УДК 159.922.761:159.923.2

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кийк Сухейла Насруллаевна
ГБОУВО РК "Крымский инженерно-педагогический университет"
студентка факультета психологии

Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности развития мыслительных процессов у детей дошкольного возраста. Изучаются виды мыслительных процессов, формы их нарушений. Выделяются различия данного познавательного процесса в разных возрастных группах дошкольников. Исследуются показатели уровня мышления у детей с нормальным развитием и у детей с общими отклонениями речи.

Ключевые слова: дефекты речевого развития, дошкольник, мыслительные операции, мыслительные процессы, мышление


COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF THOUGHT PROCESSES OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

Kiyk Suheyla Nasrullaevna
GBOUVO RK " Crimean Engineering - Pedagogical University "
student at the faculty of psychology

Abstract
This article discusses the features of the development of mental processes in preschool children. We study the kinds of thought processes, forms of their violations.Highlights the differences of the cognitive process in different age groups of preschool children. We study the thinking level of performance in children with normal development in children with general speech disorders.

Keywords: mental operations, preschool, speech development defects, thinking, thinking processes


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Кийк С.Н. Сравнительная характеристика уровня развития мыслительных процессов старших дошкольников // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/03/6600 (дата обращения: 30.10.2023).

На сегодняшний день дошкольники с нарушением речи составляют наиболее многочисленную группу детей с отклонениями развития.
Нарушение процессов чтения и письма являются одним из основных проявлений несформированности мыслительного процесса у детей в дошкольном возрасте. Поэтому одной из актуальных задач является раннее выявление нарушений в развитии мышления у детей и их коррекция.
В психическом развитии ребенка особо значимо раннее обучение, в процессе которого мыслительные функции особенно чувствительны к внешним воздействиям и активно развиваются. Достаточно раннее начало целенаправленной работы обеспечивает не только коррекцию, но и предупреждение многих вторичных нарушений в развитии [1, с. 74-82].
Мышления младшего дошкольника напрямую зависит от его памяти. Дошкольник постоянно опирается на свой прежний опыт и каким-либо образом его видоизменяет в нужных целях. Уровень корреляция мышления с памятью очень высок. Так как основной задачей мыслительного акта выступает конкретное воспроизведение своего опыта, а не построение логических структур. Дети учатся устанавливать существенные связи между предметами и явлениями.
Исследования психологов (Е.В. Субботский и др.) показывают, что в старшем дошкольном возрасте происходят самые существенные изменения, связанные с преобладанием естественно-причинного подхода к объяснению. Изменения связаны и с все более тесной связью с речью. Такие взаимосвязи приводят, во – первых, к появлению развернутого мыслительного процесса – рассуждения (А.В. Запорожец, Г.Д. Луков), во – вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в – третьих, к бурному развитию мыслительных операций.
У детей с нарушением речи отклонения встречаются в той или иной степени во всех психических процессах. Но основой этих отклонений является несформированность мыслительных процессов. Так как мышление связано абсолютно со всеми психическими процессами. Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатка¬ми речи представлена в трудах Р.Е.Левиной, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, О.Е. Грибовой и др.
Исследователи, изучающие детей с общими нарушениями речи (Р.Е.Левина, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Е.В.Чиркина, О.В.Преснова, и др.), отмечают отклонения во всех психических процессах. Особое внимание уделяется недоразвитием в сфере мыслительной деятельности.
Как отмечают ученые, протекание мыслительных процессов у детей с отклонениями в речи имеют свои особенности. У таких детей одновременно с преобладанием наглядно-образного мышления наблюдаются значительные задержки в понимании абстрактных отношений и понятий. Скорость протекания мыслительного процесса в связи с нарушениями в речи значительно замедляется. Что в последующем приводит к замедлению усвоения учебной программы [2, с.68-76].
Наблюдается недостаточная сформированность и словесно-логического мышлении. О.В.Преснова отмечает, что «обладая в целом полноценными предпосылками для овладения доступными нормально развивающимся дошкольникам мыслительными операциями, у детей с общим недоразвитием речи отстаёт в развитие словесно-логическое мышление [3, с. 35-39]. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связны друг с другом».
В связи с вышесказанным было проведено исследование по изучению особенностей развития и сформированности мышления у детей дошкольного возраста.В исследовании принимали участие старшие дошкольники (5-6 лет) с дефектами речевого развития (ОНР) – 20 человек и с нормальным развитием речевой функции (НР) – 30 человек.
При проведении исследования использовали такой психодиагностический инструментарий: тест «Исключение предметов» направленный на исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки; тест «Подбор простых невербальных аналогий» с целью определения понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении ряда разнообразных задач; методика «Нелепицы» с помощью которой оцениваются элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях; тест «Последовательные картинки» направленный на диагностику уровня развития словесно-логического мышления.
Таким образом, были получены следующие результаты.
Итак, средние значения распределились таким образом – у дошкольников с основной группы – 1,6±0,85 в отличие от детей с нормальным речевым развитием 3,9±0,6. Данные результаты свидетельствуют о том, что у детей с ОНР уровень развития сформированности обобщения ниже, чем у детей с нормой.
Отличаются статистически значимые связи между речевым развитием и уровнем развития такого мыслительного процесса, как обобщение у детей дошкольного возраста (Uэмп = 60.5, при p≤0.01). То есть, полученное эмпирическое значение U-критерия Манна-Уитни находится в зоне значимости.
У 55% детей с речевым нарушением наблюдается низкий уровень зрительного восприятия, у 10% детей – высокий и 35 % – средний уровень. Данные свидетельствуют о том, что у большинства детей с дефектом речевого развития преобладает низкий уровень способности к обобщению, затруднения в классификации, анализе и выделении существенных признаков в тех или иных явлениях.
Однако, результаты исследования сравнительной группы распределились таким образом, у 10% детей выявлен низкий уровень, у 16,7% – средний и 73,3% – высокий уровень развития обобщения. Тоесть, у большинства детей с нормальным речевым развитием наблюдается высокий уровень обобщения явлений и предметов.
Вторым этапом исследовательской работы было выявление уровня развития построения логических связей и отношений между понятиями в основной и сравнительной группах.
Особенности сформированности и развитии построения логических связей и отношений между понятиями в основной группе и группе сравнения исследовано нами при помощи методики «Подбор простых невербальных аналогий». Анализ средних показателей свидетельствует о том, в основной группе построении логических связей находится на среднем (достаточном) уровне сформированности (ср.зн. 2,4±0,7), а у дошкольников с нормальным речевым развитием на высоком уровне ( ср.зн 3,2±0,52).
Определили статистически значимые различия по группам по U-критерия Манна-Уитни при р≤0,01 по развитию логического мышления (Uэмп = 153).
Таким образом, анализ средних показателей развития умений построения логических связей и отношений между понятиями старших дошкольников, позволяет сказать, что у группы детей с дефектом речи низкий уровень развития данных умений в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием.
Было выявлено, что у большинства детей группы с дефектом развития (25%) преобладает низкий уровень развития построений логических связей, у 60% – средний и у 15% – высокий. Данные свидетельствуют о том, что данной категории детей с затруднением дается определение логических связей и отношений между понятиями.
В отличие от данной группы в группе сравнения у 53,3% детей доминирует высокий уровень восприятия речевого материала, у 40% – средний и у 6,7% – низкий. Следовательно, дети сравнительной группы испытывают меньше затруднений с установлением логических связей между явлениями, пониманием отношений между понятиями.
Следующим этапом исследования было выявление уровня причинно-следственной связи между предметами и общей осведомленности у старших дошкольников.
При исследовании развития причинно-следственной связи между предметами средние значения распределились таким образом – у дошкольников с дефектами речевого развития – 3,6±0,82, в отличие от детей группы сравнения – 7,7±0,65. Данные результаты свидетельствуют о том, что у детей с ОНР уровень развития причинно-следственной связи ниже, чем у детей с нормой.
Отличаются статистически значимые связи между речевым развитием и уровнем развития построения причинно-следственных связей у детей дошкольного возраста (Uэмп = 59.5, при р<0,01). То есть, полученное эмпирическое значение U-критерия Манна-Уитни находится в зоне значимости.
У 55% детей с речевым нарушением низкий уровень общей осведомленности, у 10% детей – высокий и 35 % – средний уровень. Данные свидетельствуют о том, что у большинства детей с дефектом речевого развития преобладает низкий уровень установления причины и следствия протекающих явлений, а также ограниченной в общей осведомленности.
Результаты исследования сравнительной группы распределились таким образом, у 13,3% детей выявлен низкий уровень, у 20% – средний и 66,7% – высокий уровень развития восприятия. Тоесть, у большинства детей с нормальным речевым развитием наблюдается высокий уровень причинно-следственных связей, а также общей осведомленности.
Заключительным этапом исследовательской работы было выявление уровня развития словесно-логического мышления, а также пространственно-временной связи в основной и сравнительных группах.
Данные о развитии словесно-логического мышления по методике «Последовательные картинки» говорят о том, что уровень развития и сформированности мыслительного процесса, осуществляемый при помощи логических операций, ниже у детей с ОНР (ср.зн. 1,1±0,58) в сравнении с группой дошкольников с нормальным развитием речи (ср.зн. 3±0,7).
Определили статистически значимые различия в группе с нарушением развития речи и группы сравнения по U-критерия Манна-Уитни при р<0,01 по развитию слухового восприятия (Uэмп = 85).
Таким образом, анализ средних показателей развития словесно-логического мышления и пространственно-временной связи старших дошкольников, позволяет сказать, что у группы детей с дефектом речи низкий уровень развития данного вида мышления в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием.
У большинства детей группы с дефектом развития (70%) преобладает низкий уровень развития слухового восприятия, у 25% – средний и у 5% – низкий. Данные свидетельствуют о том, что дети с нарушением речи затрудняются в построении словесно-логических связей, испытывают сложности в пространственно-временных связях.
В отличие от данной группы в группе сравнения у 40% детей доминирует высокий уровень восприятия речевого материала, у 46,7% – средний и у 13,3% – низкий. Следовательно, дети сравнительной группы испытывают меньше затруднений при словесно-логическом мышлении.
В случае сравнения всех типов мышления по группам были выявлены следующие закономерности, что у большего количества детей с нарушениями речи наблюдаются затруднения в способности к обобщению, затруднения в классификации, анализе и выделении существенных признаков. А также испытывают трудности в построении причинно-следственных связей. Что свидетельствует о преобладании логической типа мышления над абстрактным у старших дошкольниковс общими дефектами речи.
Таким образом можно сделать вывод, что дети с нарушением речи наряду с речевыми особенностями имеют и недостаточную сформированность мыслительных процессов, тесно связанных с речевой деятельностью.
Наблюдаются особенности в протекании мыслительных опе¬раций: при преобладании логического мышле¬ния дети затрудняются в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций замедлена, замедленно и восприятие учебного материала и т.д.
Таким образом, согласно проведенному исследованию у большинства детей с дефектом речевого развития, а именно общим недоразвитием речи, низкий уровень развития всех видов мыслительного процесса.
Согласно полученным данным, необходимым является рекомендовать воспитателям дошкольных учреждений развивать мелкую моторику рук. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его результативность и скорость.
Большая часть жизни ребенка проходит в игровой деятельности. Вследствие чего процесс обучения должен быть тесно взаимосвязан с ней. Мелкая моторика, мыслительные операции, тактильные ощущения развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, эмоционально насыщенной, интересной, неутомимой, динамичной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов и средств, в коррекционной, логопедической работе с детьми.
Учитывая все сложности, с которым сталкиваются дети с речевыми нарушениями при изучении нового материала, важно разрабатывать программу занятий таким образом, чтобы фонетическая, грамматическая и лексическая работа проходила через все виды деятельности, которые выполняет дошкольником в учебном заведении. Таким образом, пройдя через все виды деятельности (включая и игровую: педагог организует игры на заданные темы) предложенный материал легко и прочно закрепится в памяти ребенка. Более того, ребенок может не только спокойно пользоваться отработанной лексикой, но и грамматическими конструкциями, освоенными в ходе каждодневной практической деятельности. Закрепление материала будет проходить не путем заучивания, а путем закрепления материала.
Более эффективной работа будет при выполнении указанных упражнений и родителей с детьми.


Библиографический список
  1. Филичева Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева, Н.А. Чевелева, Т.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.- 223 с.
  2. Чиркина Г.В. Основы коррекционного обучения / Г.В.Чиркина //    Хрестоматия по логопедии (извлечения и текста): В 2 тт. Т.1 / под ред.  Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова.- М.: Гуман. центр Владос, 1997.- 207 с.
  3. Преснова О.В. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания. Владос., 2006.- 287 с.


Все статьи автора «Кийк Сухейла Насруллаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: