Способность человека самостоятельно делать свой жизненный выбор и добиваться поставленных целей является необходимым фактором профессионального и личностного развития. Именно поэтому проблема самоактуализации личности становится особенно актуальной в условиях современных социально-экономических преобразований, предъявляющих высокие требования как к ее профессиональным, так и психологическим особенностям.
Проблема самоактуализации в научной литературе изучалась в основном в рамках гуманистического подхода к исследованию психологии личности. Наибольший вклад в разработку и развитие теории самоактуализации внес А.Маслоу. Автор, рассматривая самоактуализацию как процесс, связывал ее с мотивацией развития личности на протяжении всей ее жизни.
Проблема самоактуализации личности получила свое дальнейшее развитие в трудах как зарубежных, так и отечественных ученых: Э.Деси, Р.Мэй, Г.Олпорт, Р.Райан, К.Роджерс, В.Франкл, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь,Д.А.Леонтьев, В.А.Петровский.
Период обучения в вузе представляет собой важный этап раскрытия, усложнения всех компонентов личности, формирования собственного образа жизни. Этот возрастной период связан не только с получением профессиональных знаний, умений и навыков, но и осуществлением важнейших индивидуально-личностных и социальных выборов, которые напрямую зависят от мотивационно-ценностной структуры личности.
Цель исследования: исследовать мотивационно-ценностные особенности самоактуализации личности студентов разной профессиональной направленности.
Гипотеза: существуют различия в особенностях взаимосвязей самоактуализации и мотивационно-ценностной сферы личности у студентов гуманитарной и технической направленности.
Методики исследования:
1. «Диагностика самоактуализации личности методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина»
2. «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С.Бубнова
3. «Тест смысложизненных ориентаций» (методика СЖО)» Д. А. Леонтьева.
4.«Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности» Фетискина Н.П.
Эмпирическая база исследования:
Исследование проводилось в СГТУ имени Гагарина Ю.А. Объем выборки составил 100 человек. Участниками исследования были студенты социально-гуманитарного факультета, из них 85% женского пола и 15% мужского в возрасте от 18 до 22-х лет, и студенты технических специальностей, из них 78% мужского пола и 22% женского пола в возрасте от 18 до 22-х лет. В каждой выборке было по 50 человек.
Обратимся к интерпретации полученных результатов исследования.
Ниже представлена таблица средних значений по группам и показатели t-критерия Стьюдента, полученные по методике «Диагностика самоактуализации личности» А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина.
Таблица 1 – Показатели самоактуализации личности в двух выборках
Шкалы: |
Студенты гуманитарной направленности |
Студенты технической направленности |
t-критерий Стьюдента |
Ориентация во времени | 9,4 | 9,20 | 0,24 |
Ценности | 9,71 | 7,93 | 3,69*** |
Взгляд на природу человека | 7,87 | 6,32 | 2,95** |
Потребность в общении | 8,47 | 8,60 | 0,26 |
Креативность | 8,62 | 7,53 | 1,96 |
Автономность | 7,24 | 8,43 | 2,14 |
Спонтанность | 6,21 | 7,83 | 3,03** |
Самопонимание | 7,13 | 8,95 | 2,89** |
Аутосимпатия | 6,99 | 9,52 | 3,88*** |
Контактность | 7,43 | 7,74 | 0,48 |
Гибкость | 7,42 | 7,4 | 0,08 |
*- р=0,05
** -р=0,01
Студенты гуманитарной направленности в большей степени ценят такие жизненные ценности как: истина, добро, целостность, совершенство, простота, уникальность, справедливость. Они склонны к поиску нового и оригинального в жизни, обладают более высоким потенциалом для создания искренних, доброжелательных и гармоничных межличностных отношений, испытывают естественную привязанность и доверие к людям. Они стремятся к разнообразной и интересной жизни, которая активизирует их жизнедеятельность. Студенты-гуманитарии склонны выбирать работу, в большей степени руководствуясь склонностями и интересами, нежели прагматическими аргументами. Они достаточно успешно умеют управлять своим поведением в обществе и контролировать эмоциональные реакции, ориентированы на мнение окружающих. Однако, вероятность несоответствия этим ценностям и стандартам, нередко приводит к развитию тревожности и неуверенности в себе, а также нечувствительности к собственным желаниям и потребностям.
Студенты, обучающиеся на технических факультетах, в большей степени мотивированы на карьерный рост и жизненный успех, и в меньшей степени озабочены сохранением благоприятных эмоциональных отношений в коллективе. Эти люди направлены на реализацию своих собственных желаний и потребностей, демонстрируя спонтанность и свободу самовыражения. Они в меньшей степени способны оценить и принять многочисленные эстетические и нравственные аспекты жизни, получать удовольствие от приятного времяпрепровождения в кругу друзей и коллег.
Данные корреляционного анализа самоактуализации личности с мотиваторами социально-психологической активности, ценностными и смысложизненными ориентациями в группе студентов-гуманитариев представлены в таблицах 2,3.
Таблица 2 – Взаимосвязи показателей самоактуализации личности, мотиваторов социально-психологической активности и ценностных ориентаций у студентов – гуманитариев
Ориента ция во времени |
Ценно сти |
Взгляд на природу человека |
Потреб ности в познании |
Креакти вность |
Автоном ность |
Контакт ность |
Гибкость в общении |
|
Поиск и наслаждение прекрасным |
0,27 |
-0,28* |
0,04 |
0,29* |
-0,02 |
0,06 |
0,22 |
0,08 |
Признание и уважение людей |
-0,08 |
-0,01 |
-0,17 |
0,32* |
-0,04 |
-0,04 |
-0,01 |
0,14 |
Социальная активность |
-0,07 |
-0,21 |
0,13 |
0,04 |
-0,02 |
0,03 |
0,28* |
-0,12 |
Здоровье |
0,07 |
0,04 |
0,02 |
0,01 |
-0,34* |
-0,38* |
-0,07 |
0,12 |
Тенденция к аффилиации |
0,16 |
0,34* |
0,13 |
0,24 |
0,14 |
0,03 |
0,11 |
0,06 |
*- р=0,05
Таблица 3- Взаимосвязи показателей самоактуализации личности и смысложизненных ориентаций у студентов – гуманитариев
Ориентация во времени |
Ценности |
Взгляд на природу человека |
Аутосим патия |
Контактность |
|
Цели в жизни |
0,11 |
0,22 |
-0,09 |
-0,07 |
-0,11 |
Процесс жизни |
0,23 |
0,13 |
0,34* |
0,35* |
0,32* |
Результат жизни |
0,11 |
0,27 |
-0,02 |
-0,06 |
0,01 |
Локус контроля — Я |
0,35* |
0,28* |
0,11 |
0,24 |
-0,05 |
Локус контроля — жизнь |
0,15* |
0,39** |
0,24 |
-0,11 |
0,19 |
*- р=0,05
** -р=0,01
Из полученных результатов можно сделать следующие выводы. Студенты-гуманитарии стремятся к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми. Это стремление обусловлено их потребностью в теплых, доверительных, эмоционально-окрашенных, бескорыстных отношениях. При этом они убеждены, что способны строить не только доброжелательные и прочные отношения с окружающими, но и жизнь в целом в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Способность контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и творчески воплощать их в жизнь, уверенность в себе, жажда нового, открытость новым впечатлениям позволяет жить интересным и насыщенным настоящим, наслаждаться реальными жизненными событиями, добиваться признания и уважения людей и не ностальгировать по прошлому. Если такая самоактуализирующаяся личность будет испытывать проблемы со здоровьем, то это послужит дополнительным стимулом проявить волю и смекалку при разрешении трудных жизненных ситуаций. Общая предрасположенность к взаимовыгодным и приятным контактам с другими людьми позволяет таким личностям достигать позитивных изменений не только в собственной жизни, но и в обществе.
Если же студенты – гуманитарии стремятся использовать других людей в своих целях и манипулировать ими в своих интересах, то происходит это потому, что они не верят в способность контролировать события собственной жизни, не верят в свои силы достигать поставленных целей. Поэтому они не будут способны наслаждаться настоящим моментом жизни, хотя и очень к этому стремятся. Низкий уровень коммуникативных способностей и неумение устанавливать прочные и доброжелательные отношения с окружающими сделает их малопродуктивными и полезными и в социальном смысле.
Из представленных в таблицах 4,5,6 результатов можно сделать вывод о том, что в группе студентов-технарей количество статистически-значимых корреляций самоактуализации и показателей мотивационно-ценностной сферы личности гораздо больше, чем в группе студентов – гуманитариев.
Таблица 4 – Взаимосвязи показателей самоактуализации личности и ценностных ориентаций у студентов технической направленности
Ориента ция во времени |
Ценно сти |
Взгляд на природу человека |
Креакти вность |
Автоно мность |
Самопо нимание |
Аутосимпатия |
Контак тность |
Гибкость в общении |
|
Приятное времяпрепровождение, отдых |
-0,31* |
-0,01 |
-0,21 |
0,18 |
-0,11 |
-0,41** |
-0,24 |
0,06 |
0,02 |
Высокое материальное благосо стояние |
0,21 |
-0,46*** |
0,24 |
-0,51*** |
0,05 |
0,09 |
0,38** |
0,11 |
-0,16 |
Поиск и наслаждение прекрасным |
-0,22 |
0,34* |
-0,26 |
0,51*** |
0,07 |
-0,25 |
-0,32* |
-0,05 |
0,09 |
Помощь и милосердие к другим |
0,02 |
0,22 |
0,32* |
-0,04 |
-0,10 |
-0,08 |
0,08 |
0,44** |
0,29* |
Любовь |
0,10 |
0,02 |
0,06 |
-0,09 |
0,28* |
0,21 |
0,11 |
0,15 |
0,11 |
Познание нового |
-0,10 |
0,39** |
-0,07 |
0,31* |
0,01 |
-0,17 |
-0,16 |
-0,01 |
0,14 |
Высокий социальный статус |
0,26 |
-0,35* |
0,24 |
-0,30* |
0,07 |
0,15 |
0,25 |
0,02 |
-0,25 |
Признание и уважение людей |
0,11 |
-0,12 |
0,22 |
-0,26* |
-0,15 |
-0,23 |
-0,01 |
-0,17 |
-0,34* |
Социальная активность |
0,12 |
-0,25 |
0,36** |
-0,25 |
-0,23 |
-0,13 |
0,07 |
0,02 |
-0,23 |
Общение |
0,01 |
-0,11 |
0,12 |
-0,29* |
0,031 |
0,01 |
0,29* |
-0,04 |
0,07 |
Здоровье |
-0,05 |
-0,18 |
-0,08 |
-0,18 |
0,07 |
-0,02 |
0,10 |
0,30* |
0,03 |
*- р=0,05
** -р=0,01
*** -р=0,001
Для студентов – технарей, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом и уверенных в себе, не свойственно тратить время впустую. Они уже сейчас осознают жизненные цели, стремятся реализовать свои возможности, стараются сделать свою жизнь интересной, эмоционально насыщенной и наполненной смыслом. Достижение поставленных целей, и как следствие, удовлетворенность жизнью, невозможны без постоянного саморазвития и познания нового. Реализация своих жизненных планов и возможность осуществлять контроль над происходящими событиями ассоциируется у них с карьерным ростом и властью. Гармония с самим собой и с окружающими возможны только в ситуациях познавательно – развлекательного характера и переживания жизненного успеха. Ради последнего они готовы проявлять поведенческую и коммуникативную гибкость.
Таблица 5 – Взаимосвязи показателей самоактуализации личности и мотиваторов социально-психологической активности у студентов технической направленности
Ориентация во времени |
Ценности |
Взгляд на природу человека |
Креакти вность |
Спонтан ность |
Самопонимание |
Гибкость в общении |
|
Достижение успеха в целом |
-0,05 |
0,42** |
0,09 |
0,23 |
0,01 |
-0,13 |
0,41** |
Стремление к власти |
0,28* |
-0,24 |
0,13 |
-0,18 |
0,26 |
0,17 |
-0,14 |
Тенденция к аффилиации |
0,16 |
-0,24 |
0,31* |
-0,31* |
0,31* |
0,32* |
-0,12 |
*- р=0,05
** -р=0,01
*** -р=0,001
Достижение высокого уровня благосостояния и достойного социального статуса представляются возможными при умении использовать других людей в своих целях и способности манипулировать ими в своих интересах. Доброта и доверие в отношениях целесообразны только в ситуациях, где требуется проявить помощь, сострадание, поддержку в реализации социальных проектов и поддержания здоровья. Творческий подход допускается только в стремлении переживать состояния удовольствия и всего нового и необычного. И совершенно неактуальным он становится, если человек высоко «взлетел», богат, влиятелен, успешен, считает себя «хозяином своей жизни». Самоактуализирующаяся таким образом личность автономна, независима и свободна только в любви. Спонтанность и непосредственность, сензитивность человека к своим желаниям и потребностям допускается только в том случае, если у него есть потребность в выстраивании прочных и доверительных отношений с окружающими.
Таблица 6 – Взаимосвязи показателей самоактуализации личности и смысложизненных ориентаций у студентов технической направленности
Ориентация во времени |
Взгляд на природу человека |
Потреб ности в познании |
Креактивность |
Самопони мание |
Аутосим патия |
|
Цели в жизни |
0,31* |
0,38* |
0,01 |
-0,20 |
-0,01 |
0,09 |
Процесс жизни |
0,31* |
0,55*** |
0,12 |
-0,10 |
0,05 |
0,21 |
Результат жизни |
0,31* |
0,36* |
0,37* |
-0,21 |
0,07 |
0,23 |
Локус контроля — Я |
0,37* |
0,46** |
0,14 |
-0,15 |
-0,01 |
0,16 |
Локус контроля — жизнь |
0,54*** |
0,43** |
0,14 |
-0,29* |
0,25 |
0,39* |
*- р=0,05
** -р=0,01
*** -р=0,001
И наоборот, если студентам-технарям свойственны неуверенность в себе, отсутствие четких жизненных целей, они не верят в свои силы контролировать и влиять на события собственной жизни , то они не способны жить настоящим, погружены в воспоминания о прошлом и имеют повышенное стремление к достижениям. Они устремлены к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далеким от желания манипулировать ими в своих интересах. Отсутствие материальных средств и низкий социальный статус, желание заслужить признание и уважение заставляют их проявлять смекалку и креативность в различных жизненных обстоятельствах. Спонтанность, творчество, гибкость они способны демонстрировать и в коммуникативных контактах, если имеют потребность в теплых, доверительных, эмоционально-окрашенных, бескорыстных отношениях. Однако данная потребность делает человека зависимым и тревожным от чувств и мнения окружающих.
Таким образом, можно заключить, что студенты гуманитарной направленности склонны к поиску нового и оригинального в жизни, обладают более высоким потенциалом для создания гармоничных межличностных отношений,стремятся к разнообразной и интересной жизни, которая и активизирует их жизнедеятельность. Они достаточно успешно умеют управлять своим поведением в обществе, однако, вероятность несоответствия стандартам, нередко приводит к нечувствительности к собственным желаниям и потребностям.
Студенты, обучающиеся на технических факультетах, в большей степени мотивированы на карьерный рост и жизненный успех, и в меньшей степени озабочены сохранением благоприятных эмоциональных отношений в коллективе. Они направлены на реализацию своих собственных желаний и потребностей, демонстрируя спонтанность и свободу самовыражения.
Библиографический список
- Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. А. М. Татлыбаевой / Маслоуn А -СПб.: Евразия, 1999.- 60с.