УДК 37

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Черкасова Галина Андреевна
МКОО «Гвардейская СОШ»
МО Дубенский район

Аннотация
Статья посвящена проблеме организации внутришкольного контроля, который способствует повышению качества образования в сельской школе. Какие педагогические условия нужны для качественной организации внутришкольного контроля, которые будут способствовать повышению качества образования в начальной школе. Выявлена своя специфика организации внутришкольного контроля в сельской школе. Результаты анализа внутришкольного контроля в сельской школе показали, что для повышения качества образования в сельской школе необходимо, чтобы методическая подготовка учителей начальных классов велась в полном объёме, велась работа над созданием банка контрольно-измерительных материалов и производился мониторинг достижений учащимися предметных и метапредметных результатов условиях сельской школы.

Ключевые слова: ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Черкасова Г.А. Педагогические условия организации внутришкольного контроля в сельской школе // Психология, социология и педагогика. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/11/8429 (дата обращения: 28.10.2023).

Как организовать внутришкольный контроль в образовательной организации, когда речь идет о сельской школе? Каким образом нужно организовать контроль, чтобы он был действенным и способствовал повышению качества образования? Непродуманные, бессистемные посещения, это всего лишь поверхностные наблюдения педагогического процесса. Каждый участник внутришкольного контроля должен понимать необходимость проведения системного внутришкольного контроля. И для качественной организации внутришкольного контроля необходимы педагогические условия, которые будут способствовать повышению качества образования в начальной школе.

Педагогические условия по мнению Н. М. Борытко это «внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, сознательно сконструированного педагогом и предполагающего достижение определенного результата» [2].

Педагогические условия как «результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей» [1]. Именно так В. И. Андреев характеризует это понятие.

Е.И. Козырева [3] выделяет «объективные и субъективные условия по характеру воздействия. Объективные условия, обеспечивающие функционирование педагогической системы, включают нормативно-правовую базу сферы образования, средства информации и пр. и выступают в качестве одной из причин, побуждающих участников образования к адекватным проявлениям себя в нем. Эти условия могут изменяться. Субъективные условия, влияющие на функционирование и развитие педагогической системы, отражают потенциалы субъектов педагогической деятельности, уровень согласованности их действий, степень личностной значимости целевых приоритетов и ведущих замыслов образования для обучаемых и пр.

Также выделяют общие и специфические условия, содействующие функционированию и развитию педагогической системы. К общим условиям относятся экономические, культурные, географические, национальные и др. условия.

К специфическим особенностям социально-демографического состава обучаемых относятся; местонахождение образовательного учреждения; материальные возможности образовательного учреждения, оборудование учебно-воспитательного процесса; воспитательные возможности окружающей среды и пр».

В организации внутришкольного контроля в сельской школе существует своя специфика и свои педагогические условия.

При внутришкольном контроле одним из педагогических условий является мониторинг достижений учащимися начальных классов предметных и метапредметных результатов.

Под мониторингом Чуракова Р.Г. понимает «систему постоянного сбора данных о наиболее значимых характеристиках качества образования, обработку, анализ и интерпретацию с целью обеспечения общества и системы образования полной и дифференцированной информацией о соответствии процессов и результатов образования нормативным требованиям [4]. На уровне школы цель мониторинга не только контроль и оценка результатов, но и анализ, и коррекция прогнозируемых результатов и в первую очередь это осуществляет учитель».

В системе уроков текущий контроль должен осуществляться обязательно: на уроке по данной теме, после изучения большой темы на нескольких уроках, а также контроль усвоения практических навыков, умений на практических занятиях.

Для того чтобы мониторинг стал реальным фактором управления он должен быть системно организован в образовательном учреждении, при активном участии учителей и методических объединений. Администрация школы разрабатывает циклограмму мониторинга образовательных результатов младших школьников.

Таким образом, проведение внутришкольного мониторинга результатов обучения, разработка контрольно-измерительных материалов в соответствии с ФГОС НОО и обучение учителей проведению этой работы будет способствовать повышению качества образования.

В сельской школе осуществить сравнение результатов в параллели нельзя, так как зачастую в школе есть по одному классу в параллели. Один 1 класс, один 2 класс и т.д. При этом с каждым годом количество учеников сильно колеблется. Поэтому сравнение осуществляется на районом уровне и по области. Что касается коррекции прогнозируемых результатов, то тут прослеживается проблема, которая связана с уровнем компетентности учителей начальных классов.

Следующее педагогическое условие организации внутришкольного контроля создание банка контрольно-измерительных материалов для оценки сформированности у младших школьников предметных и метапредметных результатов. Контрольно-измерительные материалы, используемые школой на этапе внутришкольного контроля, должны соответствовать требованиям ВПР. При его создании учитываются: уровень обученности учащихся, результаты всероссийских проверочных работ и анализ работы учителей. Задача учителя подобрать и разработать задания по своей структуре похожие на задания проверочных работ с целью проверки уровня сформированности предметных и метапредметных результатов и соответствующие ФГОС.  Завуч по учебной работе оценивает работу каждого учителя: посещает уроки, оценивает уровень обученности и т.д. С одной стороны уровень обученности  в сельской школе сильно колеблется. Это связано с малой наполняемостью классов. Уровень обученности в сельской школе отчасти зависит от количества учащихся. Например, если взять 4 класс, где учатся всего 2 ребенка и учитывать, что один ребенок слабо подготовлен, а второй более сильный. Из этого следует, что уровень обученности в  этом классе будет на среднем уровне.

Банк контрольно-измерительных материалов должен включать в себя задания не только на усвоение предметных, но и метапредметных УУД. Как показывают результаты всероссийских проверочных работ не в каждой сельской школе учителя и завучи работают над созданием банка контрольно-измерительных материалов. Есть определенный набор заданий, но в большинстве случаев, он направлен на усвоение только предметных УУД.

Включение в содержание методической работы школы программы обучения учителей разработке и использованию современных средств оценивания, связанно с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты, с введением новых средств оценивания и необходимостью пересмотрения существующих работ для оценивания.

Важным условием повышения качества начального общего образования является методическая подготовка учителей начальных классов по разработке и использованию контрольно-измерительных материалов, оценивающих предметные и метапредметные результаты. Методическое объединение учителей начальных классов – это орган, который организует и управляет профессиональной  подготовкой учителей.

В связи с этим задачи методического объединения заключаются в:

- Повышении качества образования.

- Повышении профессионализма педагога, то есть профессиональной компетентности в области разработки и использовании современных средств оценивания.

- Включение педагогов в активные формы работы, систему тьюторства и др.

Организация методической подготовки учителей начальных классов  в полном объеме (предложенном выше) в сельской школе затруднительно. Это ведет к тому, что результаты всероссийских проверочных работ и итоговых комплексных работ находятся на среднем или низком уровне. Причиной является то, что администрация школы не занимается вопросом методической подготовки учителей внутри школы. Учителя начальных классов посещают семинары и мастер-классы, которые организуются на базах других школ, чаще всего городских. Но, к сожалению, это недостаточно эффективная методическая подготовка учителя. Т.е. в сельских школах просто может отсутствовать учитель, который берет на себя ответственность за методическую подготовку учителей. И не из-за того, что он не опытен и не понимает всей специфики работы над методической подготовкой учителей, а просто он этим не занимается. Так как само руководство школы не заинтересовано в вопросе методической подготовки учителя и, следовательно, не в полной мере контролирует уровень подготовки учителя. Зачастую учителя занимаются самообразованием, но здесь должен присутствовать элемент обмена опытом между учителями и лучше обмениваться опытом внутри своей организации.

Следовательно для организации внутришкольного контроля в сельской школе, который будет способствовать повышению качества образования, нужна качественная работа над педагогическими условиями: над мониторингом достижений учащимися начальных классов предметных и метапредметных результатов; банком контрольно-измерительных материалов для оценки сформированности у младших школьников предметных и метапредметных результатов; над качественной методической подготовкой учителей начальных классов по разработке и использованию контрольно-измерительных материалов, оценивающих предметные и метапредметные результаты.

Таким образом для повышения качества образования в сельской школе необходимо, чтобы методическая подготовка учителей начальных классов велась в полном объёме, велась работа над созданием банка контрольно-измерительных материалов и производился мониторинг достижений учащимися предметных и метапедметных результатов условиях сельской школы (сравнение результатов ведется не в параллели классов, а с результатами района и области).


Библиографический список
  1. Аксенова, Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н.И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф., (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – СПб. : Реноме, 2012. – Т I. – С. 140–143.
  2. Быкова В.Г. «Организация внутришкольного контроля». ж. «Завуч» М., №6, 2003 г.
  3. Звонников, В.И. Оценка качества результатов обучения при аттестации: (компетентностный подход) [Текст] : учебное пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Логос, 2012. – 279 с.
  4. Поташник, М.М. Проблемы развития теории и методики оптимизации педагогического процесса [Текст] : Сборник научных трудов / Отв. ред. М.М. Поташник. – М. : АПН СССР, 1989. – 123 с.


Все статьи автора «Черкасова Галина Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: