УДК 37.035

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ЦЕНТРА

Байбакова Анастасия Игоревна
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
магистрант факультета искусств, социальных и гуманитарных наук

Аннотация
Данная статья посвящена описанию закономерностей построения модели волонтерской деятельности в условиях волонтерских объединений. Проведенное исследование позволяет утверждать, что данная модель способна эффективно функционировать при условиях деятельностной целенаправленности, высокой мотивации волонтеров к помощи, безвозмездности, а также применении процессного и институционального подходов в работе. Данная проблематика актуальна в условиях современности и имеет многогранный характер.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Байбакова А.И. Модель организации волонтерской деятельности в условиях добровольческого центра // Психология, социология и педагогика. 2017. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/08/8361 (дата обращения: 27.10.2023).

Деятельность того или иного волонтерского объединения нуждается не только в поддержке и привлечении добровольцев, но и оптимальной модели организации его работы.  Подобная модель может быть разработана и использована в различных вариациях в зависимости от следующих факторов: виды деятельности, количество волонтеров, специфика системы управления, связь с общественными и прочими организациями, наличие подчинения вышестоящим органам исполнительной власти.

Начиная говорить о моделировании волонтерской деятельности в условиях добровольческого центра, прежде всего следует выделить ее составляющие. Пневная М.В. отмечает следующие из них: «При рассмотрении внутренней структуры волонтерства можно выделить ее основные элементы: субъект, объект, деятельность и ее цель» [1, с. 50]. По мнению автора, в роли субъекта деятельности может выступать как конкретный индивид – волонтер, трудящийся в некоммерческой организации, социальной службе, либо человек, оказывающий по собственному желанию без участия в каких-либо социальных организациях определенные услуги или помощь нуждающимся, так и группа волонтеров [1, с. 50-51].

Описанный автором объект волонтерской деятельности может быть «природным предметом» или какой-либо сферой, например, окружающей средой, памятниками культуры или социальными институтами: семьей, системой социальной защиты, здравоохранением, образованием. В отношении данных объектов в обществе функционируют различные виды волонтерства [1, с. 52].

Следующим элементом модели выступает деятельность. По мнению Пневной М.В., деятельность проявляется в самых различных формах и видах. По своему содержанию волонтерство может реализовываться как педагогическая, психологическая, правозащитная, информационная деятельность, так и деятельность в сфере социальной работы. Ключевыми ее характеристиками являются сознательность и целенаправленность [1, с. 52].

Переходя к последней составляющей модели волонтерской деятельности – цели – отметим, что Пневная М.В. говорит об анализировании двух групп: карьерного и альтруистического волонтерства. Первая группа коррелирует с интересами, желаниями, предпочтениями волонтеров. Эти цели направляют деятельность на решение проблем отдельного человека в психологическом, социальном, экономическом плане. Во второй группе целей доминирует социальная значимость деятельности, ее направленность на интересы других людей, выраженный социальный эффект [1, с. 53].

Таким образом, субъект, объект, деятельность и цель являются основой разработки модели волонтерской деятельности в условиях добровольческого центра. Как неотъемлемый деятельностный базис, она должна выстраиваться на определенной концепции, критериях и принципах.

Модель добровольчества также основывается на мировых общественных концептуальных идеях, подходах, ценностях и философии. По словам Григорьевой Я.В., данная теоретическая основа была сформулирована на международном уровне и отразилась во Всеобщей Декларации добровольцев, принятой в 1990 году на XI Всемирной конференции добровольцев Международной Ассоциации добровольческих усилий в Париже. В своей основе она базируются на положениях Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году. Именно с этого времени волонтерское движение рассматривается мировым сообществом, как инструмент социального, экономического, культурного и экологического роста общества, способом построения демократии и основы для укрепления гражданского общества [2, с. 17].

Как отмечает Григорьева Я.В., концептуальная основа добровольчества базируется на важной идее о том, что в любом обществе всегда есть люди, нуждающиеся в какой-либо помощи, равно как есть и люди, готовые откликнуться, прийти на помощь, делая это добровольно, не извлекая какую-либо выгоду для себя. Такая постоянная взаимосвязь в обществе всегда будет влиять на актуальность добровольческой идеи, которая, по мнению автора, определяется следующими основополагающими критериями:

1) не направлена на получение какой-либо прибыли (осуществляется без вознаграждения);

2) является результатом свободного осознанного выбора человека (без принуждения);

3) результат приносит существенную пользу третьим лицам или обществу в целом, а также самим добровольцам, оказывающим помощь.

Если не учитывать перечисленные критерии, то добровольческую деятельность нельзя будет считать таковой. Относительно этого факта Григорьева Я.В. отмечает, что, являясь межсекторным явлением или феноменом, волонтерство затрагивает все общественные слои и группы населения и распространяется на все аспекты и сферы человеческой деятельности. По ее мнению, волонтерство – это доступный человеческий ресурс, который дополняет и усиливает ответственные действия других секторов общества. Совокупный результат волонтерской деятельности, складывающийся из отдельных усилий каждого добровольца, является мощным общественным средством для решения социальных проблем, а также улучшения качества жизни общества в целом. [2, с. 18].

Говоря о модели волонтерской деятельности добровольческого центра, нельзя ее не соотносить со следующими закономерностями:

-применение волонтерских ресурсов для извлечения материальной выгоды является незаконным;

-привлечение добровольцев должно выстраиваться на основании их осознанности с учетом видов работ той или иной волонтерской организации или центра;

-волонтерская деятельность любой соответствующей организации несет в себе прямую пользу как для благополучателей, так и для самих волонтеров, выражаясь в моральном удовлетворении, развитии нравственных и других необходимых личностных качеств.

Отметим, что модель волонтерской деятельности того или иного добровольческого центра должна быть выстроена с учетом теоретических оснований, полученных в ходе опроса самих волонтеров по поводу их предпочтений в работе. По этому поводу Кретова У.П. пишет: «Теоретическое исследование добровольческой деятельности и эмпирическое изучение психологических особенностей волонтеров в рамках теории неадаптивной активности личности позволило нам сконструировать модель волонтерской деятельности, которая в своем содержании раскрывает компоненты, необходимые для осуществления добровольческой активности» [3, с. 38].

К ним автор относит:

-ресурсный компонент (необходимые для волонтерства личностные качества);

-смысловой компонент (особая ценность ощущения потока жизни как необходимость осуществления добровольческой деятельности);

-внешний компонент (особый внешний стимул, вокруг которого осуществляется волонтерская деятельность) [3, с. 38].

Таким образом, модель волонтерской деятельности основывается на трех важных духовно-смысловых компонентах: ресурсном, смысловом и внешнем, которые должны присутствовать у каждого волонтера при осуществлении его безвозмездной деятельности.

Рассмотрим данные основополагающие компоненты программы волонтерской деятельности подробно.

По словам Кретовой У.П., первой характеристикой ресурсного компонента является жизнестойкость волонтеров. Люди с высоким уровнем жизнестойкости считают, что могут контролировать ситуации и события. Также для волонтеров характерно стремление к изменениям. На внутреннем уровне проявление личностного динамизма – это значимая предпосылка совершения действий или поступков, направленная на свободное осуществление своих потенциальных возможностей. Кретова У. П. отмечает, что помимо высокого уровня жизнестойкости волонтерам свойственно проявление высокого уровня мировоззренческой активности. [3, с. 39-40].

Второй компонент, с точки зрения автора, – смысловой – содержит в себе каузальную направленность личности волонтеров. Определяя для себя волонтерскую деятельность, добровольцы рассматривают ее через призму таких важных факторов, как «Социальная оценка деятельности», «Внутренняя активность», «Престижность» и «Самореализация». В рамках смыслового компонента волонтерская деятельность рассматривается для добровольцев как деятельность ради деятельности, не мотивированная получением материальной выгоды [3, с.  41-42].

Третий компонент – внешний – по мнению Кретовой У.П., основывается на внешней ситуации. В содержательном плане в этот компонент включены такие внешние характеристики волонтерства, как предмет, виды и формы добровольчества, а также ее временная протяженность [3, с. 42].

Добровольческая деятельность – это командный вид работы, требующий сплоченности и синергии от ее участников. Таким образом, выделяется следующий элемент программы волонтерской деятельности добровольческого центра – признаки совместной деятельности.

Кретова У.П. перечисляет следующее:

-пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними – обмена действиями, информацией;

-наличие единой цели – предвосхищаемого результата деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из участников;

-наличие органов организации и руководства;

-разделение процесса деятельности, между участниками, обусловленное возможностями [3, с. 42].

Иными словами, волонтерская деятельность осуществляется успешно в том случае, когда она обладает всеми перечисленными признаками совместной деятельности.

Центральным явлением при разработке модели волонтерской деятельности в добровольческом центре является мотивация, относящаяся к смысловому компоненту. Как отмечает Косова У.П., одним из наиболее изученных компонентов волонтерской деятельности является именно мотивация [4, с. 46]. По ее мнению, успешность формирования мотивации заключается в том, что добровольческая деятельность представляет собой уникальную возможность для человека совместить удовлетворение своих личных потребностей с потребностями общества [4, с. 46].

С этим можно согласиться, поскольку волонтерство не несет материальной выгоды, но дает определенную пользу самим волонтерам в виде морально-нравственного удовлетворения и спокойствия за судьбу тех, кому была оказана помощь.

По словам Косовой У.П., ученые говорят также о бескорыстной мотивации, согласно которой сопереживание приводит к помощи. Она отмечает, что опора на гипотезу сопереживания-альтруизма Д. Бэтсона позволяет утверждать о том, что определенная часть поведения добровольцев мотивируется совершенно бескорыстным желанием помочь людям, нуждающимся в помощи. Именно переживание приводит к просоциальному поведению со стороны волонтеров [4, с. 47].

Говоря о мотивации волонтеров, именно данное явление возможно считать настоящим в том случае, когда желание добровольцев помочь строится в большей степени на сопереживании и сочувствии тем людям, которые по стечению обстоятельств оказались в затруднительной или сложной ситуации.

Для успешной связи всех компонентов и признаков, на которых основывается построение модели волонтерской деятельности, актуально и эффективно применять процессный подход. По мнению Ковалева А.О., деятельность, использующая ресурсы и управляемая в целях преобразования входов в выходы, может рассматриваться в качестве процесса. Автор отмечает, что преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии [5, с. 50]. Процессный подход к осуществлению волонтерской деятельности добровольческого центра является цикличным, и его успешность зависит от выявления и устранения ошибок деятельности.

Наряду с процессным подходом в модели организации волонтерской деятельности добровольческого центра стоит также применять институциональный подход. Пономарев В.Д. и Васильковская М.И. говорят о том, что институт волонтерства следует понимать, как социальный институт, представляющий собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития, систему ценностей, норм, идеалов, а также образцов поведения людей в общественно-полезной деятельности на принципах безвозмездности [6, с. 144].

Иными словами, волонтерство как деятельность отличается от других ее видов определенной логикой развития, спецификой применения и направленности на соответствующие проблемы общества, а также отличной от других системой ценностей, норм, правил и убеждений.

По мнению Пономарева В.Д. и Васильковской М.И., существуют также критерии волонтерской деятельности как социального института:

-критерий духовности как культурного качества личности (показатель: развитие духовных потребностей);

-критерий творческой личности (показатели: внутренняя мотивация, готовность к преодолению препятствий, готовность трудиться инициативно, интеллектуальная активность, возможность достижения оригинальных решений);

-критерий свободной личности как ее культурного качества (показатели: высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина, независимость суждений, непоколебимая твердость характера, умение принимать решения и нести за них ответственность, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности);

-критерий гуманности как культурного качества личности (показатели: понимание ценности и неповторимости каждого человека, стремление к согласию, любовь ко всему живому) [6, с. 144-145].

Таким образом, институциональный подход при разработке модели деятельности добровольческого центра направлен, в первую очередь, на работу с самой личностью волонтера, ее развитием, желаниями и предпочтениями.

Говоря о волонтерстве как социальном институте следует заметить то, что на сегодняшний день в России не существует четко установленного законодательства, способствующего безопасной и эффективной работе волонтеров. Тем не менее, государство уже обратило внимание на данный факт.

Великанова Е.В. отмечает, что анализ современного опыта развития волонтерского движения позволяет констатировать, что в последние годы в нашей стране разрабатываются и осуществляются федеральные, региональные, областные, социальные программы по развитию добровольческого движения, совершенствуется сложившаяся система, появляются и апробируются новые формы и методы благотворительной деятельности, организуются широкомасштабные благотворительный акции [7, с. 58-59].

Поэтому, исходя из слов автора, стоит отметить, что в модель волонтерской деятельности в условиях добровольческого центра также должен входить отдельный компонент, связанный с правовой защитой и соблюдением безопасности деятельности добровольцев. В настоящий момент это могут быть местные и региональные программы и проекты, а также федеральные концепции.

Подводя итог описанию особенностей построения модели волонтерской деятельности, реализующейся в условиях добровольческого центра, стоит сказать о том, что при ее разработке должны учитываться продуманная деятельностная основа, рассмотренные критерии, компоненты и признаки. Также необходимо применять процессный и институциональный подходы, с помощью которых можно успешно реализовывать волонтерскую деятельность в любом добровольческом объединении.


Библиографический список
  1. Пневная, М.В. Волонтерство как социальный феномен: управленческий подход // Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук. – Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина. – Екатеринбург, 2016.
  2. Григорьева, Я.В. Волонтерская и наставническая деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: опыт и перспективы развития // Социальное обслуживание. № 11. 2012. С. 17-18
  3. Кретова, У.П. Модель волонтерской деятельности // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014.  №2 (24). С. 38-42
  4. Косова, У.П. Структурно-содержательные характеристики волонтерской деятельности // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2011. №2. С. 46-47
  5. Ковалев, А.О. Процессный подход как инструмент создания эффективной модели управления волонтерским движением в университете (на примере волонтерского центра Кубанского государственного университета) // Всероссийский научно-практический журнал «Волонтер». 2013. № 1-2. С. 50
  6. Пономарев, В.Д., Васильковская М.И. Институт волонерства в деятельности молодежных объединений // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. №29-1. С. 144-145
  7. Великанова, Е. В. Иституционализация волонтерского движения в молодежной среде как социально-культурное явление // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2015. №4. С. 58-59


Все статьи автора «Байбакова Анастасия Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: