На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации проблема взаимодействия человека и природы является одной из наиболее актуальных и, вместе с тем, довольно противоречивых по своей сути. Это связано с тем, что, с одной стороны, человечество зародилось в процессе эволюции Земли, и само по себе является неотъемлемой частью природы, тогда как с другой, люди постоянно вынуждены использовать природные ресурсы для удовлетворения своих жизненно необходимых, значимых потребностей. Однако показательно, что на протяжении весьма длительного периода времени это использование не носило разрушительного характера. Как отмечает в своем исследовании Н.Н.Бенедиктов, эпос фиксирует «любовное отношение к природе – человек живет как продолжение и выражение природы и грехом считает противопоставление ей» [2, с. 43].
Диаметрально противоположный взгляд на природу начинает формироваться в европейской культуре в период нового времени, когда природу начинают рассматривать с позиций лишь ее материальной ценности. Например, по словам известного немецкого философа ХVIII столетия И.Канта «все, что находится в природе, должно быть первоначально назначено для какой-нибудь полезной цели» [6, с. 187].
В результате таких трансформаций отношений в системе «человек – природа», именно под воздействием человека к первой половине ХХ столетия изменения окружающей среды приобрели угрожающий характер. Развитие науки, техногенные процессы, повлекли за собой возрастание потребностей людей и, как следствие, повышение их активности, в том числе и в природе – своей естественной среде обитания. Видоизменяя и адаптируя природу под свои утилитарно-прагматические потребности, воспринимая ее лишь с позиций собственной выгоды, человек, сам того не осознавая, неизбежно стал отдаляться от природной среды, нарушая тем самым не только веками складывающуюся гармонию в своих отношениях с природой, но и, как полагают многие исследователи, гармонию внутри самого себя [4; 5; 9; 13 и др.].
Вместе с тем, природа – не только объект материального обогащения. Она – неиссякаемый источник духовного, нравственного, эстетического обогащения человека; источник развития интеллектуальной, эмоциональной и личностной сфер каждого индивида. Более того, мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая ему нормальные условия существования. И, несомненно, человечество должно быть заинтересовано в сохранении целостности в природе, предотвращении нарушений биологического равновесия и взаимодействия ее объектов.
Достичь этого, как считают некоторые исследователи (Г.В.Буковская, Н.Ф.Винокурова, Э.В.Гирусов, С.Н.Глазачев, Н.С.Дежникова, Н.Н.Моисеев, В.В.Николина, А.Д.Урсул, В.А.Ясвин и др.), возможно лишь изменив характер и направленность сознания людей с прагматической модели взаимодействия с миром природы на духовно-нравственную, гуманистическую, ценностную, – модель коэволюции или соразвития Человека и Природы в процессе их взаимодействия, основу которого должен составлять принцип разумного и рационального использования природной среды и природных ресурсов.
Выдающийся отечественный психолог С.Л.Рубинштейн в своем уникальном труде «Человек и мир» писал: «Индивид включен в процесс исторического развития, внутри которого он играет активную роль, через посредство которого, силами которого осуществляется обобщенный процесс развития научного знания <…> Смысл человеческой жизни – быть источником света и тепла для других людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества. Быть центром превращения стихийных сил в силы сознательные. Быть преобразователем жизни <…> непрерывно совершенствовать жизнь» [12, с. 385].
Формировать это позитивно-преобразующее отношение к миру природы у каждого человека призвана непрерывная система экологического образования и воспитания, целевыми ориентирами которой является становление экологической культуры и экологического сознания как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и дальнейшее развитие.
Особое значение поиск оптимальных путей и средств решения проблемы становления экологически грамотного взаимодействия с миром природы имеет на этапах раннего онтогенеза, то есть в раннем и дошкольном детстве. Именно первые годы жизни объективно являются максимально сенситивными, благоприятными как для интеллектуального развития, так и для личностного становления человека. Это период жизни, когда человек делает первые шаги по пути освоения такого сложного мира, который его окружает. В процессе активного общения, взаимодействия с природными объектами, стимулируемыми естественными потребностями малыша в познании мира, у детей дошкольного возраста формируется система представлений о природе. Вместе с тем, это же общение (при условии правильной его организации) обеспечивает и развитие личностных характеристик ребенка. Малыш учится видеть и различать прекрасное и безобразное, понимать и ценить добро и противостоять злу, у него складываются основы миропонимания и начальные формы мировоззрения.
Учитывая, что сознание (в том числе и экологическое) представляет собой не что иное, как синтез, интеграцию усвоенных знаний, информации о мире, с одной стороны, и собственного жизненного опыта – с дугой, выбираемые формы и методы работы по формированию основ экологического сознания у детей дошкольного возраста должны быть ориентированы не только на обогащение их новой информацией, новыми знаниями о мире природы, но и на формирование положительного отношения к природе, позитивного опыта взаимодействия с природными объектами. В качестве подтверждения высказанных нами идей можно привести точку зрения Н.С.Юдиной, которая, основываясь на результатах анализа проведенных исследований, утверждает, что основной задачей на сегодняшний день является выработка у подрастающего поколения навыков благоразумия, как по отношению к самим себе, так и по отношению к окружающему миру, что «предполагает постоянную тренировку у них отнюдь не легко дающихся умений прислушиваться к голосу разума, рассуждать логично с приведением оснований и критериев, умений учитывать все за и против, принимать компромиссные решения» [цит. по: 3, с. 23].
Каковы же психологические основания формирования этого благоразумного отношения к природе? Ответ на этот вопрос мы находим, в аксиологии. Именно решение задачи формирования у подрастающего поколения нового мировоззрения, новой системы принципов, взглядов, идеалов, убеждений, а также создание условий для их трансформации в систему ценностей, определяющих коэволюционный характер взаимоотношений, взаимодействия каждого человека с окружающей его действительностью, с нашей точки зрения, позволят решить и те экологические проблемы, проблемы охраны и защиты окружающей среды, которые так остро стоят в настоящее время.
И, если методологическую основу построения системы работы по формированию ценностной культуры личности, составляет опыт, накопленный философским знанием, то определить механизмы и закономерности становления системы ценностей с позиции рассмотрения их как важнейшего структурного личностного образования призвана психология.
Обращаясь к краткой историографии, следует отметить, что проблема ценностной культуры личности в тех или иных аспектах ее изучения находит отражение в работах многих прогрессивных зарубежных психологов. Так, согласно теории самоактуализации А.Маслоу [8], каждый человек способен к полноценному всестороннему развитию, раскрытию личностных возможностей, талантов и способностей. При этом А.Маслоу «выстраивает» иерархию высших ценностей, которые, по его мнению, и являются стимуляторами процесса самоактуализации личности. К таким ценностям, в частности, он относит правду, красоту, цельность, принятие себя и других, альтруизм и некоторые другие.
Воспитание общественных ценностей как основную цель работы в детском возрасте выделяет А.Адлер [цит. по: 2]. А, как известно, именно к общечеловеческим, общественным ценностям относится и ценность природы.
Анализ работ отечественных психологов в области проблемы ценностей (работы А.М.Архангельского, А.Ф.Лазурского, А.Н.Леонтьева, В.Н.Мясищева, С.Л.Рубинштейна, П.Я.Якобсон и др.), в первую очередь, свидетельствует о том, что ученые обращаются к самому понятию «ценность». Так, по мнению С.Л.Рубинштейна, ценности «производны» от соотношения мира и человека и выражают непосредственно то, что в этом мире для человека имеет определенное значение. Они непосредственно «включаются» в жизнедеятельность человека, постепенно становясь частью его внутреннего мира [12].
Не случайно категорию «ценности» многие исследователи (в том числе, и С.Л.Рубинштейн), очень тесно связывается с категорией «отношение», говоря о ценностном отношении человека к чему-либо. Употребляя же понятие «ценностное отношение», некоторые отечественные психологи, среди которых Б.Г.Ананьев, В.В.Давыдов, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и др., говорят о ценностях как одном из важнейших структурных компонентов личности, характеризующем ее социальные установки. И с этим просто невозможно не согласиться. Являясь интегративным, комплексным образованием, система отношений оказывает непосредственное воздействие на переживания и конкретные действия человека, модели его поведения.
К тому же следует отметить, что, с точки зрения ряда психологов, ценностное отношение можно рассматривать как отношение значимости объекта относительно потребностей и интересов субъекта. Например, согласно позиции С.Л.Рубинштейна, «отношение человека к миру, к бытию и отношение человека к человеку рассматривается в их взаимосвязи и взаимообусловленности» [12, с. 261]. Основу же проявления человеком своего отношения к окружающей действительности, по мнению данного исследователя, составляют его этические взгляды и принципы, что также характеризует и субъектную позицию человека по отношению к чему-либо. «Человек <…> находится в определенном отношении к миру <…> относится к миру сам и определяет это свое отношение, в чем и заключается сознательное самоопределение человека. Важна не только его обусловленность объективными условиями, но и различие позиции субъекта» [12, с. 357], − подчеркивает С.Л.Рубинштейн.
Также, обращаясь к проблеме ценностного отношения человека к окружающему миру, психологи рассматривают его как важнейший компонент сознания субъекта, который тесно связан как со знаниями, так и с деятельностью человека. Знания необходимы для формирования сознания, тогда как в деятельности сознание находит непосредственное отражение.
Вместе с тем, установлена в психологии и взаимосвязь между процессами становления ценностного отношения личности к миру, развитием системы знаний о нем и формированием «чувственной картины» этого мира (работы В.Н.Мясищева, Н.Н.Никитиной, С.Л.Рубинштейна, П.М.Якобсон и др.). Другими словами, поскольку процесс познания невозможен без связи с чувствами, ценностное отношение есть не что иное, как сплав аффекта и интеллекта субъекта. Одновременно с этим, утверждается и мысль о том, что без познания невозможен процесс формирования отношения человека к миру, а значит, − невозможен и процесс становления системы ценностей.
Именно эти идеи позволили ученым выделить те компоненты, которые, по мнению психологов, составляют сущность ценностного отношения к окружающей действительности. К таким компонентам относятся эмоциональная сторона отношения, интерес и ответственность. Так, согласно точке зрения Н.Н.Никитиной, «ценностные отношения человека определяют его эмоционально-психологическое состояние, удовлетворенность и наполненность жизни, ее смысл <…> система ценностей регулирует поведение и деятельность, определяет мотивационно-потребностную сферу, направленность личности» [10, с. 65]. При этом, как полагает автор, только высокий уровень развития ценностного отношения позволит человеку избирательно взаимодействовать с окружающими предметами и явлениями, адекватно воспринимать и оценивать их субъективную и объективную значимость, ориентироваться в мире материальной и духовной культуры.
В свою очередь тесная связь между ценностным отношением и направленностью личности установлена в исследованиях Л.И.Божович, Т.Е.Конниковой, В.С.Мерлина, В.Н.Мясищева и ряда других авторов, по мнению которых именно в направленности личности, как совокупности устойчивых мотивов, ориентирующих ее деятельность, ценности и находят свое реальное проявление.
Кроме того, необходимо отметить, что ценностное отношение к миру представляется как целостная система связей личности с различными сторонами реальной действительности, выражающая личный опыт человека и в то же время внутренне определяющая, обусловливающая его действия и поступки. Не случайно ценностное отношение к миру ученые рассматривают и как специфический регулятор поведения и деятельности человека, регулятор всей системы его отношений с окружающей действительностью. При этом регулятивную сторону ценностного отношения, с точки зрения Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович и др., объективно обусловливают такие личностные характеристики, как личностная позиция и внутренние убеждения человека, то есть проявления его волевой сферы.
Подчеркнем, что разрабатывая проблему становления ценностного отношения личности к окружающей действительности, ученые касаются и вопросов генезиса системы ценностей человека. Так, С.Л.Рубинштейн [12] склонен считать, что приобщение к ценностям должно осуществлять с ранних этапов онтогенетического развития, когда только еще начинает складываться духовный мир личности и когда ребенок, в силу особенностей развития его психики, особенно чуток и восприимчив ко всему прекрасному. Соответственно, уже с детства необходимо учить человека жить «в ладу» с окружающим миром, как жили наши предки, которые живо воспринимали его красоту и переносили эту красоту в свой быт, труд, ритм жизни, обычаи, мысли.
Ориентируясь на возрастные особенности и возможности детей раннего и дошкольного возраста, необходимо отметить, что данная точка зрения ученого вполне правомерна. Известно, что именно первые годы жизни, когда закладываются основы личности и системы ценностей, характеризуются специфической сенситивностью к окружающему миру предметов и явлений, в том числе и явлений природы, что создает благоприятные условия для становления начальных форм экологического сознания, формирования бережного отношения к природе [11]. При этом особая роль отводится эмоциональным проявлениям ребенка, поскольку в дошкольном возрасте эмоции «господствуют» над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют многие его психические процессы и функции, стимулируют к познанию и активным действиям (А.В.Запорожец, А.Д.Кошелева, Я.З.Неверович и др.) [7]. Поэтому закономерно необходимым становится обеспечение эмоциональной стороны процесса познания дошкольниками мира природы, ознакомления с ее объектами и явлениями. Однако в то же время не стоит забывать и о том, что в дошкольном детстве знания о мире важны лишь как средство формирования ценностного отношения к окружающей действительности, включая, разумеется, и природное окружение во всех его проявлениях.
Таким образом, говоря о психологических основах работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста, обобщая рассмотренные выше позиции ученых, мы считаем возможным сформулировать следующие выводы:
- ценности выступают как характеристика значимости предмета или объекта для человека, которая в свою очередь во многом определяется тем, насколько удовлетворены потребности личности, и, следовательно, ценности также будут определяться потребностями и степенью их удовлетворения, что определяет субъективность ценностей;
- субъективная основа ценностей обусловливает их взаимосвязь с убеждениями, личностной позицией и отношением человека;
- ценностное отношение, проявляясь в деятельности, выступает как характеристика активности и направленности личности;
- в структуре личности ценности представляют собой совокупность знаний, эмоций и поступков;
- основы ценностного отношения к окружающей действительности, можно и необходимо формировать уже на начальных этапах личностного становления – в период дошкольного детства, что предполагает реализацию системного и комплексного подходов к развитию всех составляющих ценностного отношения к миру, а именно: когнитивного (знаниевого), аффективного (эмоционального) и деятельностного (поведенческого) компонентов.
Библиографический список
- Анисимов С.Ф. Официальные документы в образовании // Частное образование. – 2002. − №4. – С. 15-45.
- Бенедиктов Н.Н. Русские святыни. Очерки русской аксиологии: монография. – Н.Новгород: Изд-во Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского, 1998. – 194 с.
- Братко А.А.Моделирование психики. – М.: Наука, 1969. – 176 с.
- Горелов А.А. Социальная экология: монография. – М.: ИФ РАН, 1998. – 275 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на/Д.: Феникс, 1996. – 480 с.
- Кант И. Сочинения: в 6 томах. Том 4. Часть 1. / Под общ. ред. В.Ф.Асмуса, А.В.Гулыги, Т.И.Ойзермана. – М.: Мысль, 1965. – 536 с.
- Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
- Мозговой Д.П., Мозговая О.А., Розенберг Г.С. Экология: человек в биосфере: учебное пособие. – Самара: Изд-во «Универс групп», 2007. – 196 с.
- Никитина Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя // Педагогика. – 2000. – №6. – С. 65-70.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Под ред. Е.В.Шорохова. – М.: Педагогика, 1973. – 424 с.
- Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990. – С. 188-202.