УДК 316.613.42

ЛЮБОВЬ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Хорошая Виктория Сергеевна
Кубанский государственный университет
студент

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме изучения любви в социологической перспективе. Рассматривается модель любви, выдвинутая П.А. Сорокиным. Выделяются основные виды и формы любви. Делается вывод о необходимости расширения границ понимания любви в социологии и необходимости дальнейшего развития измерительного инструментария, с помощью которого будет возможно более глубокое изучение феномена любви.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Хорошая В.С. Любовь как социологическая категория // Психология, социология и педагогика. 2017. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/08/8367 (дата обращения: 02.10.2017).

Любовь – это чувство, которое соответствует отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности. При этом, важно подчеркнуть, что любовь выступает как неординарная категория для научных исследований. В частности, социологическое исследование любви открывают надындивидуальные факторы личных взаимоотношений, которые создают все известные социальные феномены, в том числе и любовь. Кроме этого, социолог исследует не любовь в целом или как чувство, возникающее между конкретными партнерами, а как социальные образцы, которые способствуют проявлению симпатии во взаимоотношениях и возникновению чувства любви.

В современном социологическом исследовании любви важны представления о ней: подобными представлениями люди руководствуются в своих ожиданиях от партнера, оценивают свои личные поступки и поступки партнера. Определение проблемы недостатка информации о феномене любви обуславливает актуальность ее изучения.

Любовь с точки зрения социологии анализируется как сложный биокультурный комплекс, который выражается в определенных психологических состояниях, социальных отношениях, семиотических формах внешнего выражения, а также в постоянных изменениях личности, которые оказывают непосредственное влияние на состояние любви: интеллектуальных, эмоциональных и пр.

П.А. Сорокин выделил две основные формы проявления любви в современном мире:

- «эстетически идеальная» любовь. С ростом человеческой цивилизации развивались эстетические чувства человека, они постепенно очищались от своих биологических корней, все больше отделялись от биологически-половых вожделений, все сильнее окрашивалось «цветами» культуры и психики, в результате чего любовь перестала быть простым способом удовлетворения биологических потребностей в интимных отношениях, а стала не столько единством тел, сколько единством душ;

- «ресторанная» любовь. Данный термин употребляется для обозначения таких половых отношений между мужчиной и женщиной, которые (в какой бы форме они ни проявлялись) преследуют не идеальные задачи «единения душ», симпатии, дружбы и «чистой возвышенной любви», а именно целью ее является простое единение тел, за материальную плату (т.е. проституция), или бесплатно, все те бесчисленные связи – мгновенные или длительные, – где человек для другого человека важен, в первую очередь, как «самец» или «самка», которые могут удовлетворить соответствующую физиологическую потребность [1, с. 256].

Несмотря на высокий интерес социологов, психологов и других ученых к феномену возникновения и течения процессов любви, в настоящий момент существует относительно небольшое количество исследований, где бы это чувство анализировалось со всех сторон, затрагивая все аспекты феномена любви.

Любое исследование в социологии начинается с определения значений ключевых понятий его предмета. Реализуя процедуру «вхождения в тему», связанную, в данном случае, с любовью, исследователь не ставит целью найти ответ на вопрос: «что есть любовь?», здесь важны представления о любви, преобладающие у партнеров.

Изучение трактовок и интерпретаций любви, сформированных в культуре современного общества, приводит к вычленению специфических качеств любви в существующих о ней социальных представлениях. Так, любовь – это возникающее  в структуре сексуального влечения чувство, которое оба или один из партнеров оценивают как наиболее удовлетворяющее, сопровождающееся осознанием незаменимости любимого человека и желанием быть вместе с ним [2, с. 81].

У своих истоков научного осмысления, феномен любви находился в центре внимания философов, мистиков и др. Однако, любовь как социальный феномен также может являться предметом эмпирического анализа и рассматриваться как категория социальный наук, в частности, социологии.

В работе американских исследователей Джеффа Левина и Бертона Каплана была предпринята попытка эмпирического обоснования теории любви, разработанной Питиримом Сорокиным в его книге «Путь и сила любви» [3].

П.А. Сорокин, помимо форм проявления любви, также выделял семь видов любви:

- религиозная, выступающая как любовь к Богу;

- этическая, представляющая собой сопоставление любви с такими ценностями, как истина, добро, красота;

- онтологическая любовь, которая относится к единству, гармонии, вдохновению и обогащению;

- физическая любовь, которая выражается с помощью утверждения единства, интеграции и упорядочения энергии вселенной;

- биологическая любовь, которая выражается сексуально, романтически и посредством страсти;

- психологическая любовь, выражаемая эмоционально с помощью проявления или испытания сопереживания, сочувствия, доброжелательности;

- социальная любовь, которая проявляется во взаимодействии или взаимоотношениях, обусловленных взаимообменом, взаимопомощью и альтруизмом [4, с. 207].

Для эмпирической проверки теории любви Питирима Сорокина Джефф Левин и Бертон Каплан использовали данные, собранные в ходе социологического исследования, в рамках которого проверялась корреляции психосоциального и лечебно-оздоровительного проявлений любви. Выборка составила 205 респондентов, по всем основным социально-демографическим показателям. Респондентами стали пациенты семейных клиник (за исключением детей и тяжелобольных), прошедшие анонимное анкетирование.

Опросник из 67 пунктов был разработан на основе интерпретации и описания любви в работах Сорокина. Респонденты должны были ранжировать утверждения по шкале Лайкерта (от 1 – «полностью не согласен» до 5 – «полностью согласен»). В результате исследования был сформирован документ, получивший название «Сорокинская многомерная матрица проявлений любви» (Sorokin multidimensional inventory oflove experience, SMILE) [5, с. 114].

В ходе исследования были выявлены такие закономерности, как:

- было отмечено, что переменные, относящиеся к религии, связаны не только с религиозным видом любви, но, за исключением биологического, также с этическим, онтологическим и социальным видом;

- было выявлено, что религиозность обратно пропорциональна биологической любви;

- не была выявлена статистически значимая связь между социально-демографическими показателями и оценками любого из видов любви.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, не смотря на высокую степень надежности и релевантности модели любви Сорокина, состоящей из устойчивых видов любви, исследование обнаруживает и другие виды любви, что доказывает ограниченность традиционного понимания любви.

Поэтому изучение феномена любви с точки зрения социологии было актуально с момента ее зарождения и останется актуальной для всех поколений, так как общество является динамичной структурой, с постоянно изменяющимися ценностями и трансформацией взглядов, а, следовательно, и видов и причин любви между людьми.


Библиографический список
  1. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. М.: Наука, 2014. 560 с.
  2. Климова С.В. Социальный феномен любви // Социологические исследования. №  9. 2009. C. 79-88.
  3. Сорокин П.А. Путь и сила любви. Филадельфия: Templeton foundation press, 2012. 552 с.
  4. Долгов А.Ю. Питирим Сорокин о методах альтруизации личности, общества и культуры // Социальная солидарность и альтруизм: Социологическая традиция и современные междисциплинарные исследования: Сб. науч. тр. Отв. ред. Ефременко Д.В. М.: ИНИОН РАН, 2014. С. 205-221.
  5. Левин Дж., Каплан Б.Х. Сорокинская многомерная матрица проявлений любви: разработка, верификация и религиозные детерминанты // Rev. of religious research. № 4. 2010. С. 380-401.


Все статьи автора «Хорошая Виктория Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: