УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА Я У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Новрузова Линара Фикрет кызы
ГБОУ ВО РК "Крымский инженерно-педагогический университет"
магистрант специальности "Психология"

Аннотация
В данной работе проанализировано эмпирическое исследование особенностей формирования образа Я у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей. Оказывают ли большое влияние деструктивные формы детско-родительского отношения на формирование отрицательного образа Я и самооценки.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, личность, неполная семья, образ Я, самооценка, старший дошкольник


PSYCHOLOGICAL FEATURES OF FORMATION OF AN IMAGE I HAVE AGE CHILDREN FROM SINGLE-PARENT FAMILIES

Novruzova Linara Fikret kizi
Crimean Engineering-Pedagogical University
Master of the specialty «Psychology»

Abstract
In this pаpеr аn еmpiricаl study оf thе pеculiаritiеs оf fоrmаtiоn оf аn imаgе I hаvе аgе childrеn frоm singlе-pаrеnt fаmiliеs. Dо thе dеstructivе fоrms оf pаrеnt-child rеlаtiоnship in thе fоrmаtiоn оf а nеgаtivе sеlf-imаgе аnd sеlf-еstееm.

Keywords: pаrеnt-child rеlаtiоnship, self-esteem, singlе-pаrеnt fаmily, thе pеrsоn, thе sаmplе I, thе sеniоr prеschооl childrеn


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Новрузова Л.Ф.к. Психологические особенности формирования образа Я у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/04/6616 (дата обращения: 20.11.2016).

Институт семьи в настоящее время претерпевает изменения – растет число детей, пребывающих в детских домах. Родители, которые не всегда в состоянии сохранить целостность семейной системы, что отрицательно воздействует на развитии личности ребенка.

Одним из существенных аспектов в раннем и дошкольном возрасте является детско-родительские отношения. Мы можем предположить, что они во многом оставляют отпечаток на личности ребенка и, в частности, на его самооценке и в образе Я в целом. Становления ребенка как субъекта социума за счет адекватной самооценки, способствует развитию его моральных ценностей и гармоничных отношений с окружающими. Старший дошкольный возраст – наиболее сенситивный возраст для формирования образа собственного Я.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Объектом исследования является становление образа Я у старших дошкольников, а  предметом особенности формирования образа Я у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях.
Цель исследования: определить характерные черты формирования образа Я у детей старшего дошкольного возраста в неполноценном семейном кругу.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях неполной семьи под влиянием деструктивных форм детско-родительских отношений, формируется искаженный (негативный) образ Я и низкая самооценка.
Для  проверки гипотезы нами было выбрано 84 детей (44 ребенка из полной семьи, а 40 из них – неполная семья, т.е. по одному родителю). В качестве основных методик  были использованы: проективный тест «Лесенка» (В.Г. Щур), методика «Три желания»  выявление личностных предпочтений и значимых отношений, методика «Кружок» (А.В.Захаров) для определения эмоциональной самооценки, тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) для изучения типа родительского отношения.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Изучая теоретический материал по теме: «Формирование образа Я у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей» мы выяснили, что образ Я детей старшего дошкольного возраста формируется под воздействием целого ряда новообразований, характерных данному возрасту. В частности у ребят старшего дошкольного возраста развивается механизм психологического контроля, существует иерархическая структура переживаний. Развивается и обогащается личный опыт – крупнейший источник настоящих знаний о себе, замечается способность к анализу, оцениванию и контролированию собственных поступков и действий. [1, с. 17]

Уделяя особенное внимание моментам, влияющим на формирование образа Я детей старшего дошкольного возраста, узнали, что основным и самым весомым моментом считается детско-родительское отношение. [2, с. 163]

По тесту – опроснику ОРО (опросник родительского отношения) всех родителей поделились  на группы по доминирующему типу родительского отношения. В первую группу, с «принимающим типом родительского отношения», вошло 56,7% родителей, участвовавших в исследовании. 43,3% родителей попали  во вторую группу, с «кооперативным типом родительского отношения» и 40% родителей в третью группу, с «симбиотическим типом родительского отношения». В четвертую и 5 группы вошли родители с авторитарным (37,8%) и чувственно отвергающим (3,3%) типом родительского отношения. Итак, у  основной массы родителей преобладает «принимающий» тип родительского отношения. Родителей принимают собственного малыша,  каким он есть, симпатизируют ему, хотят проводить большое количество времени совместно с ребенком, разделяют его интересы и увлечения. [3]

По  методике на самооценку деток дошкольного возраста «Лесенка»  (автор В. Г. Щур) можем сравнить результаты: высокая самооценка – 55%, средняя самооценка – 45%. Вполне возможно сделать заключение, что преобладает высокий уровень самооценки у детей из неполных семей.

Независимо от того двое родителей у ребенка либо один – результаты обнаружили, что на самооценку это особенно не оказывает большого влияния.

Результаты методики «Три желания» на выявление личных предпочтений и значимых отношений ребят из неполных семей.

По этой методике «Три желания» была  выявлена  тенденция, что детям из неполных семей присуще высокий уровень эгоцентризма. Это выглядит так: эгоцентризм- 55%, альтруизм- 7,5%, эгоцентризм- альтруизм- 37,5%.

Исследование эмоциональной самооценки детей из неполных семей (методика Захарова)

По методике «Кружок» (автор Захаров) получены последующие результаты: высокий уровень выявлен у 47,5% деток, завышенная самооценка у 42,5% и заниженная самооценка у 10%. По итогам методики вполне возможно сделать заключение, что у наибольшего числа детей из неполных семей преобладают высокий и средний уровни эмоциональной самооценки. Но в тоже время существует 10% ребят из неполных семей с заниженной эмоциональной самооценкой. Значит, отсутствие одного из родителей негативно сказывается на самооценке эмоциональной (эмоциональный компонент образа Я).

ВЫВОДЫ:

Анализ типов родительского отношения показал следующее:

1. У многих матерей и отцов нашей выборки условно доминирующим является «принимающий» тип родительского отношения. То есть большинство исследованных родителей старается понимать и принимать ребенка таким, какой он есть.

2. Меньшую группу составляет «инфантилизирующий» тип родительского взаимоотношения. То есть наименьшее количество родителей хотят  инфантилизировать ребенка, представляют его неприспособленным.

3. Существенная разница наблюдается между результатами отцов и матерей в том, что среди отцов больше оказалось тех, у кого доминирует такой тип родительского отношения, как «авторитарная гиперсоциализация».
4. Подобный тип родительского отношения, как «кооперация», и у отцов и у матерей наблюдается примерно с равной частотой.

5. Сопоставляя результаты с детьми из полных семей можно сказать, что проективная методика «Лесенка» представила практически одинаковые результаты. Говоря об эмоциональной самооценке (методика «Кружок») представила результаты, что у детей из неполных семей заниженная эмоциональная самооценка, а у детей из полных семей нет. Более ярко видна разница между детьми в методике «Три желания» на выявление личностных предпочтений и значимых отношений. Дети из неполных семей более эгоцентричны, чем дети из полных семей. И наша гипотеза в большинстве своем подтвердилась. Неполная семья способствует формированию негативного образа Я.


Библиографический список
  1. Мухина В.С. Психология дошкольника / В. С. Мухина. – М.: Союз, 2005. – 388 с.
  2. Смирнова Е.О. Детская психология / Е. О. Смирнова. – М.: Владос, 2005. – 348 с.
  3. httр://studореdiа.nеt/8_52080_sоtsIаlnо-реdаgоgIсhnа-rоbоtа-z-nероvnimi-sImyаmi.html
  4. Шевцова И.В. Работа психолога с родителями. Коррекция родительских отношений. – М., 2000. – 390 с.

 



Все статьи автора «Новрузова Линара Фикрет кызы»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация