УДК 159.9

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЁЖИ

Солдатова Светлана Юрьевна
МБОУ «Ливенская средняя общеобразовательная школа №1» Красногвардейского района Белгородской области
педагог-психолог

Аннотация
Тема толерантности – способности благожелательно, без раздражения и ненависти относиться к внешнему виду, поступкам и мнениям другого человека – становится все более актуальной и в школьной среде. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных путей развития толерантности, в том числе принятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя людей. Применение педагогом-психологом интерактивных форм работы позволяет развивать толерантность подростков и молодёжи.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Солдатова С.Ю. Формирование толерантности среди подростков и молодёжи // Психология, социология и педагогика. 2017. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/08/8359 (дата обращения: 27.10.2023).

Мы живём в эпоху глобализации. Сложные процессы, происходящие в современном мире, приводят к росту интенсивности соприкосновения различных культур. Миграция населения привела к тому, что многие образовательные учреждения становятся микрокосмом культурного многообразия. Когда взаимопроникновение принимает всё большие масштабы вопрос о формировании толерантности стоит достаточно остро. Школа как важнейший социальный институт призвана помочь обществу стать более гуманным и толерантным. Формирование толерантности в качестве ценностной и мировоззренческой установки у школьников становится актуальной задачей системы современного образования.

В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения.

Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности [1].

Толерантность – это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно–психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром [2,84].

Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения.

Другим фактором формирования толерантной личности считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе, делают их более позитивными и адекватными.

Человек с высоким уровнем толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризующимся пониженной агрессивностью. Он менее конфликтен. Преобладает тенденция к продуктивному разрешению конфликтных ситуаций путем переговоров.

Сензитивным к воспитанию толерантности является подростковый возраст [3]. Именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире  Мышление подростка ещё впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из неё. Формированию толерантности в этом возрасте способствуют: интерес подростков к образу жизни других людей, внимание к вопросам собственной культурной идентичности, стремление заявить о своем мнении по многим волнующим взрослых проблемам, определение своей позиции в сфере человеческих отношений, развитие рефлексии и чувства социальной ответственности.

При этом препятствовать формированию толерантности могут повышенная конфликтность, агрессивность, эгоизм, инфантилизм некоторых школьников как следствие не разрешаемых вовремя противоречий – между потребностью подростка в ощущении собственной автономии и реальной его зависимостью от взрослых, между потребностью в утверждении себя как взрослой личности и недостаточностью благоприятных условий для этого.

У подростков при ещё слишком ограниченном опыте и стремлении к взрослости развитие толерантности происходит, как движение от случайно-ситуативного проявления толерантности (в какой-либо ситуации в результате стечения обстоятельств: хорошее настроение, диалог об интересующем предмете, доброжелательный настрой другого) через признание возможных толерантных отношений, предлагаемых педагогом (проявление толерантности регламентируется рамками, нормами, правилами поведения, принятыми в обществе), к доброжелательным отношениям в малой группе (проявление толерантности к членам своей группы на основе совместной учебной деятельности, в процессе которой учащиеся накапливают опыт толерантного отношения друг к другу).

Поэтому процесс формирования толерантности требует создания специальных психолого-педагогических условий.

В основной школе при обучении толерантности выбор необходимо отдавать комплексу познавательных и практических заданий, которые опираются на интересы и жизненный опыт учащихся. Привитие толерантности предполагает освоение норм и ценностей, составляющих само понятие толерантность. Здесь происходит переход от образно-эмоционального к рационально-логическому восприятию, осознание нравственных основ толерантности, ее исторических корней, связи с традициями, особенностями жизни народа.

Основываясь на том, что для учащихся старшей школы характерен переход к рационально-логическому восприятию мира, целесообразнее использовать исследовательский метод и деятельностную практику. В этот период учащиеся способны вести сравнительный анализ и сопоставление норм и ценностей человеческого бытия, выявлять различия между культурами, понимать причинную обусловленность этих различий.

Формирование принципов толерантности в подростковом и юношеском возрасте наиболее возможно через применение интерактивных форм работы.

Психологический тренинг – это личностный тренинг, который проводится психологом, с использованием психологических категорий, целью которого является формирование умений, навыков, установок, развитие и коррекцию системы отношения личности [4, с 6].

Достаточно широко и успешно для формирования толерантности применяется тренинг общения. Это вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков для успешного общения в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в межэтническом взаимодействии. Участвуя в практическом тренинге в ситуациях общения, которые воспроизводятся в группе, ученик лучше видит свои ошибки. Тренинг помогает учащимся:

а) овладеть социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений;

б) обучает индивидуализированным приемам взаимодействия с людьми различных национальностей;

в) способствует правильной оценке себя и окружающих, в том числе и представителей других национальностей;

г) через диагностику и коррекцию личностных качеств и умений школьников способствует снятию барьеров, которые мешают реальному межэтническому общению.

Групповой тренинг  представляет более высокий уровень социально-психологической подготовки, специальные психологические упражнения одновременно являются способом диагностики и фактором развития этнической толерантности в группе.

Тренинг может включать три блока. Первый блок - “Понятие толерантности”. Второй блок – “Толерантность по отношению к себе и к участникам группы” – в этом блоке на занятиях происходит развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии; развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; формирование позитивного отношения к своему народу; повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы. Третий блок – “Толерантность по отношению к другим” – направлен на обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия; развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию; развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи; обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

Однако главная задача тренинга – не просто научить подростка толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество его личности, которое можно обозначить как активная толерантность индивида. Её формула: понимание плюс сотрудничество, плюс дух партнёрства.

Развития толерантности возможно с применением технологии ролевой игры, с помощью которой учащиеся усваивают общественный опыт самоуправления поведением. Её можно применять старших классах. Направленность на развитие этнической толерантности осуществляет за счёт подбора содержания. Учащиеся делятся на две группы, участники которых говорят не только на разных языках, но имеют много различий в поведении, жестах, традициях, устоях, или это будут люди с ограниченными возможностями здоровья, которые затрудняют общение друг с другом. Игра позволяет участникам:

  • приобрести практический опыт пребывания в иной группе,  этногруппе;
  • проанализировать свои стереотипы;
  • критически оценить уровень своей толерантности.

Для формирования толерантности применяют и психодраму. Это социально-психологический театр, в котором отрабатывают умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние человека, умение войти в контакт с человеком другой национальности. Данная технология эффективна для подростков; так как в игре они воспроизводят образ другого, возвращаются в свою роль, усиливают конкретизируют некоторые характеристики другого, стараются показать этнокультурные различия, и главное – допускается «проигрывание» конфликтных ситуаций.

Такие формы работы позволят развивать процесс становления толерантности. Кто-то из школьников может стать более терпимым к «странностям» других, научиться видеть и признавать наличие других взглядов на мир, кто-то будет симпатизировать им, пытаться понять, а кто-то сможет не только удерживать их в своем сознании, но при необходимости и учитывать в общении и деятельности.

Толерантность укореняется в школе, формируется отношение к ней как к важнейшей ценности общества. Современные школьники становятся открытыми к восприятию других культур, способны ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.


Библиографический список
  1. Декларация прав человека и гражданина// Международные акты о правах человека. Сборник документов. — М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА- М., 2008.
  2. Солдатова Г.М. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? // Век толерантности. – 2003. – № 3 . С. 60-78.
  3. Подросток в контексте воспитания толерантной личности // Теоретические исследования в 2001 году: Материалы научно-практической конференции / Под ред. В.А. Мясникова. – М., ИТОП РАО, 2002. – с. 249-257.
  4. Гончукова, Авидон – Тренинги формирования команды, – Изд.: Речь, 2008. – 280 с.


Все статьи автора «Солдатова Светлана Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: