УДК 316.752

ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Мылтасова Ольга Валерьевна
Уральский государственный экономический университет
Старший преподаватель кафедры прикладной социологии

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию изменений мотивационно-ценностных установок у старшеклассников с интервалом в три года. Исследуется структура иерархии ценностных ориентаций в динамике. Исследуется характеристика ценностных ориентаций молодых людей в отношении терминальных ценностей, жизненных приоритетов, представлений о собственном будущем, оценка перспектив реализации жизненных планов, а также профессиональных предпочтений.

Ключевые слова: молодежь, мотивационные установки, профессиональная ориентация, развитие личности, самореализация, социальные установки, старшеклассники, терминальные ценности, ценностные ориентации


THE VALUE-MOTIVATIONAL INSTALLATION OF MODERN HIGH SCHOOL STUDENTS

Myltasova Olga Valerevna
Ural State University of Economics
Senior Lecturer, Department of Applied Sociology

Abstract
This article is devoted to the study of changes in motivation and value orientations at senior pupils of every three years. The structure of the hierarchy of value orientations in the dynamics. We explore the characteristics of value orientations of young people in relation to terminal values, life priorities, their own ideas about the future assessment of the prospects of realization of life plans and professional preferences.

Keywords: high school students, motivational installations, personal development, professional orientation, relationships, self-realization, terminal values, value orientations, youth


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Мылтасова О.В. Ценностно-мотивационные установки современных старшеклассников // Психология, социология и педагогика. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/06/6834 (дата обращения: 20.11.2016).

Проблема исследования эмоциональной стороны жизни подростков, специфики структуры их ценностных ориентаций не теряет своей актуальности на протяжении многих десятилетий.

Понятие ценностных ориентаций возникло в социально-психологической науке на границе двух концепций – социальной философии и теории установок, разрабатываемой в психологической науке. Термин «Ценностные ориентации» был введен в науку американским социологом Толкоттом Парсонсом. Особым вкладом в развитие понятия ценностных ориентаций научная общественность обязана двум социологам, представителям гуманистической социологии, Флориану Знанецкому и Уильяму Томасу, которые рассматривали ценности в контексте социально-психологического понятия установок. В качестве ценностей авторы определяли любые предметы, могущие обладать определенным значимым, для представителей социальных групп, содержанием; при этом под установками понимались субъективные ориентации личностей в отношении социальных ценностей.

На сегодняшний день, в социологической науке, а также в социально-психологической, можно обнаружить хорошую теоретическую проработанность проблемы ценностных ориентаций, их формирования и трансформации. При этом, одними из самых ярких работ, по нашему субъективному представлению, можно назвать работы Милтона Рокича, Шалома Шварца, Виктора Франкла, Дмитрия Леонтьева и других. Обобщенное представление о ценностях и ценностных ориентациях позволяет представить их как систему, определяющую содержательный аспект направленности личности, составляющей основу ее отношения к действительности, к окружающим людям, к себе, мировоззренческую позицию и мотивационную активность. Ценностные ориентации личности лежат в основе развития личности, ее формирования и становления, именно они определяют мотивационные установки личности и направление деятельности.

Уже в старшем школьном возрасте ценностные ориентации себя обнаруживают, их можно исследовать. Изучением ценностных ориентаций у детей подросткового и юношеского возрастов, в нашей стране, занимался российский социолог Франц Шереги, интересные исследования, в этом направлении, представлены в работах Михаила Горшкова, Анатолия Мудрика и многих других.

Ценностно-смысловая сфера школьника в период обучения в старших классах «…представляет собой сложное системное образование, не статичное в силу возрастных особенностей, в которое включены определенные иерархические структуры, укоренившиеся в сознании индивида и оказывающие влияние на него, как внутренние нормы поведения и оценки, и как строители жизненных перспектив молодых людей» [1].

Существует несколько классификаций ценностных ориентаций, одной из наиболее распространенных можно считать классификацию М. Рокича, в которой было предложено делить все ценности на инструментальные и терминальные. В современном российском обществе можно наблюдать ситуацию, когда на первый план выдвигаются материальные ценности, которые определяют выстраивание межличностных отношений, социальных ориентиров и пр. В 2007 году было организовано и проведено исследование под патронатом Фонда им. Питрима Сорокина. Результаты, которые были получены, позволили выстроить иерархию доминирующих ценностей российской молодежи [2]:

  1. Материальное благополучие.
  2. Ценность «Я» (индивидуализм).
  3. Карьера (самореализация).
  4. Семья.
  5. Стабильность.
  6. Свобода.
  7. Уважение к старшим.
  8. Вера в Бога.
  9. Патриотизм.
  10. Долг и честь.

Так же, в данном исследовании, было установлено, что в России значительная часть ценностей занята антиценностями, среди которых также была выстроена иерархия [2]:

  1. Культ денег.
  2. Безразличие и индивидуализм.
  3. Вседозволенность.
  4. Циничный прагматизм, культ карьеры.
  5. Крах семьи.
  6. Социальное иждивенчество.
  7. Сексуальная распущенность.
  8. Вредные привычки: наркомания, алкоголизм, сквернословие.
  9. Коррупция.
  10. Ксенофобия

Приходится с грустью констатировать, что духовные ценности теряют свою весомость, ориентирами для подрастающего поколения являются власть, деньги, карьеризм.

Давая характеристику молодежному сознанию и системы ценностей современного россиянина, социологи отмечают следующие особенности [3, с. 190]:

  • Преимущественно развлекательно-рекреативную направленность её жизненных ценностей и интересов.
  • Вестернизацию культурных потребностей и интересов, вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами.
  • Приоритет потребительских ориентаций над творческими, созидательными.
  • Слабую индивидуализированность и избирательность культуры, связанную с диктатом групповых стереотипов.
  • Внеинституциональная культурная самореализация.
  • Отсутствие этнокультурной самоидентификации

«Ценностные ориентации выступают как интегральный показатель направленности личности. Они являются ориентиром личности, определяющим направленность выбора варианта поведения в социальной среде. Это реагирование на среду (ситуацию) избирательно и, по убеждению личности, в свойственном ей и полезном для нее направлении» [4, с. 432].

«Преобладающие ценностные установки в обществе могут составлять основную характеристику культуры. Эти ценностные установки выражают понятия о том, что хорошо и желательно. Обширный комплекс значений, убеждений, обычаев, символов, норм и ценностей, которые превалируют у людей в обществе, – это проявления лежащей в их основе культуры. Культура не локализована в умах и действиях отдельных людей. Скорее, она вне индивида. Она связана с прессингом, которому подвержен индивид в силу того, что живет в определенной социальной системе» [5, с. 38].

«Кардинальная смена общественной системы и произошедшие в последние годы в нашей стране изменения привели к необходимости проведения переоценки значимости целого ряда фундаментальных ценностей… В этой связи особое значение приобретает процесс формирования системы ценностных ориентаций, имеющей гуманистическую направленность, которая особенно необходима для успешной реализации будущей профессиональной деятельности» [6, с. 99].

С целью изучения эмоционально-ценностных аспектов отношения старшеклассников к миру и себе, Центром диагностики и консультирования было проведено исследование, в котором приняли участие 478 учащихся 8-ых и 10-ых классов всех общеобразовательных школ города. Анкетирование проводилось в мае 2015 года.

Инструментом исследования послужила анкета, состоящая из 24 вопросов, направленных на оценку эмоционально-ценностного компонента отношения старшеклассников к различным сторонам их жизни: перспективам личностно-профессиональной самореализации, взаимодействия с различными социальными институтами (системой образования, учреждения культуры и спорта, СМИ и др.), взаимоотношениями со сверстниками и значимыми взрослыми

Данная анкета была использована в 2012 году при проведении сетевого анкетирования «Семейные ценности», что позволяет провести сравнительный анализ результатов, полученных с интервалом в три года и оценить основные тенденции в формировании отношения старшеклассников к различным аспектам собственной жизни.

В ходе исследования были получены следующие результаты.

Терминальные ценности старшеклассников, их рейтинг

Терминальные (базовые) ценности являются важнейшим регулятором активности, поведения и деятельности человека. Они придают жизни человека определенный смысл и направленность и отвечают на вопрос «Ради чего человек живет». Неслучайно их называют мировоззренческим ядром личности.

В старшем школьном возрасте происходит интенсивное становление ценностно-смысловой сферы, как вершинного регулятора активности человека.

Респондентам было предложено ответить на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, является самым важным в жизни?» Варианты ответов представлены в Таблице 1.

Таблица 1 – Оценка значимости для старшеклассников различных терминальных ценностей

Варианты ответов

2012 (%)

2015 (%)

Иметь крепкую семью, детей

61,1

54,2

Иметь хороших друзей, интересный круг общения

47,3

45,8

Быть счастливым в любви, в личной жизни

59,4

44,8

Возможность реализовать свои способности

42,5

39,5

Иметь интересную работу

44,3

36,6

Быть самостоятельным, независимым

37,2

31,8

Быть материально обеспеченным

40,3

30,8

Быть полезным людям

31,2

24,7

Быть полезным своей Родине

22,0

23,0

Быть признанным окружающими

25,3

12,3

Другое

9,1

4,0

В рейтинге ценностей 1 место занимает ценность «Крепкая семья». Несмотря на то, что число старшеклассников, считающих семью самой главной ценностью, в процентном соотношении несколько снизилось, тем не менее, первое рейтинговое место сохранилось. Интересно и то что, наиболее высокие рейтинговые позиции заняли ценности связанные с человеческими взаимоотношениями – дружбы, доверия, любви.

На наш взгляд, это очень благоприятная тенденция, поскольку наблюдающаяся в последние годы интенсивная виртуализация общения нередко вызывает уплощение эмоциональных связей людей и, по оценкам специалистов, может приводить к снижению ценности непосредственных человеческих контактов. По данным нашего исследования наблюдается противоположная тенденция – к повышению ценности таких контактов. Следующими по значимости за ценностями общения идут ценности самореализации: «Иметь интересную работу», «Реализовать свои способности». Далее – ценности автономии и независимости.

Как и в 2012 году, в настоящее время последние рейтинговые места занимают ценности служения. При этом следует заметить, что на фоне снижения по всем ценностям (от 3,5% до 15%) отмечается рост только по одной шкале – «Быть полезным своей Родине» (рост составил всего 1%).

Примечательно и то, что достаточно сильно понизился процент старшеклассников, для которых важно «быть признанным окружающими», в результате чего ценность самоутверждения оказалась на последнем рейтинговом месте.

В целом, по всем выборам, сделанным респондентами, заметно, что в 2015 году по каждой ценности количество выборов оказалось несколько ниже, что свидетельствует о том, что в 2012 году старшеклассники выбирали большее количество ценностей, их выбор был более разнонаправленным. На рисунке 1 в графической форме представлена динамика представлений старшеклассников о значимости различных жизненных ценностей.


Рисунок 1. Динамика представлений старшеклассников о значимости различных жизненных ценностей

Жизненные приоритеты старшеклассников

В сфере жизненных приоритетов старшеклассников наблюдаются следующие тенденции.

На 10,5% снизилось число старшеклассников, считающих жизненным приоритетом получение образования и овладение профессией, при этом повысилось число респондентов, выбравших приоритет устройства на работу и обретения материальной обеспеченности (на 6 %) и приоритет создания семьи и рождения детей на (6,7 %).

Ответы старшеклассников на вопрос «Что для Вас на сегодняшний день является жизненным приоритетом?» представлены в Таблице 2.

Таблица 2 – Жизненные приоритеты старшеклассников

Варианты ответа

%

Получение образования и овладение профессией

69

58,4

Устройство на работу и обретение материальной независимости и обеспеченности

12

18,0

Создание семьи и рождение детей

10

16,7

Я пока об этом не думаю

8

12,3


Рисунок 2 . Динамика жизненных приоритетов у старшеклассников

Представления старшеклассников о собственном будущем

Важным смысловым регулятором активности человека, наряду с актуальными мотивами, представлениями, отношениями является его представление о будущем. В подростковом и юношеском возрасте происходит активное формирование смысловой перспективы жизни человека и одним из показателей благополучного формирования этой сферы является субъективная реалистичность жизненных планов.

Оценка старшеклассниками перспектив реализации жизненных планов

88,5% опрошенных старшеклассников позитивно оценивают перспективы реализации собственных жизненных планов 2,3% – негативно,11,7% затруднились в оценке. Именно для группы старшеклассников, затруднившихся в оценке, характерен выбор чувства растерянности.

В Таблице 3 представлены ответы респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, сможете ли Вы в будущем реализовать свои жизненные планы?»

Таблица 3 – Оценка перспектив реализации жизненных планов

Варианты ответа

2012

2015

Скорее всего, смогу

53

66,1

Безусловно, смогу

30

22,4

Скорее, не смогу

2

1,3

Не смогу, точно

0

1

Затрудняюсь ответить

13

11,7


Рис. 3. Динамика оценки реалистичности перспектив реализации жизненных планов

Когнитивная оценка перспектив реализации жизненных планов, как правило, сопровождается интенсивными эмоциональными переживаниями. С целью изучения эмоционального компонента отношения к собственному будущему, респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Размышляя о своем будущем, какое чувство вы чаще всего испытываете?». Анализ результатов показывает, что возросло число старшеклассников, испытывающих позитивно окрашенные чувства, такие как надежда, уверенность и спокойствие (число респондентов, выбравших одно из чувств данной группы, увеличилось на 12,2%).

Число респондентов, испытывающих негативно окрашенные чувства, такие как раздражение, растерянность, безразличие увеличилось незначительно – на 0,4%. При этом число учащихся, испытывающих раздражение, увеличилось на 1,7%, а число учащихся испытывающих безразличие, снизилось на 1,5%. Следует заметить, что число старшеклассников, испытывающих растерянность при размышлении о своем будущем, остается достаточно высоким и составляет 14%.

Сравнение результатов 2012 и 2015 годов показывает также, что наблюдается снижение числа старшеклассников, затруднившихся в описании собственных чувств. Данный факт можно интерпретировать как повышение уровня осознанности чувств у старшеклассников.

В Таблице 4 представлены ответы старшеклассников на вопрос: «Размышляя о своем будущем, какое чувство вы чаще всего испытываете?»

Таблица 4 – Эмоциональные состояния старшеклассников, возникающие в процессе размышлений о собственном будущем

Варианты ответа

2012

2015

Надежду

37

41

Уверенность

23

23,8

Спокойствие

10

17,4

Растерянность

14

14,2

Раздражение

1

2,7

Безразличие

4

2,5

Затрудняюсь ответить

10

0


Рисунок 4. Динамика эмоциональных состояний у старшеклассников

Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников

Важнейшей задачей старшего школьного возраста является профессионально-личностное самоопределение.

Представления старшеклассников о некоторых аспектах, характеризующих процесс профессионального самоопределения были изучены в ходе анкетирования.

Результаты изучения профессиональных предпочтений старшеклассников

По сравнению с 2012 и 2015 годом, в профессиональных предпочтениях старшеклассников произошли изменения.

Существенно расширился список профессий (в 2012 году – 26 специальностей, в 2014 – 58, в 2015 – 72 профессии). 10 наиболее популярных профессий представлен в Таблице 5.

Таблица 5 – Наиболее популярные профессии

Рейтинг

Профессия

Чел

%

1 Врач (стоматолог, гинеколог, патологоанатом, анестезиолог, спортивный врач)

41

8,5

2 Инженер (технолог, строитель, механик, конструктор)

22

4,6

3 Военный (разведка)

21

4,6

4 Полиция, ФСБ

16

3,3

5 МЧС

15

3,3

6 Предприниматель (гостиничный, ресторанный бизнес)

12

2,5

7 Программист

12

2,5

8 Юрист, следователь, адвокат, прокурор

11

2,5

9 Учитель (воспитатель)

10

2,1

10 Психолог

9

2,1

В 2014 году наиболее популярными являлись профессии: инженер (13,9%) , медицинский работник (9,4%), менеджер (7,4%), программист (5,5%), юрист (5,2%), педагог (4,5%). В 2012 году первые места в рейтинге занимали профессии: программист (10%), инженер (8,5%), врач (4,8%), экономист (4,8%), менеджер (3,6%), профессия педагога находилась на одном из последних мест.

В 2015 году на 1 место по популярности выходит профессия врача, второе место занимает профессия инженера (почти в 2 раза меньшее количество старшеклассников делают выбор в пользу этой профессии), а третью, четвертую и пятую позицию занимают профессии, связанные с работой в силовых структурах. Существенно понизились в рейтинге места таких профессий, как менеджер и экономист.

Таким образом, список наиболее популярных профессий изменился довольно значительно, при этом заметно повысился рейтинг профессий, востребованных в силовых структурах.

По-прежнему важнейшими мотивами выбора профессии являются высокий уровень оплаты труда, престижность, возможность реализации своего потенциала. Вместе с тем снизилось число ответов, подчеркивающих ориентацию на социальные и материальные преимущества профессионального выбора, увеличилось число ответов, подчеркивающих значимость содержания и процесса профессиональной деятельности.

Следует отметить, что по сравнению с 2015 годом на 8,6% снизилось число учащихся, у которых нет осознанных профессиональных предпочтений, в 2015 году оно составило 10,2%.

Полученные данные подтверждают, что для старшеклассников актуальным является вопрос самореализации, поиск себя в различных видах деятельности. Для старшеклассника важным вопросом является вопрос профессионального самоопределения, исходя из которого будет осуществлен выбор будущего образовательного учреждения – колледжа или вуза, определение профиля подготовки, исходя из личных интересов и профессиональных предпочтений. Вопрос самореализации является одним из главных в старшем школьном возрасте, так как именно в этом возрасте человек решает важнейшую жизненную задачу «Кем быть», в которой кроется важнейший аспект будущей социальной самореализации.

В данном исследовании был проведен сравнительный анализ динамики ценностных ориентаций старшеклассников. Полученные результаты могут послужить опорой для организации работы со старшеклассниками в области формирования ценностей, ориентиров будущей жизнедеятельности, профессиональной ориентации – при составлении спецкурсов, организации программ личностного развития, а также в рамках воспитательной работы и психологического сопровождения старшеклассников.


Библиографический список
  1. Гончарова Т.Н., Пожиткина Н.В. Исследование терминальных ценностей и жизненных приоритетов в юношеском возрасте // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/06/15321 (дата обращения: 20.05.2016).
  2. Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования [Электронный ресурс]. URL: http://keepslide.com/no_category/58929 (дата обращения: 18.05.2016).
  3. Кузнецова В.Н. Социология молодежи. Учебник. – М. : Гардарики, 2007.
  4. Мылтасова О.В. Особенности ценностных ориентаций студентов разных форм обучения // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2014. С. 432-437.
  5. Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 2. С. 37–67.
  6. Мылтасова О.В. Особенности ценностных ориентаций у студентов дневной формы обучения в зависимости от успешности обучения // Международная научная школа психологии и педагогики. Новосибирск, 2014. № 4. С. 98-102.


Все статьи автора «OlgaValerevna»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация