УДК 37.013

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ И СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ В ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ

Мошкин Владимир Николаевич
Великолукская государственная академия физической культуры и спорта
доктор педагогических наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности, теории и методики единоборств

Аннотация
В статье на основе анкетирования школьников изложены эмпирические данные о психологической готовности подростков и старшеклассников к обеспечению безопасности в транспортной сфере. Обнаружены признаки совершенствования (при переходе от подросткового к юношескому возрасту) готовности школьников к извлечению уроков из опыта других людей на дороге. Выявлены признаки более высокой осторожности подростков (по сравнению с юношами) при выборе мест для игр и отдыха.

Ключевые слова: анкетирование, воспитание, культура транспортной безопасности, обеспечение безопасности, подготовка, подростки, правила дорожного движения, психологическая готовность, самооценка, старшеклассники, статистические данные


FEATURES OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF TEENAGERS AND SENIORS FOR SAFETY IN THE TRANSPORT SPHERE

Moshkin Vladimir Nikolaevich
Velikie Luki State Academy of Physical Education and Sports
doctor of pedagogical sciences, professor of department of health and safety, theory and technique of single combats

Abstract
In article on the basis of questioning of school students empirical data on psychological readiness of teenagers and seniors to safety in the transport sphere are stated. Improvement signs (are found upon transition from teenage to youthful age) readiness of school students for extraction of lessons from experience of other people on the road. Signs of higher care of teenagers are revealed (in comparison with young men) at a choice of places for games and rest.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Мошкин В.Н. Особенности психологической готовности подростков и старшеклассников к обеспечению безопасности в транспортной сфере // Психология, социология и педагогика. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/10/6949 (дата обращения: 20.11.2016).

В январе-мае 2016 г., по данным ГИБДД, в России на дорогах было зафиксировано 58161 ДТП, в которых из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств погибли 6476 человека и были ранены 73546 человек. За указанный период 2016 г. в нашей стране произошло 6188 ДТП с участием детей до 16 лет, при этом погибло 187 и ранено 6566 детей до 16 лет. За 5 месяцев текущего года с участием детей по причине их неосторожности произошло 1627 ДТП, в которых 44 человека погибли, ранено 1608 человек. Эти и многие другие фактические данные свидетельствуют о низком уровне культуры транспортной безопасности населения в современной России. Низкий уровень готовности участников дорожного движения к обеспечению безопасности свидетельствует об актуальности исследования культуры транспортной безопасности населения. В состав культуры транспортной безопасности входит психологическая готовность к обеспечению безопасности в транспортной сфере. Принимая во внимание имеющиеся к настоящему времени исследования особенностей психологической культуры школьников [1], субъективных ценностей молодежи в сфере здорового образа жизни и безопасности [2], подготовленности современных молодых людей к обеспечению безопасности жизнедеятельности [3], учитывая наличие публикаций о результатах тестирования и анкетирования учащихся школ по ПДД и проблемам обеспечения безопасности дорожного движения [4-6], отмечая факт публикации результатов изучения психологической готовности школьников к обеспечению безопасности на дороге [17], следует признать, что до настоящего времени в педагогической науке к недостаточно исследованным относится психологическая готовность школьников разного возраста к обеспечению безопасности в транспортной сфере, которая является составляющей культуры транспортной безопасности [7-14].

Для определения оснований для анализа эмпирических данных изложим исходные теоретические положения о психологической подготовке к обеспечению безопасности. В статье, изданной нами в 1999 г., раскрыта роль психологической подготовки в становлении культуры личной безопасности. Был сделан вывод о том, то с учетом психологической структуры деятельности человека в опасных ситуациях важно осуществление следующих направлений психологической подготовки: формирование опыта планирования действий по предотвращению и преодолению опасных ситуаций, интеллектуальная подготовка к опасным ситуациям, коммуникативная подготовка к личной безопасности, волевая подготовка к опасным ситуациям, формирование готовности к самоконтролю в процессе предупреждения и преодоления опасных ситуаций [15].

В процессе воспитания школьники присваивают психологическую культуру [5]. Одна из функций каждого из компонентов культуры – способствовать обеспечению безопасности. В нашей монографии 2002 г. издания была дана характеристика содержания психологической составляющей культуры безопасности по параметру – компоненты культуры: 1) знания, представления, образы; 2) умения, навыки, практический опыт, готовность к творчеству; 3) взгляды, убеждения; 4) привычки, способности, личностные качества. Сформулируем основное содержание данных компонентов психологической культуры в аспекте безопасности. 1) Система знаний о деятельности в опасных и экстремальных ситуациях (видах, опасных факторах и т.д.), личностных качествах, способствующих безопасности. 2) Опыт успешного поведения в опасных ситуациях, угрожающих жизни, здоровью, материальным интересам и т.д. Владение приемами аутотренинга, ресурсного якорения в опасных ситуациях. 3) Уверенность в готовности к профилактике и преодолению опасных и экстремальных ситуаций. 4) Смелость, осторожность, готовность к разумному риску, уверенность в себе, рефлексия [16].

 Результаты эмпирического исследования особенностей психологической готовности подростков и старшеклассников к безопасности на дороге

Цель исследования – на основе анкетирования выявить эмпирические характеристики особенностей психологической готовности подростков и старшеклассников к обеспечению безопасности в транспортной сфере как составной части культуры транспортной безопасности.

В нашем исследовании была использована анкета, отвечая на вопросы которой школьники выражали свое мнение, выбирая 1 вариант ответа из трех (2 варианта ответов, содержательно раскрывающие положительное или отрицательное мнение опрашиваемых об изучаемых явлениях, и вариант «Затрудняюсь ответить»). Анкетирование было проведено в 2009 г. в общеобразовательных учреждениях № № 107, 108, 83 г. Барнаула с использованием электронного варианта анкеты (создана в Microsoft Office Excel). Всего в опросе приняли участие 246 человек, из них – 125 мальчиков и 121 девочка. При статистической обработке полученных эмпирических данных 5-11  классы разделены на группы: 5-8 классы (подростки) и 9-11 классы (старшеклассники).

Изложим статистические данные о результатах анкетирования и проанализируем ответы школьников на вопросы 6, 7, 8, 13, 24, 25 анкеты. Согласие или несогласие с вариантами утверждений анкеты свидетельствует о различных аспектах психологической готовности школьников разного возраста к обеспечению дорожной безопасности.

На основе данных об ответах на вопрос 6 (Где ты играешь и отдыхаешь на улице?) выясним, как школьники выбирают место для игр и отдыха. Ответы учащихся 5-8, 9-11 классов о выборе места для игр на улице представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Ответы подростков и юношей о выборе мест для игр и отдыха на улице

Варианты ответов

5-8 классы

9-11 классы

1

1. Я играю и отдыхаю там, где есть движение транспортных средств.

6

9

2

2. Я играю и отдыхаю там, где нет движения транспортных средств.

159

48

3

Затрудняюсь ответить

11

13

4

Итого:

176

70

5

Варианты ответов

5-8 классы

9-11 классы

6

1. Я играю и отдыхаю там, где есть движение транспортных средств.

3%

13%

7

2. Я играю и отдыхаю там, где нет движения транспортных средств.

90%

69%

8

Затрудняюсь ответить

6%

19%

9

1 2 3

Из таблицы 1 следует, что 90% опрошенных подростков и 69% старшеклассников играют и отдыхают там, где нет движения транспортных средств. Как видим, подростки более склонны к высокой оценке своей осторожности на дороге (разница составила 21%). Для выяснения статистической значимости выявленных различий эмпирических данных здесь и далее в статье использован сервис автоматического расчета углового преобразования на сайте http://www.psychol-ok.ru/statistics/fisher. Для проверки достоверности различий, зафиксированных в таблице 3, ответов используем данные об абсолютных цифрах (данные об ответах учащихся 5-8, 9-11 классов) в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 2.838, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Таким образом,  выявлены статистически значимые признаки связи между возрастом и оценкой школьниками своей осторожности при выборе места для игр и отдыха. Имеются признаки более высокой осторожности подростков (по сравнению с юношами) при выборе мест для игр и отдыха.

На основе данных об ответах на вопрос 7 (Как ты действуешь на дороге во время гололеда?) выясним, как школьники разного возраста оценивают готовность к уверенным действиям при гололеде на дороге. Ответы учащихся 5-8, 9-11 классов на вопрос 7 анкеты представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Ответы подростков и юношей о готовности к уверенным действиям при гололеде на дороге

Варианты ответов

5-8 классы

9-11 классы

1

1. Я не умею действовать уверенно на дороге во время гололеда.

22

8

2

2. Я уверенно веду себя на дороге во время гололеда.

138

50

3

Затрудняюсь ответить

16

12

4

Итого:

176

70

5

Варианты ответов

5-8 классы

9-11 классы

6

1. Я не умею действовать уверенно на дороге во время гололеда.

13%

11%

7

2. Я уверенно веду себя на дороге во время гололеда.

78%

71%

8

Затрудняюсь ответить

9%

17%

9

1 2 3

Из таблицы 2 следует, что 78% опрошенных подростков и 71% старшеклассников положительно оценивают свою готовность к уверенным действиям при гололеде на дороге. Для проверки достоверности различий, зафиксированных в таблице 3, ответов используем данные об абсолютных цифрах (данные об ответах учащихся 5-8, 9-11 классов) в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 0, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом,  не выявлены статистически значимые признаки связи между возрастом и оценкой школьниками готовности к уверенным действиям на дороге во время гололеда.

На основе данных об ответах на вопрос 8 (Знаешь ли ты, какие ошибки допускают другие люди на дороге?) выясним, как школьники разного возраста оценивают свою информированность об ошибках других людей на дороге. Ответы учащихся 5-11 классов на вопрос 8 анкеты представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Самооценка подростками и старшеклассниками знаний об ошибках других людей на дороге

Варианты ответов

5-8 классы

9-11 классы

1

1. Я не знаю, какие ошибки допускают другие люди на дороге.

36

12

2

2. Я знаю, какие ошибки допускают другие люди на дороге.

122

49

3

Затрудняюсь ответить

18

9

4

Итого:

176

70

5

Варианты ответов

5-8 классы

9-11 классы

6

1. Я не знаю, какие ошибки допускают другие люди на дороге.

20%

17%

7

2. Я знаю, какие ошибки допускают другие люди на дороге.

69%

70%

8

Затрудняюсь ответить

10%

13%

9

1 2 3

Из таблицы 3 следует, что 69% опрошенных подростков и 70% старшеклассников высоко оценили свои знания об ошибках других людей. Таким образом, не выявлено различий в самооценке подростками и старшеклассниками их информированности об ошибках людей на дороге.

На основе данных об ответах на вопрос 13 (Уверенно ли ты действуешь при переходе дороги?) выясним, как школьники разного возраста оценивают свою уверенность на дороге. Ответы учащихся 5-11 классов на вопрос 13 анкеты представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Самооценка подростками и старшеклассниками их готовности к уверенным действиям на дороге

Варианты ответов

5-8 классы

9-11 классы

1

1. При переходе дороги я действую уверенно.

146

56

2

2. При переходе дороги я чувствую себя неуверенно.

17

9

3

Затрудняюсь ответить

13

5

4

Итого:

176

70

5

Варианты ответов

5-8 классы

9-11 классы

6

1. При переходе дороги я действую уверенно.

83%

80%

7

2. При переходе дороги я чувствую себя неуверенно.

10%

13%

8

Затрудняюсь ответить

7%

7%

9

1 2 3

Из таблицы 4 следует, что 83% опрошенных подростков и 80% старшеклассников считают, что при переходе дороги действуют уверенно. Таким образом, не выявлено различий в самооценке подростками и старшеклассниками их уверенности при переходе дороги.

На основе данных об ответах на вопрос 24 (Как ты относишься к своим ошибкам на дороге?) выясним, как школьники разного возраста оценивают свои ошибки на дороге. Ответы учащихся 5-11 классов на вопрос 24 анкеты представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Ответы подростков и старшеклассников об их отношении к своим ошибкам на дороге

Варианты ответов

5-8 классы

9-11 классы

1

1. Я замечаю свои ошибки, учусь на своих ошибках.

137

42

2

2. Я не замечаю своих ошибок, которые допускаю на дороге.

21

15

3

Затрудняюсь ответить

18

13

4

Итого:

176

70

5

Варианты ответов

5-8 классы

9-11 классы

6

1. Я замечаю свои ошибки, учусь на своих ошибках.

78%

60%

7

2. Я не замечаю своих ошибок, которые допускаю на дороге.

12%

21%

8

Затрудняюсь ответить

10%

19%

9

1 2 3

Из таблицы 5 следует, что 78% опрошенных подростков и 60% старшеклассников считают, что замечают свои ошибки на дороге. Разница в ответах подростков и юношей составила 18%. Подростки более высоко оценили свою готовность к самоконтролю на дороге. Для проверки достоверности различий, зафиксированных в таблице 3, ответов используем данные об абсолютных цифрах (данные об ответах учащихся 5-8, 9-11 классов) в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 2.157, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом,  не выявлены статистически значимые признаки связи между возрастом и оценкой школьниками готовности замечать свои ошибки на дороге. Иначе говоря, не обнаружено признаков совершенствования самоконтроля школьников на дороге при переходе от подросткового к юношескому возрасту.

На основе данных об ответах на вопрос 25 (Как ты относишься к ошибкам других людей на дороге?) выясним, как школьники разного возраста относятся к ошибкам других людей на дороге. Ответы учащихся 5-11 классов на вопрос 25 анкеты представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Ответы подростков и старшеклассников об их отношении к ошибкам других людей на дороге

Варианты ответов

5-8 классы

9-11 классы

1

1. Я не учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге.

76

12

2

2. Я учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге.

82

42

3

Затрудняюсь ответить

18

16

4

Итого:

176

70

5

Варианты ответов

5-8 классы

9-11 классы

6

1. Я не учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге.

43%

17%

7

2. Я учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге.

47%

60%

8

Затрудняюсь ответить

10%

23%

9

1 2 3

Из таблицы 6 следует, что 47% опрошенных подростков и 60% старшеклассников придерживаются высокой оценки своей готовности учиться на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге. Разница в ответах подростков и юношей составила 13%. Старшеклассники более высоко оценили свою готовность к извлечению уроков из ошибок других людей на дороге. Для проверки достоверности различий, зафиксированных в таблице 3, ответов используем данные об абсолютных цифрах (данные об ответах учащихся 5-8, 9-11 классов) в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 3.502, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Таким образом,  выявлены статистически значимые признаки связи между возрастом и оценкой школьниками готовности учиться на ошибках других людей на дороге. Иначе говоря, обнаружены признаки совершенствования готовности школьников к извлечению уроков из опыта других людей на дороге при переходе от подросткового к юношескому возрасту.

Анализ результатов эмпирического исследования особенностей психологической готовности подростков и старшеклассников к безопасности на дороге

На основании приведенных выше данных об ответах учащихся 5-8, 9-11 классов на вопросы анкеты сформируем сводную таблицу 7, в которой представлены вопросы, варианты ответов и процентная доля согласных с вариантами ответов опрошенных школьников.

Таблица 7 – Ответы подростков и старшеклассников на вопросы 6, 7, 8, 13, 24, 25 анкеты

Вопросы Варианты ответов, оценка ответов % согласных учащихся
5-11 классы 5-8 классы 9-11 классы
6. Где ты играешь и отдыхаешь на улице? 1. Я играю и отдыхаю там, где есть движение транспортных средств. Негативный.

6%

3%

13%

2. Я играю и отдыхаю там, где нет движения транспортных средств. Позитивный.

84%

90%

69%

7. Как ты действуешь на дороге во время гололеда? 1. Я не умею действовать уверенно на дороге во время гололеда. Негативный.

12%

13%

11%

2. Я уверенно веду себя на дороге во время гололеда. Позитивный.

76%

78%

71%

8. Знаешь ли ты, какие ошибки допускают другие люди на дороге? 1. Я не знаю, какие ошибки допускают другие люди на дороге. Негативный.

20%

20%

17%

2. Я знаю, какие ошибки допускают другие люди на дороге. Позитивный.

70%

69%

70%

13. Уверенно ли ты действуешь при переходе дороги? 1. При переходе дороги я действую уверенно. Позитивный.

82%

78%

60%

2. При переходе дороги я чувствую себя неуверенно. Негативный.

11%

12%

21%

24. Как ты относишься к своим ошибкам на дороге? 1. Я замечаю свои ошибки, учусь на своих ошибках. Позитивный.

73%

78%

60%

2. Я не замечаю своих ошибок, которые допускаю на дороге. Негативный.

15%

12%

21%

25. Как ты относишься к ошибкам других людей на дороге? 1. Я не учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге. Негативный.

36%

43%

17%

2. Я учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге. Позитивный.

50%

47%

60%

Используя данные таблиц 1-6 и данные сводной таблицы 7 сформулируем основные выводы о выявленных эмпирических характеристиках психологической готовности подростков и старшеклассников к обеспечению безопасности на дороге.

Ответы учащихся на вопросы 6, 7, 8, 13, 24, 25 можно интерпретировать как признаки позитивных (способствуют безопасности школьников, отмечены в таблице выше как позитивные) или негативных (не способствуют или в меньшей степени способствуют безопасности школьников, отмечены в таблице как негативные) свойств психологической готовности школьников к обеспечению дорожной безопасности.

Обнаружены признаки негативной динамики психологической готовности к обеспечению безопасности на дороге при переходе от подростковых к старшим классам. Увеличивается (в старших классах по сравнению с подростковыми классами) процентная доля школьников, положительно ответивших на негативные утверждения:

  • При переходе дороги я чувствую себя неуверенно. (12%, 21%)
  • Я не замечаю своих ошибок, которые допускаю на дороге. (12%, 21%)

В скобках после утверждений здесь и далее в статье приведены процентные доли согласившихся с этими утверждениями подростков и старшеклассников.

Обнаружены признаки негативной динамики психологической готовности к обеспечению безопасности на дороге при переходе от подростковых к старшим классам. Уменьшается (в старших классах по сравнению с подростковыми классами) процентная доля школьников, положительно ответивших на позитивные утверждения:

  • Я играю и отдыхаю там, где нет движения транспортных средств. (90%, 69%)
  • Я уверенно веду себя на дороге во время гололеда. (78%, 71%)
  • При переходе дороги я действую уверенно. (78%, 60%)
  • Я замечаю свои ошибки, учусь на своих ошибках. (78%, 60%)

Сформулированные выше выводы об отличиях в ответах (по поводу 6 утверждений анкеты) подростков и старшеклассников основаны на статистически незначимых данных. В связи с этим необходимы дополнительные исследования для выявления свойств динамики культуры транспортной безопасности школьников по годам обучения.

Обнаружены статистически значимые признаки негативной динамики психологической готовности к обеспечению безопасности на дороге при переходе от подростковых к старшим классам. Увеличивается (в старших классах по сравнению с подростковыми классами) процентная доля школьников, положительно ответивших на негативное утверждение:

  • Я играю и отдыхаю там, где есть движение транспортных средств. (3%, 13%)

Выявлены статистически значимые признаки позитивной динамики психологической готовности к обеспечению безопасности на дороге при переходе от подростковых к старшим классам. Уменьшается (в старших классах по сравнению с подростковыми классами) процентная доля школьников, положительно ответивших на позитивное утверждение:

  • Я не учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге. (43%, 17%)

Увеличивается (в старших классах по сравнению с подростковыми классами) процентная доля школьников, положительно ответивших на позитивное утверждение:

  • Я учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге. (47%, 60%)

Проведенный анализ результатов анкетирования явится основой для дальнейшего изучения процесса психологической подготовки учащихся к обеспечению транспортной безопасности. В частности, интерес представляет анализ гендерных особенностей психологической готовности школьников к безопасности на дороге. Результаты такого рода исследований будут изложены в последующих наших публикациях.


Библиографический список
  1. Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры учащихся в условиях образования: монография. – Барнаул: АлтГПА, 2013. – 238 с.
  2. Каширский Д.В. Субъективные ценности современной молодежи: монография . – Барнаул: Изд-во ААЭП, 2012. – 224 с.
  3. Жарикова Л.И. Ценностное отношение к непрерывному образованию как фактор безопасности жизнедеятельности молодежи // Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология : материалы международной научно-практической конференции, 5-9 июля 2012 г. / под. ред. С. Д. Каракозова, П. Г. Воронцова. – Барнаул: АлтГПА, 2012. – С. 88-90.
  4. Тошева Л. Итоги тестирования учащихся по ПДД // Основы безопасности жизни. – 2004. – № 9. – С. 50-53.
  5. Белобородов А.Ф. Результаты тестирования знаний школьников по правилам дорожного движения // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. – 2012. – № 5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/105-7185.
  6. Белобородов А.Ф. Отношение школьников к факторам совершенствования культуры транспортной безопасности  // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. – 2012. – № 6  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/106-7350.
  7. Мошкин В., Измайлова О. Как стать грамотным пассажиром. Обучение обобщенным способам безопасного поведения на транспорте // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2001. – № 5. – С. 18-24.
  8. Белобородов А.Ф., Мошкин В.Н. Сущность, структура и функции культуры транспортной безопасности общества // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2009. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.altspu.ru/info/journal/vestnik/1353-nomer-12009.html.
  9. Белобородов А.Ф., Мошкин В.Н. Культура транспортной безопасности в содержании образования // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2009. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.altspu.ru/info/journal/vestnik/1353-nomer-12009.html.
  10. Белобородов А.Ф., Мошкин В.Н. Воспитание культуры транспортной безопасности как педагогическое явление  // Вестник АлтГПА: Психолого-педагогические науки. – 2010. – № 5. – С. 66-70.
  11. Белобородов А.Ф. Цели воспитания культуры транспортной безопасности школьников // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  12. Белобородов А.Ф. Содержание воспитания культуры транспортной безопасности школьников  // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  13. Белобородов А.Ф. Средства воспитания культуры транспортной безопасности школьников // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  14. Белобородов А.Ф. Критерии диагностики культуры транспортной безопасности школьников // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  15. Мошкин В.Н. Воспитание культуры личной безопасности // Психолого-педагогические проблемы личностно-ориентированного воспитания: Сборник научных трудов.- Барнаул: АГИИК, 1999.- С. 5-59. (Электронная версия статьи опубликована на сайте http://www.мирбжд.рф/?page_id=44.)
  16. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография.- Барнаул: Издательство БГПУ, 2002.- 318 с. (Книга опубликована в виде файла в текстовом формате на сайте http://www.мирбжд.рф/?page_id=495.)
  17. Мошкин В.Н. Анализ эмпирических данных о психологической готовности школьников к обеспечению безопасности в транспортной сфере // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/55084.


Все статьи автора «Мошкин Владимир Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация