Переход на свободное программное обеспечение насущно необходим, однако встречает серьезное противодействие со стороны общества. Для внедрения бесплатного ПО необходимы серьезные изменения в отношении общества к авторскому праву и государственным законодательным инициативам.
Переход в экономике и социальной сфере к свободному программному обеспечению позволил бы повысить запросы общества на навыки и умения работы в свободно распространяемых системах, и, значит, разбудит интерес в образовательной сфере. Требуемый переход на свободное программное обеспечение в сфере образования встречает усиленное противодействие, которое искусственно сформировано мифами о свободном программном обеспечении, главным из которых является тезис о неустойчивости работы открыто распространяемого программного обеспечения.
На актуальность проблемы использования СПО указывали Битюникова И.А. [1, С. 30], Газитов Т.Т. [2, С. 183]. Результаты внедрения СПО в образовательный процесс отражены в работах Коваленко В.А. [3, 190], Сырцовой А. О. [4, С. 445] и др.
Результатом проведенного исследования стала разработка и апробация системы использования учителями свободного программного обеспечения.
Экспериментальное внедрение «Системы использования учителями свободного программного обеспечения» проводилось на базе МБОУ Ельнинской средней школы №1 им. М.И. Глинки среди учителей, которые используют в своей деятельности информационные технологии, при этом в опрос включены не только учителя информатики, но и излагающие другие предметы.
Проведенный опрос выявил особенности возрастного распределения учителей, что серьезным образом сказывается на возможностях обучения и развития, а также уроне использования информационных технологий в школе (рисунок 1).
Рисунок 1. Возрастные границы опрошенных респондентов
К сожалению, подавляющее большинство (70%) – это возрастная категория от 51 года до 60 лет. Это возрастная группа с большим педагогическим опытом, стандартно более 30 лет и со сформированными принципами работы и педагогическими приемами. Изменение структуры методик этой группы кажется проблематичным.
При этом необходимо отметить, что, результаты исследования показали, что все учителя, которые составляют 100% опрошенных, знакомы со свободным программным обеспечением.
Рисунок 2. Распределение данных по используемому ПО учителями
Так можно говорить и о высокой доле использования свободного и платного программного обеспечения, что составляет 50% и очень малому проценту 10% использования пиратского ПО, что обусловлено невозможностью использования нелицензионного программного обеспечения в учебном процессе (рисунок 2).
Среди основных недостатков СПО выделена проблема отсутствия методической поддержки. Наиболее полезным, при проведении обучения использованию СПО, учителя считают дистанционное обучение, за него выступают 78% опрошенных наряду с выбором в качестве обучения семинаров – 11%, помощь службы технической поддержки – 11%.
К сожалению, проведенное исследование показало высокий процент учителей с опытом более 30 лет в малых городах, которым в силу особенностей возраста уже сложно быстро и эффективно воспринимать новые технологии, а также у них присутствует желание оттянуть переход на СПО. Важным недостатком, который тормозит внедрение СПО в учебный процесс, учителя назвали отсутствие методического обеспечения. Таким образом, в ходе проведенного исследования, выявлена насущная необходимость формирования методических пособий и программ продвижения для популяризации СПО именно в среде учителей, которым не хватает разработанных технологий, программ и учебных пособий.