УДК 159.923:37

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Филинберг Ирина Николаевна1, Васильева Вера Васильевна2, Косарева Елена Ивановна3
1Сибирский государственный индустриальный университет, старший преподаватель кафедры физвоспитания
2Сибирский государственный индустриальный университет, ведущий инженер патентного отдела
3Сибирский государственный индустриальный университет, старший преподаватель кафедры физвоспитания

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме эмоционального выгорания преподавателей вуза, и в целом педагогов. Приведена характеристика стадий синдрома. Предложены некоторые пути решения проблемы эмоционального выгорания, например занятия плаванием, а также методы психокоррекции, БОС-терапия.

Ключевые слова: БОС-терапия., методы психокоррекции, стадии синдрома эмоционального выгорания, эмоциональное выгорание


SOME ASPECTS OF THE SYNDROME OF EMOTIONAL BURNOUT OF TEACHERS

Filinberg Irina Nikolaevna1, Vasilieva Vera Vasilievna2, Kosareva Elena Ivanovna3
1Siberian State Industrial University, senior lecturer in physical education
2Siberian State Industrial University, lead engineer, patent Department
3Siberian State Industrial University, senior lecturer in physical education

Abstract
This article deals with the problem of emotional burnout of teachers of the University, and teachers in General. The characteristic stages of the syndrome. Some of the proposed solutions to the problem of emotional burnout, for example swimming lessons, as well as methods of psychotherapy, biofeedback therapy.

Keywords: biofeedback therapy, emotional burnout, methods, psychotherapy, stages of burnout


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Филинберг И.Н., Васильева В.В., Косарева Е.И. Некоторые аспекты синдрома эмоционального выгорания преподавателей // Психология, социология и педагогика. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/06/6745 (дата обращения: 20.11.2016).

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) представляет собой физическое, эмоциональное и умственное истощение у людей в профессиях системы «человек-человек» и проявляется довольно часто, требуя адаптации человека к психоэмоциональным нагрузкам, может приводить при  длительном или частом проявлении к развитию психоэмоционального перенапряжения. Проблема актуальна и требует решения.

СЭВ – это реакция организма  на продолжительное воздействие стресса средней интенсивности, связанного с профессиональной деятельностью [1]. Синдром выгорания, как выяснилось, довольно частое явление среди специалистов сферы образования, это болезнь социальная, причем бывает, что в одном коллективе страдают ею многие. Сам «заболевший» не понимает зачастую, что это с ним такое происходит. Он просто «хандрит». Основной причиной формирования данного состояния считается психическое переутомление [2]. В образовании это происходит из-за представления высоких требований к квалификации учителей и преподавателей, которые зависят не только от способностей обучения, при этом известно, что квалификация совершенствуется в ходе практики.

Качественное обучение зависит не совсем от опыта и способности преподавателя, а определяется также тем фактом, что преподавателю необходимо вызвать положительные эмоции у студентов, что определенно напрягает, причиной выгорания также является то, что самым важным качеством учителя признается самоконтроль, который, тем не менее, не удерживает от скоропалительных выводов критиковать студентов по уважительной причине. Трудоемкая работа требует от преподавателя максимальной концентрации, владения методами влиять на студентов, что в свою очередь приводит к изменению его психического состояния. Это усугубляется постоянным вниманием со стороны студентов, коллег и руководства.

Слабое состояние здоровья и отсутствие знаний о коммуникативных навыков в сумме с повышенной возбудимостью неизбежно делает учителя источником конфликта, что приведет к падению доверия. Отрицательные психические состояния изменения поведения, снижают активность, что вызывает беспокойство, раздражительность и депрессию [1]. Также присутствуют и профессиональные страхи, такие как страх неудачи, конфликты, потеря контакта со студентами, потерей влияния и ко всем другим общим отсутствием доверия.

Все эти негативные факторы способствуют развитию феномена эмоционального выгорания. Эмоциональное выгорание присуща людям, чья работа связана с общением, это психологический защитный механизм, генерируется организмом, чтобы уменьшить эмоциональную активность. Она проявляется в виде профессиональной деформации личности, которая состоит из внешних и внутренних факторов.

Развитие указанного синдрома включает три стадии: напряжение, резистенция, истощение. Первый этап характеризуется напряжение, раздражение. Разочарование и обида накапливается. Появляется неудовлетворенность собой, негативные эмоции, вызываемые внешними обстоятельствами. Чувство безнадежности нарастает, тревога и депрессия ставят последнюю точку в формировании личной напряженности, тревожности. Второй этап: эмоциональные и моральной дезориентации. Проявляется в самооправдании, защите, его стратегия решает проблемы, основанные на личных предпочтениях. Появляется отказ от общения за пределами профессиональной деятельности, снижение профессиональных обязанностей. Партнеры обращают на аутсайдера внимание. Третий этап —  стадия истощения: дефицит эмоций. Положительные эмоции появляются реже, возрастает раздражительность, грубость, обида.

Опыт показывает, что более устойчивы преподаватели те, которые получают положительные эмоции и поддержки семей, имеющие надежных друзей и любящие свою работу, имеющие хобби. Если человек не имеет таких источников положительных эмоций,  чтобы противостоять эмоциональному сгоранию он должен иметь сильные внутренние ресурсы. Было выявлено, что оптимистичные и жизнерадостные люди сгорают гораздо меньше.

Из вышесказанного становится ясно, что эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние на здоровье человека, но регулярный прием положительных эмоций может приостановить или даже полностью устранить этот синдром. Безусловно, основным правилом, профилактирующим психоэмоциональные  перегрузки является оптимальное сочетание труда и отдыха, при этом наиболее естественной формой коррекции состояния психоэмоционального напряжения является релаксация.

Работодатель, безусловно,  должно принимать меры к устранению этого явления. Необходимы выездные сессии на природу, на рабочих местах можно организовать лакуны – фазы отдыха, занятия под музыку, в том числе занятия в бассейне, с опытным тренером аква-аэробикой, – все это препятствует возникновению СЭВ и может способствовать восстановлению [2, 6]. Эмоциональная активность личности свидетельствует о психическом здоровье, о полноценности восприятия окружающей действительности.

С целью психологической коррекции можно прибегнуть к помощи психотерапевтов для организации психологических тренингов групп коррекции [3,4] или тренингов игровым методом БОС-терапии [5].

Для профилактики и коррекции профессионального стресса у врачей используется способ, описанный в [4], заключающийся в том, что коррекцию профессионального стресса осуществляют в виде пошагового алгоритма: первый шаг – самоанализ системы стрессоров и определение значимости каждого класса стрессоров; далее – самоанализ клинических проявлений возможного профессионального стресса, принятие решения о его наличии или отсутствии угрозы. Третий шаг в этом способе – формирование комплекса коррекционно-профилактических мер, четвертый шаг – реализация программы коррекционно-профилактических мер. А пятый заключительный шаг – контроль результатов – повторный анализ системы стрессоров и клинической картины, оценка изменений, принятие решения о продолжении либо изменении выполнения программы коррекционно-профилактических мер или же о необходимости обращения к профильному специалисту [4].

С помощью БОС-терапии [5] коррекция происходит следующим образом. Это лечебно-оздоровительный тренинг, основанный на технологии игрового биоуправления. Основной особенностью его является соревновательный сюжет.  На экране  компьютера моделируется  стрессовая ситуация, погружаясь в которую человек проявляет свой стереотипный способ поведения в условиях стрессовой нагрузки. Поведение каждого определяется специфическими личностными качествами, особенностями мотивационной сферы и индивидуальными психологическими механизмами. Задача игрового тренинга – обучить человека  новым способам реагирования на конфликтные ситуации, расширить его поведенческий арсенал через овладение навыками  произвольной  регуляции физиологических функций в  условиях психоэмоциональной  нагрузки. Часто наличие жесткой связи между эмоциональной оценкой ситуации и поведением в жизненных ситуациях снижает  успешность  взаимодействия  с  окружающей средой, затрудняет осуществление адаптивной поведенческой реакции. Игра снимает некоторые требования. Используются методики релаксации и при этом в игре постоянно сканируются внутренние ощущения и происходит наблюдением за динамикой показателей на экране монитора. Необходимо соблюдать состояние покоя и расслабления. Выиграть игру или добиться положительного развития сюжета  человек может только, научившись управлять отдельными вегетативными  функциями. Преодолевая трудности, связанные с необходимостью поддерживать состояние спокойствия в условиях большой, но игровой психоэмоциональной нагрузки, заболевший учится сохранять  резистентность  в ситуации игры, не впадая в панику или в состояние аффекта. Игра, таким образом, создает модель эффективного поведения – система навыков  конструктивного разрешения подобных ситуаций. Игра не напрягает, но препятствует развитию стрессовых состояний и способствует устранению их последствий.

С целью коррекции по способу [3] специалисты создают группы участников, желающий пройти тренинг. На первом этапе необходимо выявить бессознательный мотив будущих участников тренинга изменить негативные психические, эмоциональные и поведенческие модели посредством индивидуального консультирования будущих участников тренинга. Когда в бессознательном состоянии мотив сформулирован и преобразован в сознательное решение, это может превратить состояние эмоционального выгорания будущих участников тренинга. На втором этапе тренинга участники формируются в пары и тройки, чтобы был визуальный образ телесных ощущений – необходимо найти «точку опоры» в качестве индивидуального «якоря» телесного комфорта каждого участника, а затем составляют формула самовнушения желаемых изменений в статусе каждой из сторон. На третьем этапе идет подготовка слушателей: им дают знания о специфике эмоциональной сферы ума, эмоций, участники тренируются в обучении навыкам (исследование, понимание, распознавание, определение своих эмоциональных состояний, даются навыки вербализации психофизиологического и эмоционального состояния, учат управлять своими состояниями. Четвертым шагом проводится обучение по информированию виктимизации субличностей, чтобы определить свои специфические когнитивные, эмоциональные, поведенческие модели, чтобы отслеживать их отношения, проводить их коррекцию, обеспечить условия для их реализации путем организации упражнений в парах и тройках и чтобы провести их коррекцию в направлении конструктивных, творческих установок личности. На пятом этапе проводится обучение по информированию контроля субличностей в рамках структуры, которая представляет супер-эго и идентификацию его характерной когнитивных, эмоциональных, поведенческих моделей, обеспечивают отслеживание отношений, условия для их осуществления путем организации упражнений в парах, тройках для понимания мотивации насилия, предоставляемые этими субличностями. На шестом этапе участники определяют основное содержание подготовки личных мифов, его главных героев, вектора и основных событий сценария жизни, пробуют делать вектор коррекции и эмоциональный фон мифа и сценарий жизненного пути индивида  в позитивном, жизнеутверждающем плане через осознания роли и вне ее. Седьмой шаг в тренировочном режиме нужен, чтобы выявить структуру внутренней иерархии субличностей каждого из участников тренинга с помощью упражнений и техники арт-терапии, организации научных исследований, осведомленности, понимания разнонаправленности их мотивации, убеждения. Важно через драму (театр) проявлять умственные, эмоциональные и поведенческие действия личностей с помощью упражнений и дискуссий, корректировать свою внутреннюю иерархию структуры с помощью упражнений драматизации и последующих дискуссий. Восьмой этап характеризуется организацией у участников тренинга тренировки дыхания по разным методам, методики физиотерапии, все это чтобы усилить решение следовать новому, согласно жизнеутверждающим мотивам личного мифа и новых жизненных сценариев, это  формирует новые навыки частного взаимодействия и взаимоотношений, помогая участникам тренинга, чтобы определить новые положительные жизненные цели и жизненные значения, и на протяжении всего процесса психологической коррекции. Каждый участник может и получает индивидуальную консультацию, каждый этап обучения осуществляется в двух следующих друг за другом дней 8 часов в день с интервалами между учебными фазами в 1-2 месяца.

Этот способ коррекции повышает эффективность процесса психологической коррекции эмоционального выгорания как проявление профессиональной и личностной деформации и может использоваться для получения стойкого эффекта положительных изменений в личной жизни.

Выводы:

Синдром эмоционального выгорания  преподавателя в процессе трудовой деятельности – одна из серьезных проблем в современных социально-экономических условиях, требующих  высокой мобильности  и  устойчивости  к  стрессовым воздействиям.

Применение методов психокоррекции дает возможность сформировать в работнике определенную поведенческую модель, пригодную для использования  в дальнейшем.


Библиографический список
  1. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Сударыня, 1999. –28с.
  2. Филинберг И.Н., Кузеванов С.В. Проблема мотивации студентов Вузов к занятиям физкультурой посредством плавания, тезисы докладов на Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученных «Наука. Технологии. Инновации», (НТИ – 2011).  Новосибирск, 2011 г
  3. Морозова Г. В. патент РФ 2416436, МКл. A61 M 21/00, заявл. 02.06.2009, заявка 2009120943/14,опубл. 10.12.2010
  4. М.В. Голубев. Профессиональный стресс у врачей и его коррекция. – Доступен на http://therapeutic.ru/psychotherapy_articles/pages/id_237
  5. М.А. Чернобровина, Н.М. Курч. Использование БОС-технологий при синдроме психоэмоционального выгорания
  6. Васильев А.С. Некоторые аспекты оздоровления студентов при помощи занятий плаванием в рамках уроков физической культуры / А.С. Васильев, А.Н. Шенцов, Н.Н. Васильев, И.Н. Филинберг // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. – 2015. Т. 1. С. 259-262.


Все статьи автора «Филинберг Ирина Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация