УДК 159.923

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Серебрякова Татьяна Александровна1, Семенова Лидия Эдуардовна2
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии
2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры практической психологии

Аннотация
В статье обсуждается проблема становления ценностного отношения человека к природе и обозначаются некоторые механизмы и условия формирования основ экологического сознания в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Серебрякова Т.А., Семенова Л.Э. Психологические основы решения проблемы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста // Психология, социология и педагогика. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/11/8417 (дата обращения: 12.01.2018).

На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации проблема взаимодействия человека и природы является одной из наиболее актуальных и, вместе с тем, довольно противоречивых по своей сути. Это связано с тем, что, с одной стороны, человечество зародилось в процессе эволюции Земли, и само по себе является неотъемлемой частью природы, тогда как с другой, люди постоянно вынуждены использовать природные ресурсы для удовлетворения своих жизненно необходимых, значимых потребностей. Однако показательно, что на протяжении весьма длительного периода времени это использование не носило разрушительного характера. Как отмечает в своем исследовании Н.Н.Бенедиктов, эпос фиксирует «любовное отношение к природе – человек живет как продолжение и выражение природы и грехом считает противопоставление ей» [2, с. 43].

Диаметрально противоположный взгляд на природу начинает формироваться в европейской культуре в период нового времени, когда природу начинают рассматривать с позиций лишь ее материальной ценности. Например, по словам известного немецкого философа ХVIII столетия И.Канта «все, что находится в природе, должно быть первоначально назначено для какой-нибудь полезной цели» [6, с. 187].

В результате таких трансформаций отношений в системе «человек – природа», именно под воздействием человека к первой половине ХХ столетия изменения окружающей среды приобрели угрожающий характер. Развитие науки, техногенные процессы, повлекли за собой возрастание потребностей людей и, как следствие, повышение их активности, в том числе и в природе – своей естественной среде обитания. Видоизменяя и адаптируя природу под свои утилитарно-прагматические потребности, воспринимая ее лишь с позиций собственной выгоды, человек, сам того не осознавая, неизбежно стал отдаляться от природной среды, нарушая тем самым не только веками складывающуюся гармонию в своих отношениях с природой, но и, как полагают многие исследователи, гармонию внутри самого себя [4; 5; 9; 13 и др.].

Вместе с тем, природа – не только объект материального обогащения. Она – неиссякаемый источник духовного, нравственного, эстетического обогащения человека; источник развития интеллектуальной, эмоциональной и личностной сфер каждого индивида. Более того, мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая ему нормальные условия существования. И, несомненно, человечество должно быть заинтересовано в сохранении целостности в природе, предотвращении нарушений биологического равновесия и взаимодействия ее объектов.

Достичь этого, как считают некоторые исследователи (Г.В.Буковская, Н.Ф.Винокурова, Э.В.Гирусов, С.Н.Глазачев, Н.С.Дежникова, Н.Н.Моисеев, В.В.Николина, А.Д.Урсул, В.А.Ясвин и др.), возможно лишь изменив характер и направленность сознания людей с прагматической модели взаимодействия с миром природы на духовно-нравственную, гуманистическую, ценностную, – модель коэволюции или соразвития Человека и Природы в процессе их взаимодействия, основу которого должен составлять принцип разумного и рационального использования природной среды и природных ресурсов.

Выдающийся отечественный психолог С.Л.Рубинштейн в своем уникальном труде «Человек и мир» писал: «Индивид включен в процесс исторического развития, внутри которого он играет активную роль, через посредство которого, силами которого осуществляется обобщенный процесс развития научного знания <…> Смысл человеческой жизни – быть источником света и тепла для других людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества. Быть центром превращения стихийных сил в силы сознательные. Быть преобразователем жизни <…> непрерывно совершенствовать жизнь» [12, с. 385].

Формировать это позитивно-преобразующее отношение к миру природы у каждого человека призвана непрерывная система экологического образования и воспитания, целевыми ориентирами которой является становление экологической культуры и экологического сознания как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и дальнейшее развитие.

Особое значение поиск оптимальных путей и средств решения проблемы становления экологически грамотного взаимодействия с миром природы имеет на этапах раннего онтогенеза, то есть в раннем и дошкольном детстве. Именно первые годы жизни объективно являются максимально сенситивными, благоприятными как для интеллектуального развития, так и для личностного становления человека. Это период жизни, когда человек делает первые шаги по пути освоения такого сложного мира, который его окружает. В процессе активного общения, взаимодействия с природными объектами, стимулируемыми естественными потребностями малыша в познании мира, у детей дошкольного возраста формируется система представлений о природе. Вместе с тем, это же общение (при условии правильной его организации) обеспечивает и развитие личностных характеристик ребенка. Малыш учится видеть и различать прекрасное и безобразное, понимать и ценить добро и противостоять злу, у него складываются основы миропонимания и начальные формы мировоззрения.

Учитывая, что сознание (в том числе и экологическое) представляет собой не что иное, как синтез, интеграцию усвоенных знаний, информации о мире, с одной стороны, и собственного жизненного опыта – с дугой, выбираемые формы и методы работы по формированию основ экологического сознания у детей дошкольного возраста должны быть ориентированы не только на обогащение их новой информацией, новыми знаниями о мире природы, но и на формирование положительного отношения к природе, позитивного опыта взаимодействия с природными объектами. В качестве подтверждения высказанных нами идей можно привести точку зрения Н.С.Юдиной, которая, основываясь на результатах анализа проведенных исследований, утверждает, что основной задачей на сегодняшний день является выработка у подрастающего поколения навыков благоразумия, как по отношению к самим себе, так и по отношению к окружающему миру, что «предполагает постоянную тренировку у них отнюдь не легко дающихся умений прислушиваться к голосу разума, рассуждать логично с приведением оснований и критериев, умений учитывать все за и против, принимать компромиссные решения» [цит. по: 3, с. 23].

Каковы же психологические основания формирования этого благоразумного отношения к природе? Ответ на этот вопрос мы находим, в аксиологии. Именно решение задачи формирования у подрастающего поколения нового мировоззрения, новой системы принципов, взглядов, идеалов, убеждений, а также создание условий для их трансформации в систему ценностей, определяющих коэволюционный характер взаимоотношений, взаимодействия каждого человека с окружающей его действительностью, с нашей точки зрения, позволят решить и те экологические проблемы, проблемы охраны и защиты окружающей среды, которые так остро стоят в настоящее время.

И, если методологическую основу построения системы работы по формированию ценностной культуры личности, составляет опыт, накопленный философским знанием, то определить механизмы и закономерности становления системы ценностей с позиции рассмотрения их как важнейшего структурного личностного образования призвана психология.

Обращаясь к краткой историографии, следует отметить, что проблема ценностной культуры личности в тех или иных аспектах ее изучения находит отражение в работах многих прогрессивных зарубежных психологов. Так, согласно теории самоактуализации А.Маслоу [8], каждый человек способен к полноценному всестороннему развитию, раскрытию личностных возможностей, талантов и способностей. При этом А.Маслоу «выстраивает» иерархию высших ценностей, которые, по его мнению, и являются стимуляторами процесса самоактуализации личности. К таким ценностям, в частности, он относит правду, красоту, цельность, принятие себя и других, альтруизм и некоторые другие.

Воспитание общественных ценностей как основную цель работы в детском возрасте выделяет А.Адлер [цит. по: 2]. А, как известно, именно к общечеловеческим, общественным ценностям относится и ценность природы.

Анализ работ отечественных психологов в области проблемы ценностей (работы А.М.Архангельского, А.Ф.Лазурского, А.Н.Леонтьева, В.Н.Мясищева, С.Л.Рубинштейна, П.Я.Якобсон и др.), в первую очередь, свидетельствует о том, что ученые обращаются к самому понятию «ценность». Так, по мнению С.Л.Рубинштейна, ценности «производны» от соотношения мира и человека и выражают непосредственно то, что в этом мире для человека имеет определенное значение. Они непосредственно «включаются» в жизнедеятельность человека, постепенно становясь частью его внутреннего мира [12].

Не случайно категорию «ценности» многие исследователи (в том числе, и С.Л.Рубинштейн), очень тесно связывается с категорией «отношение», говоря о ценностном отношении человека к чему-либо. Употребляя же понятие «ценностное отношение», некоторые отечественные психологи, среди которых Б.Г.Ананьев, В.В.Давыдов, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и др., говорят о ценностях как одном из важнейших структурных компонентов личности, характеризующем ее социальные установки. И с этим просто невозможно не согласиться. Являясь интегративным, комплексным образованием, система отношений оказывает непосредственное воздействие на переживания и конкретные действия человека, модели его поведения.

К тому же следует отметить, что, с точки зрения ряда психологов, ценностное отношение можно рассматривать как отношение значимости объекта относительно потребностей и интересов субъекта. Например, согласно позиции С.Л.Рубинштейна, «отношение человека к миру, к бытию и отношение человека к человеку рассматривается в их взаимосвязи и взаимообусловленности» [12, с. 261]. Основу же проявления человеком своего отношения к окружающей действительности, по мнению данного исследователя, составляют его этические взгляды и принципы, что также характеризует и субъектную позицию человека по отношению к чему-либо. «Человек <…> находится в определенном отношении к миру <…> относится к миру сам и определяет это свое отношение, в чем и заключается сознательное самоопределение человека. Важна не только его обусловленность объективными условиями, но и различие позиции субъекта» [12, с. 357], − подчеркивает С.Л.Рубинштейн.

Также, обращаясь к проблеме ценностного отношения человека к окружающему миру, психологи рассматривают его как важнейший компонент сознания субъекта, который тесно связан как со знаниями, так и с деятельностью человека. Знания необходимы для формирования сознания, тогда как в деятельности сознание находит непосредственное отражение.

Вместе с тем, установлена в психологии и взаимосвязь между процессами становления ценностного отношения личности к миру, развитием системы знаний о нем и формированием «чувственной картины» этого мира (работы В.Н.Мясищева, Н.Н.Никитиной, С.Л.Рубинштейна, П.М.Якобсон и др.). Другими словами, поскольку процесс познания невозможен без связи с чувствами, ценностное отношение есть не что иное, как сплав аффекта и интеллекта субъекта. Одновременно с этим, утверждается и мысль о том, что без познания невозможен процесс формирования отношения человека к миру, а значит, − невозможен и процесс становления системы ценностей.

Именно эти идеи позволили ученым выделить те компоненты, которые, по мнению психологов, составляют сущность ценностного отношения к окружающей действительности. К таким компонентам относятся эмоциональная сторона отношения, интерес и ответственность. Так, согласно точке зрения Н.Н.Никитиной, «ценностные отношения человека определяют его эмоционально-психологическое состояние, удовлетворенность и наполненность жизни, ее смысл <…> система ценностей регулирует поведение и деятельность, определяет мотивационно-потребностную сферу, направленность личности» [10, с. 65]. При этом, как полагает автор, только высокий уровень развития ценностного отношения позволит человеку избирательно взаимодействовать с окружающими предметами и явлениями, адекватно воспринимать и оценивать их субъективную и объективную значимость, ориентироваться в мире материальной и духовной культуры.

В свою очередь тесная связь между ценностным отношением и направленностью личности установлена в исследованиях Л.И.Божович, Т.Е.Конниковой, В.С.Мерлина, В.Н.Мясищева и ряда других авторов, по мнению которых именно в направленности личности, как совокупности устойчивых мотивов, ориентирующих ее деятельность, ценности и находят свое реальное проявление.

Кроме того, необходимо отметить, что ценностное отношение к миру представляется как целостная система связей личности с различными сторонами реальной действительности, выражающая личный опыт человека и в то же время внутренне определяющая, обусловливающая его действия и поступки. Не случайно ценностное отношение к миру ученые рассматривают и как специфический регулятор поведения и деятельности человека, регулятор всей системы его отношений с окружающей действительностью. При этом регулятивную сторону ценностного отношения, с точки зрения Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович и др., объективно обусловливают такие личностные характеристики, как личностная позиция и внутренние убеждения человека, то есть проявления его волевой сферы.

Подчеркнем, что разрабатывая проблему становления ценностного отношения личности к окружающей действительности, ученые касаются и вопросов генезиса системы ценностей человека. Так, С.Л.Рубинштейн [12] склонен считать, что приобщение к ценностям должно осуществлять с ранних этапов онтогенетического развития, когда только еще начинает складываться духовный мир личности и когда ребенок, в силу особенностей развития его  психики, особенно чуток и восприимчив ко всему прекрасному. Соответственно, уже с детства необходимо учить человека жить «в ладу» с окружающим миром, как жили наши предки, которые живо воспринимали его красоту и переносили эту красоту в свой быт, труд, ритм жизни, обычаи, мысли.

Ориентируясь на возрастные особенности и возможности детей раннего и дошкольного возраста, необходимо отметить, что данная точка зрения ученого вполне правомерна. Известно, что именно первые годы жизни, когда закладываются основы личности и системы ценностей, характеризуются специфической сенситивностью к окружающему миру предметов и явлений, в том числе и явлений природы, что создает благоприятные условия для становления начальных форм экологического сознания, формирования бережного отношения к природе [11]. При этом особая роль отводится эмоциональным проявлениям ребенка, поскольку в дошкольном возрасте эмоции «господствуют» над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют многие его психические процессы и функции, стимулируют к познанию и активным действиям (А.В.Запорожец, А.Д.Кошелева, Я.З.Неверович и др.) [7]. Поэтому закономерно необходимым становится обеспечение эмоциональной стороны процесса познания дошкольниками мира природы, ознакомления с ее объектами и явлениями. Однако в то же время не стоит забывать и о том, что в дошкольном детстве знания о мире важны лишь как средство формирования ценностного отношения к окружающей действительности, включая, разумеется, и природное окружение во всех его проявлениях.

Таким образом, говоря о психологических основах работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста, обобщая рассмотренные выше позиции ученых, мы считаем возможным сформулировать следующие выводы:

  • ценности выступают как характеристика значимости предмета или объекта для человека, которая в свою очередь во многом определяется тем, насколько удовлетворены потребности личности, и, следовательно, ценности также будут определяться потребностями и степенью их удовлетворения, что определяет субъективность ценностей;
  • субъективная основа ценностей обусловливает их взаимосвязь с убеждениями, личностной позицией и отношением человека;
  • ценностное отношение, проявляясь в деятельности, выступает как характеристика активности и направленности личности;
  • в структуре личности ценности представляют собой совокупность знаний, эмоций и поступков;
  • основы ценностного отношения к окружающей действительности, можно и необходимо формировать уже на начальных этапах личностного становления – в период дошкольного детства, что предполагает реализацию системного и комплексного подходов к развитию всех составляющих ценностного отношения к миру, а именно: когнитивного (знаниевого), аффективного (эмоционального) и деятельностного (поведенческого) компонентов.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Анисимов С.Ф. Официальные документы в образовании // Частное образование. – 2002. − №4. – С. 15-45.
  2. Бенедиктов Н.Н. Русские святыни. Очерки русской аксиологии: монография. – Н.Новгород: Изд-во Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского, 1998. – 194 с.
  3. Братко А.А.Моделирование психики. – М.: Наука, 1969. – 176 с.
  4. Горелов А.А. Социальная экология: монография. – М.: ИФ РАН, 1998. – 275 с.
  5. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на/Д.: Феникс, 1996. – 480 с.
  6. Кант И. Сочинения: в 6 томах. Том 4. Часть 1. / Под общ. ред. В.Ф.Асмуса, А.В.Гулыги, Т.И.Ойзермана. – М.: Мысль, 1965. – 536 с.
  7. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
  8. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
  9. Мозговой Д.П., Мозговая О.А., Розенберг Г.С. Экология: человек в биосфере: учебное пособие. – Самара: Изд-во «Универс групп», 2007. – 196 с.
  10. Никитина Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя // Педагогика. – 2000. – №6. – С. 65-70.
  11. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
  12. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Под ред. Е.В.Шорохова. – М.: Педагогика, 1973. – 424 с.
  13. Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990. – С. 188-202.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Семенова Лидия Эдуардовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: