УДК 378.1; 371.3

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ КАТЕГОРИИ «ОБУЧЕНИЕ» В ПРАКТИКЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ КУРСА «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»

Петров Никита Сергеевич1, Зубанов Владимир Петрович2, Свинаренко Владимир Геннадьевич3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат биологических наук, доцент
3Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва, Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, ведущий инженер

Аннотация
В статье описана практика детерминации категории «обучение» в модели подготовки будущих педагогов. Один из возможных вариантов использования педагогического моделирования может быть использован в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика», другой – в структуре изучения курса «Практическая педагогика». Качество моделирования категории «обучение» – продукт общей, коммуникативной и профессиональной культуры. Специфика качественного моделирования определений категории «обучение» может быть следствием использования технологии системно-педагогического моделирования.

Ключевые слова: компетенции, культура самостоятельной работы, обучение, педагогические дисциплины, педагогическое моделирование, самореализация, самостоятельная работа студента, социализация


FEATURES OF DETERMINATION CATEGORY "LEARNING" IN THE COURSE "THEORETICAL PEDAGOGY"

Petrov Nikita Sergeevich1, Zubanov Vladimir Petrovich2, Svinarenko Vladimir Gennadievich3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, candidate of biological Sciences, associate Professor
3National research nuclear University «MEPhI», Moscow, Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, senior engineer

Abstract
The article describes the determination of the category of practice "learning" model of training future teachers. One possible use of pedagogical modeling can be used to study the structure of the course "Theoretical Pedagogy", the other - in the structure of the study course "Practical pedagogy". Modeling quality category "training" - a product of general, communicative and professional culture. Specifics of qualitative modeling definitions of the category "training" may be due to systematic use of technology and pedagogical modeling.

Keywords: competence, independent work culture, self-realization, socialization, students' independent work, teacher discipline, teacher modeling, training


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Петров Н.С., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации категории «обучение» в практике изучения основ курса «Теоретическая педагогика» // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/02/6422 (дата обращения: 27.05.2017).

Курс «Теоретическая педагогика» [1-5] изучается будущими педагогами по физической культуре в системе таких педагогических дисциплин, как «Общие основы педагогики», «Управление образовательными системами», «Нормативно-правовое обеспечение образования», «Теория воспитания», «Социальная педагогика», «Теория обучения», обеспечивающих в своем единстве формирование целостной теоретической базы педагогического блока в профессионально-педагогической подготовке.

Качество изучения курса «Теоретическая педагогика» зависит от учета возможностей использования адаптивной и акмеверифицированной форм профессиональной подготовки будущего педагога, что может быть доказательно проиллюстрировано работами, выполненными студентами и педагогами факультета физической культуры НФИ КемГУ [6-19], визуализирующими продуктивный поиск будущих педагогов и педагогов, организующих педагогическое взаимодействие в выборе адаптивной и акмеверифицированной модели развития и саморазвития личности.

Особенности использования педагогического моделирования в подготовке педагога по физической культуре неоднократно обсуждаются, происходит коррекция педагогических средств фасилитации и оптимизации выбора педагога и обучающегося, такие примеры приведены в публикациях [20-30], в структуре которых уделяется внимание качеству и особенностям формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося, гарантирующих обществу продуктивность решения учебных и учебно-производственных задач. В помощь решения учебных и профессионально-педагогических задач в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» может быть выбрано научно-педагогическое обеспечение инновационной педагогической практики. К такому направлению можно отнести технологию системно-педагогического моделирования [31-35], реализующая условия планомерного перехода от репродуктивных форм решения задач к продуктивным. Продуктивность решения задач в педагогической деятельности непосредственно связана с возможностью развития и саморазвития личности в адаптивной и акмепедагогической модели совершенствования педагогического мастерства.

Продуктивность как условие успешности развития личности может быть проиллюстрирована и в качественном решении задач моделирования и уточнение категориального аппарата современной педагогики. Не исключение категория «обучение», особенности которой уточнялись и уточняются в структуре изучения курсов современной педагогики, примером служат работы [36-48].

Качество исследования возможности продуктивного самовыражения и самореализации в такой задаче может быть проиллюстрирована возможностью создания портфолио обучающегося [49-50] и профессионально-педагогическими кейсами [51], в совокупности детализирующими теорию и практику продуктивного определения и решения задач развития личности педагога и обучающегося, включенными в совместную деятельность и общение [52-59].

Определим понятие «обучение» в модели современной педагогической методологии, фасилитирующей исследование и реализацию идей гуманизма и продуктивности в современной школе как носителя ценностей современного образования и культуры.

Обучение с точки зрения аксиологического подхода – процесс освоения предметных и межпредметных возможностей пополнения знаний, ситуативного и пролонгированного формирования умений, навыков, компетенций в системе ценностно-целевых ресурсов оценки и рефлексии адаптивной и акмепедагогической подготовки личности, включенной в систему непрерывного образования как гаранта стабильности и продуктивности развития и саморазвития.

Обучение с точки зрения акмеологического подхода – процесс акмеверификации выбора обучающимся условий и возможностей развития и саморазвития в системе непрерывного образования, обеспечивающего личности полноценность социализации и самореализации в решении внутриличностных и поликультурных противоречий и задач, гармонизирующих систему отношений «внутреннее-внешнее».

Обучение с точки зрения гносеологического подхода – процесс получения, обобщения, систематизации, применения знаний, формирования на их основе умений, навыков, компетенций, рациональных способов решения задач развития, предопределяющих качественное формирование механизмов и ресурсов теории познания, гарантирующих личности и обществу соблюдение норм культуры и практики акмеверификации условий развития и самоутверждения личности обучающегося.

Обучение с точки зрения герменевтического подхода – процесс формирования личности в системе реализуемых моделей современного образования, гарантирующий обществу и личности качественное формирование ЗУН-ов, РСУД-ов и прочих составных компетентностного ряда единиц и функций, фасилитирующих успешное решение задач социализации и самореализации личности.

Обучение с точки зрения гуманистического подхода – механизм и продукт верификации качества решения задач в современном образовании, гарантирующем личности и обществу соблюдение интересов и построение в соответствии с возможностями и потребности личности и общества.

Обучение с точки зрения исторического подхода – процесс исторически обусловленного изменение модели получения знаний, формирования компетенций, гарантирующих успешное решение задач развития и самоутверждения.

Обучение с точки зрения информационного подхода – ресурс информационного поля, фасилитирующий адаптацию личности в информационно-коммуникационном пространстве, гарантирующий личности успешность решения задач развития и самоутверждения, самореализации и общения.

Обучение с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс обогащения личности различными ресурсами и продуктами современного образования, гарантирующий личности качественное решение задач продуктивного становления и самоутверждении в выбранном направлении профессионального обучения и труда, реализуемых в соответствии с адаптивными и акмепедагогическими особенностями решения профессионально-педагогических задач.

Обучение с точки зрения культурологического подхода – процесс включения личности в культуру отношений и способов решения задач, гарантирующий личности получение образования в соответствии со всеми выявляемыми противоречиями внутриличностного и поликультурного генеза, системно детализирующими особенности микро-, мезо-, макродетерминант социального пространства, самоорганизующими возможности продуктивного поиска личности в выборе направления и модели развития, предопределяющей полноценное сосуществование в иерархии формируемых обществом уровней и моделей образования и профессионального труда.

Обучение с точки зрения синергетического подхода – процесс поэтапного формирования личности в модели самоорганизующихся условий развития личности в системе школьного и внешкольного, профессионального и дополнительного профессионального образования, обеспечивающих личность и общество всеми продуктами современного образования и образовательных услуг, гарантирующими и визуализирующими в своем решении конкурентоспособные отношения личности на рынке труда и социальных отношений.

Обучение с точки зрения системного подхода – процесс гармонизации общеучебной и предметной подготовки личности в модели культуры и образовании, гарантирующих успешное, продуктивное решение задач образования и труда.

Выделенные детерминации категории «обучения» может быть использованы в структуре продуктивного решения задач моделирования педагогических средств, фасилитирующих решение тех или иных задач современного обучения и образования.


Библиографический список
  1. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  53 с.  ISBN 978-5-85117-742-2.
  2. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014.  52 с.
  3. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
  4. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
  5. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
  6. Баландов К.Г., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые вопросы теории социализации в общей педагогике, социальной педагогике и педагогике спорта // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6202
  7. Бойкова И.В., Тихомиров И.В., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности детерминации возможностей формирования культуры самостоятельной работы личности в модели профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13131
  8. Зубанов В.П., Кузьменков Н.И., Свинаренко В.Г. Адаптивное педагогическое знание в модели профессиональной подготовки учителей физической культуры как ресурс и условие гуманизации современного образования // Современная педагогика. 2015. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5073
  9. Капризов А.О., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Физическая культура и здоровьесбережение в подготовке будущего педагога // Современная педагогика. 2016. № 1. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5242
  10. Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в адаптивном изучении курса «Практическая педагогика» на примере раздела «Педагогическое проектирование» // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5182
  11. Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в адаптивном изучении курса «Введение в педагогику» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61576
  12. Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Изучение факультатива «Инновационная педагогика» в модели адаптивного знания в подготовке обучающихся по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленности (профиля) подготовки – 13.00.08 Теория и методика профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61189
  13. Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивная педагогика как ресурс гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/61930
  14. Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивное знание в модели профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/61923
  15. Свинаренко В.Г., Кузьмичев А.Е., Шварцкопф Е.Ю. Адаптивное знание как условие гуманизации современной педагогической практики // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60625
  16. Свинаренко В.Г., Сероштанов А.В., Шварцкопф Е.Ю. Специфика и механизмы выбора условий продуктивного становления педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13297
  17. Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю., Алексеев В.В. Культура как объект и продукт современного непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60918
  18. Сырбу В.П., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Педагогическая деятельность как условие продуктивного развития личности обучающегося // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5162
  19. Шварцкопф Е.Ю., Ячменев И.Ю., Свинаренко В.Г. Специфика определения возможности использования адаптивного знания в структуре подготовки будущих педагогов // Современная педагогика. 2015. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5037
  20. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
  21. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  22. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
  23. Коновалов С.В., Козырева О.А., Чурин Н.А. Возможности уточнения педагогических условий оптимизации моделирования предметно-педагогических презентаций в модели подготовки будущих педагогов по ФК // Современная педагогика. 2015. № 5. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4346
  24. Козырева О.А. Способы фиксации информации как методы моделирования и средства формирования культуры самостоятельной работы // Общественные науки. 2010. № 1. С.182-191.
  25. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы как фактор формирования и развития профессионально-педагогической культуры студентов-педагогов и педагогов-психологов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 3. С. 61-69.
  26. Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
  27. Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 69-71.
  28. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации личности педагога // Вестник пед. инноваций. 2007. №4 (12). С.52-65.
  29. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы студентов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2007. № 2. С. 184-192.
  30. Козырева О.А. Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. №1(2). С.101-110.
  31. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  32. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  33. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  34. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2.С.91-95.
  35. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  36. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  374 с.  ISBN 978–5–85117–411–7.
  37. Козырева О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен : курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007.  627 с. [+CD].
  38. Козырева О. А. Обучение как категория педагогики : учебное пособие. – Новокузнецк : КузГПА, 2007.  91 с. [ + CD].  ISBN 978–5–85117–302–8.
  39. Козырева О. А. Обучение как категория педагогики : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  111 с. [+CD].
  40. Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011.  363 с.  ISBN 978–5–7148–0360–4.
  41. Козырева О. А. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  279 с. [+CD].
  42. Козырева О. А. Теория и практика уровневого обучения : учеб.-метод. пособ. для студ., аспирантов, учителей и слушателей ИПК. Новокузнецк : КузГПА, 2005.  207 с.
  43. Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии : программа и контрольно-измерительные материалы : курс занятий для студентов педагогических специальностей. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 359 с. [+CD]. ISBN 978–5–85117–270–0.
  44. Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студентов педагогических специальностей заочной формы обучения. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 209 с. [+CD].
  45. Козырева О. А. Уровневое обучение : теория и практика в современной системе образования : учеб.-метод. пособие. Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007.  427 с. [+CD].
  46. Козырева О. А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога // Вестник СГУ. 2011. №2(73). С.109-117.
  47. Похоруков О.Ю., Содиков А.С., Шварцкопф Е.Ю. Особенности детерминации категории «обучение» в модели подготовки будущего педагога // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5137
  48. Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В., Волостных Е. С. Некоторые нюансы определения понятия «обучение» в практике подготовки будущих учителей физической культуры // Наука: прошлое, настоящее, будущее : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.117-118
  49. Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы //European Social Science Journal. 2011. №6.С.210-217.
  50. Колпаченко Л. Я., Козырева О. А. Портфолио обучающегося системы НПО и СПО : учебное пособие. Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2011.  46 с. [+DVD].
  51. Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре : учеб. пособие. Кемерово : КРИПКиПРО, 2012.  79 с. [+DVD].
  52. Зубанов В.П., Руденко Е.Н., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности социализации и самореализации подростка в структуре занятий футболом // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 (39). С.21-23.
  53. Зубанов В.П., Фролов М.П., Свинаренко В.Г. Специфика реализации идей продуктивного формирования и развития будущего педагога: модели, история и практика // Современные научные исследования и инновации. 2015. №9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57687
  54. Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Специфика и возможности педагогического моделирования в подготовке и организации современного воспитания обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58039
  55. Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности саморазвития будущего педагога по физической культуре в структуре изучения педагогических дисциплин // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4994
  56. Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б., Свинаренко В.Г. Специфика и нюансы социализации и самореализации личности обучающегося и педагога в системе непрерывного профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12652
  57. Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г., Саломатина Е.Б. Здоровьесбережение как ценность и продукт формирования культуры самостоятельной работы личности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5857
  58. Саломатина Е.Б., Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации идей гуманизма и здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57782
  59. Свинаренко В.Г., Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б. Детерминация идей профессионального саморазвития педагога в модели непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58030


Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: