УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ АДДИКЦИЙ

Рябихина Александра Владимировна
Саратовский национальный исследовательский государственный университет
магистрант

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию психологических механизмов защиты у аддиктивных подростков. Результаты исследования показали, что аддиктиные подростки имеют более сильные механизмы защиты, но менее продуктивные копинг-механизмы по сравнению с подростками без высокой склонности к аддиктивному поведению.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, аддикции, девиантное поведение, зависимости, копинг-стратегии, механизмы психологической защиты, подростки, совладающее поведение


THE RESEARCH OF COPING STRATEGIES AND PSYCHOLOGICAL DEFENCE MECHANISMS OF TEENAGERS WITH DIFFERENT KINDS OF ADDICTION

Ryabikhina Alexandra Vladimirovna
Saratov State University
Master's Degree Student

Abstract
This article is about the research of psychological defence mechanisms of teenagers with addictions. The results of research showed that addicted teenagers have stronger defence mechanism than teenagers without addictions, but youngster with addictions have less creative coping strategies rather than teenagers without a high tendency to an addictive behavior.

Keywords: addictions, addictive behavior, coping strategies, deviant behavior, help-seeking behaviors, psychological defence mechanisms, teenagers


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Рябихина А.В. Исследование копинг-стратегий и механизмов психологической защиты у подростков с различными видами аддикций // Психология, социология и педагогика. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/09/7150 (дата обращения: 27.05.2017).

Современная жизнь настолько динамична, сложна и противоречива, что человеку постоянно приходится преодолевать разного рода препятствия, приспосабливаться к ситуациям, находить наиболее успешные выходы из трудностей. В этой связи индивидууму необходимо использовать все возможные ресурсы для того, чтобы оставаться адаптивным и чувствовать себя относительно безопасно. Способы взаимодействия человека с различными трудными ситуациями проявляются либо в форме психологической защиты, либо в виде конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы (копинг-поведения). Основное отличие копинг-поведения от механизмов психологической защиты и их использования индивидом – это сознательность, выбор и изменение в зависимости от ситуации.

В рамках проблемы совладающего поведения большой теоретический и практический интерес представляет собой поиск ответов на вопросы: какими способами человек справляется с повседневными трудностями, в том числе стрессовыми событиями в своей жизни и как он иx разрешает.

В настоящее время остро ощущается дефицит исследований, направленных на выявление особенностей совладающего поведения подростков с различного рода девиациями, в том числе аддиктивным поведением [1, c. 86].

Исследование совладающего поведения подростков с отклоняющимся поведением имеет важное значение для разработки системы профилактики девиантного поведения подростков [2], их интеллектуального и личностного развития [3], позитивной социализации в современном образовательном и социокультурном пространстве [4].

В связи с необходимость разработки данной проблемы было проведено исследование, направленное на изучение видов копинг-стратегий и защитных психологических механизмов у подростков с аддиктивными формами поведения.

В исследовании приняло участие 43 подростка в возрасте 14-15 лет.

В процессе исследования применялись следующие методики.

Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей Лозовой Г.В. Данная методика позволяет выявить у подростков, к каким зависимостям у них есть склонность. На основании результатов нельзя ставить диагноз, однако это даёт возможность педагогам, работающим с подростками, на какие сферы деятельности в профилактической работе сделать больший акцент [5].

Методика диагностики копинг-механизмов Хейма Э. направлена на изучение стиля борьбы со стрессом у подростков, имеющих зависимости [6, c. 25].

Опросник Плутчика-Келлермана-Конте применяется для диагностики различных механизмов психологической защиты [7, c. 150].

Рассмотрим результаты исследования по Методике диагностики склонности к 13 видам зависимостей Лозовой Г.В. Полученные данные позволили установить, что у 74 % подростков выявилась высокая склонность к зависимостям и только 26 % опрошенных показали среднюю и низкую склонность. Высокие баллы в данной методике означают, что у подростка имеется высокая склонность к определённому виду аддикций, либо она уже есть. Чем выше баллы, тем выше вероятность возникновения определённого вида аддикций.

Результаты исследования позволили установить, что у подростков преобладает высокая склонность к любовной зависимости. Такого рода аддикция была выявлена у 39% опрошенных подростков. Однако, стоит заметить, что данный вид зависимости может возникнуть и в связи с особенностями подросткового возраста, но все же не стоит «закрывать на это глаза», поскольку любая зависимость требует пристального внимания со стороны педагогов и родителей подростков.

На втором месте оказалась пищевая зависимость. Склонность к данному виду зависимости имеется у 18% респондентов.

Все остальные зависимости находились в пределах не более 8% от общего количества.

Исследование копинг-механизмов позволило получить следующие результаты: у подростков, имеющих высокую склонность к аддиктивному поведению, преимущественными когнитивными копингами оказались неадаптивные формы, они составляют 21%. Преобладающими эмоциональными стратегиями оказались в равной степени адаптивные и относительно адаптивные формы. Они были выявлены у 14% опрошенных. Среди поведенческих копинг-механизмов лидирующее место занимают неадпативные формы, они представлены у 15 % респондентов.

Таким образом, можно сделать вывод, что у зависимых подростков преобладают преимущественно неадаптивные формы копинг-механизмов, которые не устраняют стрессовое состояние, а, напротив, способствуют его усилению.

Рассмотрим данные, полученные среди подростков со средней и низкой склонностью к зависимостям. Основными когнитивными формами копингов у этих подростков (22%) оказались адаптивные формы поведения. Доминирующими эмоциональными (22%) являются адаптивные формы. Преобладающие поведенческие копинг-стратегии (22%) – неадаптивные. Из этого следует, что преимущественными формами копинг-механизмов у подростков, не имеющих высокой склонности к зависимостям, являются адаптивные формы копинг-стратегий, которые помогают быстро и успешно совладать со стрессом.

Заключительным в исследовании стало применение опросника Плутчика-Келлермана-Конте. Были получены следующие результаты: у подростков с высокой склонностью к зависимостям преобладающий вид механизма психологической защиты – проекция, она выявилась у половины опрошенных.

У подростков со средней и низкой степенью склонности к аддикциям получены следующие данные: у 34 % опрошенных выявился такой механизм как «вытеснение» и у 25 % опрошенных «проекция».

Итак, преобладающим механизмом психологической защиты у аддиктивных подростков является «проекция», а у подростков без склонности к зависимостям «вытеснение». Как известно, механизмы защиты тоже можно, хоть и условно, разделить на более и менее продуктивные: к более продуктивным относятся рационализация, проекция; к менее продуктивным – регрессия, отрицание, вытеснение.

Подводя итоги, необходимо отметить, что преобладающими копинг-механизмами у аддиктивных подростков, являются неконструктивные в отличие от подростков без аддикций. А вот механизмы защиты более конструктивны у аддиктов.

Таким образом, зависимое поведение начинает формироваться уже в подростковом возрасте и возникает в случае, когда личность пытается уйти от реальности и ищет для этого разные способы ухода. Именно в этот период педагогам стоит обратить пристальное внимание на них, чтобы препятствовать развитию и укреплению зависимостей.

Совладающее поведение рассматривается в качестве целенаправленного социального поведения, которое позволяет человеку преодолеть жизненные трудности способами, адекватными личностным качества и ситуациям через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение, направленное на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю.

Эмпирическое исследование показало, из 43 подростков 32 имеют зависимости. У зависимых подростков преимущественно непродуктивные формы копинг-стратегий, в то время как у подростков без зависимостей преобладают продуктивные виды. У аддиктивных подростков механизмы защиты более сильные, чем у подростков без аддикций.

В когнитивной сфере наиболее адаптивные механизмы у подростков без аддикций. В то время как аддиктивные подростки выбирают, по большей мере, неадаптивные формы копинг-стратегий. В эмоциональной сфере аддиктивные подростки в основном выбирали адаптивные и относительно адаптивные формы копинг механизмов, также, как и не аддиктивные. В поведенческой сфере преобладающими копинг-стратегиями зависимых подростков являются в равной степени неадаптивные и относительно адаптивные, подростки без аддикиций преимущественно выбирали неадаптивные формы копинг механизмов.

У зависимых подростков наиболее часто встречается такой механизм защиты как «проекция», а у подростков без зависимостей – «вытеснение». В интерпретации к опроснику Плутчика-Келлермана-Конте говориться о том, что «проекция» наиболее сильный по своим свойствам механизм защиты, чем «вытеснение», иными словами у подростков с высокой склонностью к зависимостям механизмы защиты преимущественно более сильные.


Библиографический список
  1. Уcoвa E.Б. Пcихoлoгия дeвиaнтнoгo пoвeдeния. Минcк, 2010. 180 c.
  2. Шипова Л.В. Система психологической помощи подросткам с девиантными формами поведения в социально-реабилитационном центре // Научное мнение. 2014. № 3. С. 215-218.
  3. Шипова Л.В., Кухарчук О.В. Мотивация учения у старших подростков с разным уровнем интернальности и экстернальности // Теория и практика общественного развития. 2015. №19. С. 243-245.
  4. Шипова А.В. Культурные практики подростков в процессе социализации // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 4. С. 60-68.
  5. Лoзoвaя Г.В. Тecт нa зaвиcимocть (aддикцию). Мeтoдикa диaгнocтики cклoннocти к 13 видaм зaвиcимocтeй [Элeктрoнный рecурc]. Рeжим дocтупa: http://psycabi.net/testy/485-test-na-zavisimost-addiktsiyu-metodika-diagnostiki-sklonnosti-k-13-vidam-zavisimostej-lozovaya-g-v.
  6. Кружкoвa O.В. Пcихoлoгичecкиe зaщиты личнocти. Eкaтeринбург, 2006. 153 c.
  7. Крюкoвa Т.Л. Пcиxoлoгия coвлaдaющeгo пoвeдeния. Кocтрoмa, 2004. 358 c.


Все статьи автора «Рябихина Александра Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: