УДК 159.9

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Ефимова Екатерина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский государственный университет»
студентка 4 курса направления «Логопедия»

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию специфических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, имеющих недостатки зрения, сказывающихся на развитии коммуникативной деятельности и всех ее составляющих, а именно на средствах невербальной и вербальной выразительности.

Ключевые слова: деятельность, дошкольники, коммуникативная деятельность, Коммуникация, нарушения зрения., общение


DEVELOPING COMMUNICATION SKILLS AT THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS

Efimova Ekaterina Sergeevna
Federal State Educational Establishment of higher professional education "Smolensk State University"
4th year student of the direction "speech therapy"

Abstract
This article is devoted to the study of specific features of development of children with visual impairments affecting the development of communicative activities and of all its components, namely non-verbal and verbal means of expression.

Keywords: activities, communication, communicative activity, preschool, visual impairment


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Ефимова Е.С. Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/02/6507 (дата обращения: 26.05.2017).

В начале исследования нами была выдвинута гипотеза,  что у детей с нарушениями зрения на фоне зрительной патологии будет возникать недостаточное развитие навыков общения, вызывающее затруднения в общении и овладении совместной деятельностью. Для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы было проведено исследование  уровня развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи констатирующего исследования:

- организация и проведение констатирующего эксперимента;

- анализ результатов;

- выявление уровня развития навыков общения у дошкольников с нарушениями зрения.

Для подтверждения научного предположения нами было проведено экспериментальное исследование с целью определения особенностей развития навыков общения детей с нарушениями зрения. Эксперимент проводился на базе МБДОУ ЦРР – д/с №10 города Вязьмы (констатирующая группа) и СОГБОУ «Вяземская специальная (коррекционная) общеобразовательная начальная школа – детский сад «Сказка» (экспериментальная группа).

Выборка была сделана с учетом следующих критериев:

возраст – все дети примерно одного возраста;

половое различение – в исследование принимали участие мальчики и девочки;

все дети адаптированы к условиям ДОУ, т.е. в течение 6 месяцев посещали ДОУ.

Для исследования нами были выбраны:

1) Методика «Рукавичка»;

2) Метод экспертных оценок.

Таблица 1. Результаты исследования контрольной и экспериментальной группы по методике «Рукавичка»

С сохранным зрением

С нарушениями зрения

Имя ребенка

Баллы

1 ребенок

Уровень

1 ребенок

Баллы

2 ребенок

Уровень

2 ребенок

Имя ребенка

Баллы

1 ребенок

Уровень

1 ребенок

Баллы

2 ребенок

Уровень

2 ребенок

Саша Б, Сережа П.

2

В

2

В

Ксюша.А

Яна.Л

1

С

1

С

Настя.В,

Нина.И

2

В

2

В

Варвара.Г

Ваня.Д

1

С

1

С

Влад.Л,

Игорь.К

2

В

2

В

Егор.М,

Рома.М

0

Н

0

Н

Илья.В,

Ксюша.К

2

В

2

В

Женя.Г,

Илья.К

0

Н

0

Н

Настя.А

Андрей.И

2

В

2

В

Ника.С,

Виола.Б

2

В

2

В

Условные обозначения: В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.

2 Балла – высокий уровень, 1 балл – средний уровень, 0 баллов – низкий уровень.

Рис 1. Результаты исследования по методике «Рукавичка»

Таблица 2. Результаты исследования экспериментальной  группы с помощью метода экспертных оценок

Имя ребенка

Инициативность

(Баллы)

Инициативность

(Уровень)

Чувствительность к воздействию сверстников

(Баллы)

Чувствительность к воздействию сверстников

(Уровень)

Преобладающий эмоциональный фон

Виола Б.

1

С

2

В

П

Женя Г.

2

В

2

В

П

Илья К.

2

В

2

В

П

Ксюша А.

0

Н

0

Н

Н-Д

Рома М.

0

Н

0

Н

Н-Д

Варвара Г.

1

С

2

В

П

Ваня Д.

2

В

2

В

П

Егор М

1

С

1

С

П

Ника С.

0

Н

0

Н

Н-Д

Яна Л

1

С

2

В

П

Таблица 3. Результаты исследования контрольной группы с помощью метода экспертных оценок

Имя ребенка

Инициативность (Баллы)

Инициативность

(Уровень)

Чувствительность к воздействию сверстников

(Баллы)

Чувствительность к воздействию сверстников

(Уровень)

Преобладающий эмоциональный фон

Саша Б

2

В

2

В

П

Женя Г

2

В

2

В

П

Настя В

2

В

2

В

П

Нина И

1

С

0

Н

Н-Д

Влад Л

0

Н

1

С

Н-Д

Игорь К

2

В

2

В

П

Илья В

2

В

2

В

П

Ксюша К

1

С

1

С

П

Настя А

1

С

2

В

П

Андрей И

2

В

2

В

П

Рис 2.  Результаты исследования при помощи метода экспертных оценок

Обработка экспериментальных данных по методике «Рукавчика»  продемонстрировала нам то, что дошкольники без нарушения зрения намного проще и эффективнее устанавливают отношения сотрудничества со своими сверстниками. Дети с нарушениями зрения испытывали в этом трудности: не могли договориться о едином узоре, копировали идеи друг друга, занимались по одиночке и не пытались прийти к общему решению. Дошкольники без нарушения зрения участвовали в обсуждении рисунка, контролировали друг друга, пытались прийти к компромиссу в случае ссоры.

Метод экспертных оценок продемонстрировал практически одинаковый уровень инициативности у дошкольников с нарушениями зрения и без нарушений зрения. Это может говорить о том, что дети хотят привлечь к себе внимание, побуждают других ребят к совместной игре. Высокий и средний уровни говорят о нормальном развитии потребности в общении, но у детей с нарушениями зрения наблюдается и низкий уровень инициативности, что говорит о неразвитой потребности к коммуникации.

У всех дошкольников преобладает высокий уровень чувствительности к действиям сверстника, что указывает на готовность и желание воспринимать чужие действия, откликаться на предложения игры. Однако, следует отметить, что у детей с нарушениями зрения отмечался низкий уровень  чувствительности к воздействиям сверстника (30%), что свидетельствует о неспособности слышать другого человека, являясь своеобразной преградой для развития коммуникативных способностей.

Важной характеристикой является позитивный эмоциональный фон, преобладающий в экспериментальных группах, который свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к собеседнику.



Все статьи автора «Ефимова Екатерина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: