной модальности. Чем больше новых ощущений получит ребенок, тем полнее будет формироваться психика. Задача родителей быть рядом с ребенком, объясняя, направляя и помогая исследовать новые предметы.[3]

В возрасте от одного до трех лет родители постепенно дают ребенку представления о цвете, форме, величине, фактуре. С помощью различных анализаторов, ребенок узнает, что можно различать или объединять предметы по множеству различных признаков. Кроме того, данный возраст является сенситивным для развития речи, следовательно, выполняя рекомендации, приведенные в данной статье, родители создают для ребенка оптимальные условия для ее формирования.

Осязательные ощущения – это первое, что испытывает ребенок сразу после рождения. Все тело новорожденного  сильно реагирует на различные прикосновения к нему, именно поэтому в период младенчества так важен контакт «кожа к коже». В раннем детстве осязание все еще играет очень важную роль, постепенно сосредотачиваясь на кончиках пальцев. Необходимо давать ребенку потрогать и изучить различные ткани (бязь, флис, фланель, бархат, атлас, мех и другие), поверхности, предметы. Наверняка в каждом гардеробе найдутся уже давно не используемые вещи, которые можно отдать на изучение ребенку. Можно время от времени проходить с ребенком по квартире, касаясь стен, штор, столов и того что на них находится. Проговаривать названия, давать краткие характеристики. Например: “Это стол. Он гладкий и прохладный. За ним едят. Это ковер, он мягкий и теплый” и так далее. Это поможет ребенку не только получить различные сенсорные ощущения, но и запомнить названия предметов, их предназначение.

Зрительные ощущения являются одними из самых важных. Они дают нам около 80% всей получаемой информации. С ребенком можно рассматривать не только находящееся в квартире, но и за окном, обучая обращать внимание на далекие или близкие предметы. Так же важно обращать внимает ребенка на яркость освещения, цвет, величину и форму. Количество предметов и то, как они располагаются в пространстве.

Слуховые ощущения ребенок получает постоянно – его окружают разнообразные звуки – музыка, речь, звуки природы и города, а так же многое другое. Родители могут показывать ребенку, что при различных воздействиях предметы вокруг могут издавать звуки. Например, удар металлической ложкой по дереву будет отличаться по звуку от удара по металлу. Мягкая игрушка упадет на пол почки беззвучно, а пластиковый кубик звонко стукнется несколько раз.

Вкусовые и обонятельные ощущения чаще всего соседствуют. При знакомстве с новой едой, внимание ребенка стоит обратить на привлекательный запах. Так же дает много новой информации изучение цветущих растений, но тут нужно быть осторожным, чтобы не вызвать аллергию.[4]

Постепенно ребенок начинает больше интересоваться окружающими предметами. Его словарный запас постоянно пополняется, психическое развитие происходит гармонично и правильно. Самое важное – удовлетворять этот познавательный интерес, а не отмахиваться от него, занимаясь с ребенком только тогда, когда у взрослого есть настроение.

Из всего вышеизложенного становится ясно, что гармоничное развитие сенсорных навыков ребенка раннего возраста не требует большого количества специальных развивающих пособий и игрушек. Необходимо внимание родителей, стимулирующих познавательный интерес ребенка с помощью предметов окружающей среды.


Библиографический список
  1. Валиуллина И.Р. Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте URL: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac54.htm
  2.  Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда// ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ №1, 93 – с.13
  3. Фоменко Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры// Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. – с.53-55
  4. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста//Журнал “Современное дошкольное образование. Теория и практика” №3 2012.


Все статьи автора «Басырова Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: