УДК 379.8

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Пустовойтов Юрий Леонидович
ЧОУ ВО "Московский университет им. С.Ю. Витте"
старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин

Аннотация
Что еще в мире может иметь такую высокую ценность, как здоровье человека? Этот значимый фактор влияет на деятельность большинства проявлений в течение всей человеческой жизни. Состояние здоровья, также влияет и тесно связано с будущим поколением, трудоспособностью и материальным благосостоянием. Внешние факторы также во многом влияют на здоровье человека: промышленные выбросы, генетическая наследственность, условия труда, социальная неудовлетворенность.

Ключевые слова: вредные привычки, здоровье, неблагоприятные факторы, социальные факторы, физическое воспитание


MOTOR ACTIVITY AS A FACTOR OF HEALTH

Pustovoitov Yury Leonidovich
Moscow Witte University
senior lecturer in psychology, pedagogy and social-humanitarian disciplines

Abstract
What else in the world can have such high value as human health? This important factor affects the activities of most of the manifestations throughout human life. The condition, also influenced by and closely linked with the future generation, disability and material well-being. External factors also greatly affect human health: industrial emissions, genetic inheritance, conditions of work, social dissatisfaction.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Пустовойтов Ю.Л. Двигательная активность как фактор, определяющий здоровый образ жизни человека // Психология, социология и педагогика. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/11/7467 (дата обращения: 27.05.2017).

Продуманная система физического воспитания, чёткое соблюдение норм гигиены важные в любом возрасте. Однако в переломные моменты развития, когда организм не живёт «спокойной жизнью», сознательное отношение к сложностям, которые он испытывает, и постоянное стремление не углублять эти сложности, а наоборот, сделать их менее заметными – все это приобретает особое значение. Все хотят, чтобы внутренний мир, духовный склад детей, которые взрослеют, был богатым и глубоким. Но по-настоящему это возможно только тогда, когда «дух» и «тело» находятся в гармонии. Достижению этой цели и способствуют меры физического воспитания и гигиены в соответствии с задачами воспитания личности.

Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, так же, как и воспитание моральных качеств, умений адаптироваться в социуме следует начинать с детства.

Специалистам в области педагогики известно, что именно в молодости происходит восприятие определённых норм и образцов поведения, накопления соответствующих знаний и умений, осознание потребностей и мотивов, определение ценностных ориентаций, интереса и представлений. Именно в детском и подростковом возрасте у людей формируются основные жизненные нормы, ценности и установки. Таким образом, можно сделать вывод, что особое педагогическая внимание должно уделяться формированию здорового образа жизни, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста.

Министерство образования РФ указывает на то, что различные нарушения телосложения обнаружены у большинства учащихся школ, у многих наблюдались отклонения от норм в сердечно-сосудистой системе, неврозы. Многие ученики отстают в учёбе, основной причиной этого, по мнению учёных, является ухудшение состояния здоровья, слабое физическое развитие, снижение иммунитета к заболеваниям. В частности, был сделан вывод, что состояние здоровья детей и подростков в России постепенно ухудшалось на протяжении последних 10-15 лет и в настоящее время оказался на уровне, который в перспективе угрожает существованию здоровой нации [1].

Систематизировав факторы, влияющие на ухудшение здоровья, повышение заболеваемости, инвалидности и смертности детей и молодёжи РФ, можно выделить следующие важнейшие моменты:

- Отсутствие педагогической и социальной деятельности по предотвращению несчастных случаев;

- Неудовлетворительное состояние здоровья беременных и девочек – будущих матерей, распространение среди них гинекологических заболеваний;

- Распространение острых кишечных инфекций из причин пренебрежения основными санитарно-гигиеническими нормами;

- Уменьшение возможностей естественного физического развития и ослабление работы по массовому физическому воспитанию;

- Неудовлетворительное состояние полового воспитания, следствием чего является нежелательная беременность и венерические болезни;

- Слабая эффективность традиционных методов противодействия распространению ВИЧ / СПИДа и химических зависимостей – табачной, алкогольной, наркотической, токсикомании.

Анализ современной научной литературы позволил обобщить причины, негативно влияющие на формирование здорового образа жизни молодёжи, в частности такие:

- Нездоровый, а нередко и асоциальный образ жизни родителей, отсутствие семейного воспитания;

- Ограниченные материальные возможности детей, молодёжи и взрослых;

- Несовершенство профилактической работы в системе здравоохранения;

- Несовершенство учебно-воспитательной деятельности в системе образования;

- Нехватка знаний и информации, которые должны предоставляться с других государственных и общественных структур – средств массовой информации, внешкольных молодёжных организаций, социальных служб для молодёжи, общественных организаций [2].

Таким образом, особую актуальность сегодня приобретает проблема создания здорового образа жизни. Причём речь идёт не только об искоренении вредных привычек, выполнении определённых гигиенических норм и правил: соблюдении режима труда и отдыха, питания, что и определяет физиологическое благополучие организма. Здоровый образ жизни – гораздо более широкое понятие, это совокупность всех условий, которые настраивают человека на активную деятельность, позволяют полностью реализовать те высокие духовные качества, которые всегда были присущи нашему народу. Здоровый образ жизни, кроме того, влияет на формирование нормального психологического климата в коллективах, способствует укреплению товарищеских отношений между людьми. Это, в свою очередь, помогает каждому отдельному человеку свободно переносить психоэмоциональные трудности, легче преодолевать стрессовые ситуации, которые встречаются на его жизненном пути.

Однако готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет прежде всего в семье, в которой родился и воспитывается человек. Любовь, забота, нежность, внимание окрыляют подрастающего человека, вселяет в него уверенность, оптимизм, духовную силу. Но так происходит только тогда, когда ребёнок чувствует полную гармонию в семейной мире, любви и взаимопонимание в отношениях между взрослыми. На это обращал внимание родителей ещё А. С. Макаренко: «Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в ваших разговорах с ребёнком, не у непосредственном воздействии на ребёнка, а в организации вашей семьи, вашего личного и общественной жизни и в организации жизни ребёнка. Воспитательная работа это прежде всего работа организатора. В этом деле поэтому и нет мелочей» [3].

Одна из главных задач педагогов и родителей – формирование у детей такого качества, как личная ответственность. Без этого качества не может быть настоящего труженика, полноценного гражданина, хорошего семьянина. Ведь если ребёнок научится любую работу выполнять ответственно, то есть обязательно хорошо и до конца, он так же ответственно будет относиться и к своему физическому развитию. По-настоящему умный, образованный, ответственный человек быстрее поймёт, что нельзя достичь цели в жизни без хорошего здоровья, легче осознает, как это здоровье сохранить, накопить. И в тех семьях (а таких примеров немало), где существует хорошо продуманная, планомерная, комплексная система воспитания, наблюдается гармоничное развитие детей, их души и тела.

Все, наверное, слышали или читали о необычной семье Никитиных, где найден разумный баланс в развитии у детей как умственной, так и физической активности, создана собственная система воспитания своих семерых детей. С самого раннего возраста дети проходят хорошую школу закаливания – занимаются различными спортивными упражнениями, приучаются бегать раздетыми по холодной веранде, а позже босиком по снегу. В этой семье большинство детей вообще ни разу не пробовали лекарства, они растут на редкость прочными, здоровыми, что, в свою очередь, способствует их ускоренному интеллектуальному развитию. Обучение младшим детям Никитиных даётся легко: один сын закончил школу в 13 лет с отличием, а в 16 поступил в МГУ; молодая девочка в свои 12 лет успешно училась в восьмом классе наравне с 15-летними. Никитины считают, что резервы мозга колоссальные, но человек использует только их мизерную часть. И для того, чтобы заставить работать остальные, необходимо создавать определённые опережающие условия. Для этого в доме должна быть обстановка, которая даёт богатое питания для ума, то есть постоянные умственные упражнения, диалоги со взрослыми. Кроме того, необходимо предоставлять детям свободу в деятельности: никаких принудительных мер по подготовке уроков, спортивных тренировок, отдыха. Сила этой семьи в том, что детей много, они равняются друг на друга, помогают младшим, слушаются старших, то есть живут хоть и небольшим, но настоящим дружным коллективом.

В таких семьях, как правило, царит атмосфера оптимизма, доброты, хорошего, радостного настроения; в таких семьях нет места для скуки, апатии, безделья, расслабляющих как душу, так и тело человека; здесь ребёнку не угрожает опасность попасть в стрессовую ситуацию через родительские ссоры, грубость, невнимание, как не угрожает и чрезмерная жалость, пестования, наносящие скорее вреда, чем пользу. Здесь не спешат, почувствовав лёгкое недомогание, принимать лекарства. В таких семьях дружно, весело, вместе – и старшие, и младшие – настраиваются на здоровый образ жизни [4].

Среди сложных проблем современности особое место занимает такое явление как стресс. Часто родители пытаются уберечь своё чадо от всего, что даже слегка намекает на возможные волнения. И нужно сказать, поступают неверно. Попытка оградить ребёнка от всех видов стресса может негативно сказаться на его здоровье. Ведь эмоции – это естественная реакция организма на окружающую реальность. Любая эмоциональная активность сопровождается мобилизацией организма, в крови увеличивается содержание сахара, чаще становится дыхание, пульс, что необходимо для мышечной деятельности, повышается содержание адреналина, активизирует энергетические ресурсы. Именно так организм отвечает на стресс независимо от факторов, которые его вызвали.

В определённых дозах, как подчёркивают современные учёные, эмоциональные нагрузки необходимы, полезны для человека. Другое дело – когда систематически повторяются негативные переживания, когда стрессовые атаки возникают слишком часто и сильно: это истощает организм, выводит из строя его адаптивные механизмы. А это уже конечно во вред организму. Родителям и педагогам особенно важно учитывать этот нюанс [5].

Одной из самых серьёзных и опасных «болезней цивилизации» является гиподинамия. Недостаток двигательной активности – проблема глобальная, затронувший не только нашу страну, но и все человечество. Гиподинамия – порождение самого стиля современной жизни, научно-технического прогресса. Сама жизнь ставила условия: чтобы не умереть, нужно было двигаться. Сейчас такой необходимости практически нет. Происходит своего рода смещение, которое препятствует гармоничному развитию человека.

Особенно это опасно для детей. Автомобиль, телевизор, компьютер, лифт – все это обусловливает малоподвижный образ жизни. К тому же родители сами, как говорится, часто подливают масло в огонь. В последнее время во многих семьях доминирует идея интеллектуального развития ребёнка, когда родители, обеспокоенные престижным будущим своих потомков, забывают о том, что ребёнку нужны не только интеллектуальные, но и физические нагрузки.

Физическое воспитание детей осуществляется наиболее успешно, если между учителями и родителями существует тесный контакт. Часто влияние школы сводится к контролю. Школа же должна выступать в роли организатора семейного воспитания. Успешное взаимодействие школы и семьи базируется на уважении к родительскому авторитету.

Изучая вопросы семейного воспитания, можно не раз убедиться, как по-разному родители относятся к физическому совершенствованию своих детей. Многие вместе с детьми проводит свободное время, пытается удовлетворить двигательную потребность ребёнка, быть участниками его развлечений. Другие родители не проявляют должного интереса к физическому усовершенствованию своих детей, желая видеть их только хорошими учениками. Некоторые же родители надеются, что все вопросы физического воспитания решит школа. Как правило, им не хватает времени для осуществления контроля и оказания помощи ребёнку в соблюдении режима дня, двигательного режима. Если же принять во внимание, что чрезмерно любящие мамы заботятся об освобождении от уроков физкультуры сына или дочери, то картина вырисовывается совсем безрадостная.

К этому можно добавить, что часто родители, к сожалению, недопонимают, как незаметно, но неумолимо, пагубно влияет на растущий организм, чрезмерное количество пищи. Статистические данные свидетельствуют: число полных детей продолжает расти примерно на 1% в год. Опасно то, что такие дети в будущем становятся больными людьми, а продолжительность их жизни сокращается на 5-20 лет [6].

Научно-теоретическое и методическое обеспечение процесса формирования ответственного отношения к собственному здоровью заключается в разработке научных положений, методических рекомендаций для учителей и родителей, организации курсов, кружков, факультативов для учащихся.

Формирование потребности в ответственном отношении к собственному здоровью должно основываться на принципах личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся. Этот подход направлен на саморазвитие личности, он позволяет подростку реализовать себя, позволяет развить задатки каждого. И. Якиманская отмечает, что его сущность заключается в необходимости формировать положительную мотивацию к познавательной деятельности, самопознания, самореализации и самосовершенствования, в необходимости вооружить учеников механизмами адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания [7].

Д. Бех обосновал теорию личностно ориентированного подхода к воспитанию, что проявляется в помощи ребёнку в познании самого себя, в мотивации постоянного самосовершенствования. По мнению учёного, сделать процесс воспитания более эффективным может:

- Формирование у субъекта воспитания способности и желания осознавать себя личностью. В воспитательном процессе нужно создавать такие воспитательны ситуации, которые способствовали возникновению положительных чувств к себе;

- Культивирование у воспитанника ценности другого человека. Ребёнок должен научиться ценить другого человека, быть милосердным, добрым к другим;

- Утверждение педагогом положительной личностной сущности питомца как альтернатива анализа, что разоблачает его недостатки. Ребёнок должен знать свои положительные и отрицательные черты, то есть уметь дифференцировать свой образ;

- Использование «эффекта генерации» в воспитательном процессе. Его необходимо направлять на самостоятельное овладение знаниями, нравственными нормами, правилами, требованиями. Ведь самостоятельно полученные знания остаются надолго, приобретают личностного смысла и эмоциональной окраски;

- Культивирование чувственного воспитательного воздействия. Первые нравственные переживания определяют дальнейшее поведение человека, поэтому важно, чтобы ребёнок, впервые сделав что-то для собственного самосовершенствования, почувствовал сильные положительные эмоции;

- Соответствие образа «Я» воспитанника его поведении. Он должен чётко осознавать своё истинное «Я», основанного на реальном опыте, а не представлениях о себе;

- Ценностно-смысловая направленность предметной деятельности личности;

- Утверждение развивающей самооценки. Ребёнок должен научиться оценивать себя и бороться с собой. Источником самооценки, как отмечает Д. Бех, должно быть не сравнение себя с другими, а с самим собой, то есть сравнение того, на что я раньше не был способен, а сегодня способен и чего желаю в будущем [8].

В. М. Оржеховская доказывает, что «приемлемой для внедрения в учебном заведении есть такая структура реализации мотивов к здоровому образу жизни, культуры здоровья:

- Получение информации о здоровье и экспресс-оценка функционального состояния и двигательных возможностей организма, диагностирование с целью выявления уровня физического, психического, социального и духовного здоровья;

- Выбор мотивов осознания потребности в здоровом образе жизни, культуре здоровья;

- Выбор решения (постановка цели)» [9].

Важным условием формирования ответственного отношения подростков к собственному здоровью является создание эмоционально-творческого морально-психологического климата в коллективе. При этом очень важно играют положительные качества учеников. Педагоги должны строить свои отношения с учениками и взаимоотношения детей между собой путём взаимоподдержки, взаимопонимания, доверия и сотворчества.

Педагоги в коем случае не должны акцентировать внимание только на недостатках и поражениях учеников. Необходимо, чтобы воспитательный процесс происходил в спокойных условиях, чтобы была слаженность действий воспитанников, царило уважительное, заботливое отношение друг к другу. Воспитатель хвалит учеников, вселяет в них уверенность в своих силах, подбадривает их. Именно при таких условиях каждый ребёнок захочет достичь успеха, творчески работать, совершенствовать себя.

Важным условием формирования ответственного отношения старших подростков к собственному здоровью является повышение педагогической культуры родителей. В соответствии с требованиями современного этапа развития общества, ребёнок должен овладеть не только определёнными знаниями, умениями и навыками, но и уметь использовать их на практике. Он должен стремиться к самосовершенствованию и развитию своих потенциальных возможностей, научиться реализовывать себя в жизни. И именно на семью как один из главных институтов в социализации ребёнка и его воспитанит возлагается наибольшая ответственность в решении этих задач.

В Государственной программе воспитания детей и учащейся молодёжи в РФ [10] отмечается на усилении роли семьи в воспитании детей и укреплении её взаимодействия с учебными заведениями. Согласно программе, семья и школа являются основными институтами социализации ребёнка и его воспитания, а, следовательно, их главной задачей должно быть содействие становлению личности, способной творить собственную жизнь и строить гуманные гармоничные отношения с окружающей средой. Обеспечение единства школы и семьи позволяет повысить уровень педагогической культуры родителей.

Влияние семьи зависит от: состав семьи (полная, неполная, многодетная) состояния здоровья её членов; уровня образования родителей; интересов, отношений в семье; стиля воспитания (демократический или авторитарный) целей воспитания; материального обеспечения; жилищных условий; осознания отцовства.

Именно в семье создаются благоприятные условия для развития ребёнка, формирования его самооценки и уверенности в себе, компетентности в различных сферах жизнедеятельности. Здесь закладывается основа для становления мировоззрения, убеждений, идеалов. Семья также способствует физическому совершенствованию человека. Семья формирует у детей понимание смысла и цели жизни, развивает моральные качества, формирует нравственное сознание путём приобщения ребёнка к семейному общению, осуществления благотворительных дел, воспитывает у детей готовность к творческому труду, побуждает к самосовершенствованию.

Чтобы в семье было возможным формирование ответственного отношения к собственному здоровью, нужно:

- Вызвать у родителей интерес к этой проблеме;

- Предоставить теоретическую и практическую помощь родителям по этому вопросу.

Теоретическая помощь родителям заключается в предоставлении информации об особенностях развития ребёнка и влиянию этих особенностей на их состояние здоровья, о формах и методах развития у детей природного потенциала, интересов, способов самосовершенствования.

Отсутствие жизненного опыта и ещё нечёткая направленность устремлений и убеждений нередко создают для подростка целый ряд трудностей, которые негативно сказываются на его здоровье. И здесь необходимо помочь молодому человеку осознать свои огромные физические и духовные возможности.

Ведь здоровье не представляется как выигрыш в лотерее. Для того, чтобы иметь его, нужно прежде всего сохранять нормальное функционирование всего организма. И не в зрелом возрасте, а гораздо раньше.

Таким образом, учитывая условия функционирования современных педагогических систем, принципы системного и деятельностного подходов к воспитанию, возрастные и индивидуальные особенности развития старших подростков, можно выделить внешние и внутренние условия формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью. К внешним условиям относим: научно-теоретическое и методическое обеспечение процесса формирования потребности в самосовершенствовании; учёта принципов личностно-ориентированного воспитания; создание эмоционально-творческого морально-психологического климата в коллективе, налаживание взаимодействия «учитель-ученик» и «ученик-ученик» путём обеспечения демократического стиля общения, взаимопонимания, взаимоподдержки, доверия, сотворчества; создание для учащихся ситуаций успеха; повышение педагогической культуры родителей. К внутренним относятся: ценностные ориентации, направленные на формирование ответственного отношения к собственному здоровью, мотивации самосовершенствования.


Библиографический список
  1. Полунина Н.В., Черкасов С.Н. Особенности состояния здоровья детей Российской Федерации и пути его улучшения // Приоритетные направления развития здравоохранения Дальнего востока и Байкальского региона: проблемы и перспективы: сб. науч. трудов. Якутск, 2013. С. 203-207.
  2. Логинова Н.Н., Жулина М.А. Качество населения: опыт социально-демографического исследования // Регионология, 4/2001-1/2002. (№ 37-38). С. 298-308.
  3. Макаренко А.С. Собрание сочинений в четырех томах. Том 4. М.: Правда, 1987.  С. 147
  4. Меренков А. В. Педагогика саморазвивающейся личности. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. С. 124-129
  5. Фомин Э.А., Федорова Н.М. Стратегии в отношении здоровья // Социологические исследования. 2014.  № 10.  С. 24-28.
  6. Чаклин А. В., Милиевская И. Л. Сохранить здоровье смолоду. М.:
  7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. С. 27-36
  8. Бех И. Д. Личностно-ориентированное воспитание: метод. пособие. / Д. Бех; Ин-т содержания и методов обучения. М., 2014. С. 42-59.
  9. Оржеховская В. М. Концепция образования “Равный – равному” относительно здорового образа жизни среди молодежи РФ [Текст] / [В.М. Оржеховская, О.И.Пилипенко]; Акад. пед. наук РФ, ПРООН / ЮНЭЙДС. М.: Учебная книга, 2011. С. 12
  10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».
  11. Егоров В.И., Флеров О.В. Социально-экономическая сторона межкультурной коммуникации // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 1. С. 10.
  12. Лобанова А.В. Психолого-педагогические условия обучения взрослых. В сборнике: Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты. 2015. С. 82-84.
  13. Осипова Н.В., Бадаева Н.Н. Социокультурная динамика развития университетского образования // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2015. № 1(18). С. 141-146.
  14. Осипова Н.В. Социально-экономический институт как объект социологического знания // Образовательные ресурсы и технологии. 2015. № 2(10). С. 98-107.
  15. Потатуров В.А. Высшее образование в пространстве современного российского общества. В сборнике: Научные труды Московского университета им. С.Ю. Витте сборник научных статей. Москва. 2015. С. 148-158.
  16. Потатуров В.А. Культура в пространстве современной “мегамашины” // Социодинамика.  2016.  № 1. С. 273-300.
  17. Рыбакова Н.А. Внутренние источники самоактуализации современного педагога в профессиональной деятельности. Современные проблемы управления природными ресурсами и развитием социально-экономических систем. 2016. С. 331-338.
  18. Рыбакова Н.А. Музыкальная подготовка будущих учителей начальных классов на основе мотивационного программно-целевого управления. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Барнаул, 1997.
  19. Флёров О.В. Институционализация идеи «lifelong learning» в отечественной системе дополнительного профессионального образования. В сборнике: Современные проблемы управления природными ресурсами и развитием социально-экономических систем. 2016. С. 390-396.
  20. Флеров О.В. Экзистенциально-психологические факторы личностного роста взрослого человека в пространстве институционального непрерывного образования. // Психология и Психотехника. 2016. № 3. C. 272-280.


Все статьи автора «Пустовойтов Юрий Леонидович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: