УДК 378.147

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯМИ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА БАЗЕ МБОУ ЕЛЬНИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №1 ИМ. М.И. ГЛИНКИ

Балан Сергей Федорович
Смоленский государственный университет
магистрант кафедры информационных и образовательных технологий

Аннотация
Данная статья посвящена результатам экспериментального внедрения системы использования свободного программного обеспечения на базе МБОУ Ельнинской средней школы №1 им. М.И. Глинки. В ходе проведенного исследования выявлена насущная необходимость формирования методических пособий и программ продвижения для популяризации СПО именно в среде учителей, которым не хватает разработанных технологий, программ и учебных пособий.

Ключевые слова: методическое пособие, обучающий курс, свободное программное обеспечение, средняя школа, учитель, экспериментальное внедрение


EXPERIMENTAL INTRODUCTION OF THE SYSTEM USE BY TEACHERS OF FREE SOFTWARE BASED MBOU ELNINSKAYA SECONDARY SCHOOL №1 THEM. MI GLINKA

Balan Sergey Fedorovich
Smolensk State University
Master of the Department of Information and Educational Technology

Abstract
This article is devoted to the results of the pilot implementation of the system using the free software based on MBOU Elninskaya secondary school №1 named after M.I. Glinka. In the course of the study revealed an urgent need for the formation of manuals and promotion programs for the promotion of open source software is among the teachers who lack the developed technologies, programs and manuals.

Keywords: free software, high school, piloting, teacher, textbook., training course


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Балан С.Ф. Экспериментальное внедрение системы использования учителями свободного программного обеспечения на базе МБОУ Ельнинской средней школы №1 им. М.И. Глинки // Психология, социология и педагогика. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/12/7561 (дата обращения: 29.10.2023).

Переход на свободное программное обеспечение насущно необходим, однако встречает серьезное противодействие со стороны общества. Для внедрения бесплатного ПО необходимы серьезные изменения в отношении общества к авторскому праву и государственным законодательным инициативам.

Переход в экономике и социальной сфере к свободному программному обеспечению позволил бы повысить запросы общества на навыки и умения работы в свободно распространяемых системах, и, значит, разбудит интерес в образовательной сфере. Требуемый переход на свободное программное обеспечение в сфере образования встречает усиленное противодействие, которое искусственно сформировано мифами о свободном программном обеспечении, главным из которых является тезис о неустойчивости работы открыто распространяемого программного обеспечения.

На актуальность проблемы использования СПО указывали Битюникова И.А. [1, С. 30], Газитов Т.Т. [2, С. 183]. Результаты внедрения СПО в образовательный процесс отражены в работах Коваленко В.А. [3, 190], Сырцовой А. О. [4, С. 445] и др.

Результатом проведенного исследования стала разработка и апробация системы использования учителями свободного программного обеспечения.

Экспериментальное внедрение «Системы использования учителями свободного программного обеспечения» проводилось на базе МБОУ Ельнинской средней школы №1 им. М.И. Глинки среди учителей, которые используют в своей деятельности информационные технологии, при этом в опрос включены не только учителя информатики, но и излагающие другие предметы.

Проведенный опрос выявил особенности возрастного распределения учителей, что серьезным образом сказывается на возможностях обучения и развития, а также уроне использования информационных технологий в школе (рисунок 1).

Рисунок 1. Возрастные границы опрошенных респондентов

К сожалению, подавляющее большинство (70%) – это возрастная категория от 51 года до 60 лет. Это возрастная группа с большим педагогическим опытом, стандартно более 30 лет и со сформированными принципами работы и педагогическими приемами. Изменение структуры методик этой группы кажется проблематичным.

При этом необходимо отметить, что, результаты исследования показали, что все учителя, которые составляют 100% опрошенных, знакомы со свободным программным обеспечением.

 

Рисунок 2. Распределение данных по используемому ПО учителями

Так можно говорить  и о высокой доле использования свободного и платного программного обеспечения, что составляет 50% и очень малому проценту 10% использования пиратского ПО, что обусловлено невозможностью использования нелицензионного программного обеспечения в учебном процессе (рисунок 2).

Среди основных недостатков СПО выделена проблема отсутствия методической поддержки. Наиболее полезным, при проведении обучения использованию СПО, учителя считают дистанционное обучение, за него выступают 78% опрошенных наряду с выбором в качестве обучения семинаров – 11%, помощь службы технической поддержки – 11%.

К сожалению, проведенное исследование показало высокий процент учителей с опытом более 30 лет в малых городах, которым в силу особенностей возраста уже сложно быстро и эффективно воспринимать новые технологии, а также у них присутствует желание оттянуть переход на СПО. Важным недостатком, который тормозит внедрение СПО в учебный процесс, учителя назвали отсутствие методического обеспечения. Таким образом, в ходе проведенного исследования, выявлена насущная необходимость формирования методических пособий и программ продвижения для популяризации СПО именно в среде учителей, которым не хватает разработанных технологий, программ и учебных пособий.



Все статьи автора «Балан Сергей Федорович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: