На сегодняшний день проблемы идентичности являются популярными в психологии, социологии и политологии. Соотношение человека с различными социокультурными, политическими, конфессиональными, этническими и гендерными группами, тождественность одного субъекта с другими-все это обуславливает актуальность изучения процессов идентичности в настоящее время.
Возникновение термина «идентичность» обычно связывают с именем Э.Эриксона, который обозначал ее как чувство личностного тождества и непрерывности личности [1, ст. 24].
Термин “идентичность” происходит от латинского identifico — “отождествляю”. Психологи определяют идентичность как осознание принадлежности объекта (субъекта) другому объекту (субъекту) как части и целого, особенного и всеобщего [2]. C. Хантингтон определяет идентичность как самосознание индивида или группы [3, ст. 45-48].
З.Фрейд в рамках психоанализа вводит такое понятие как «идентификация». Процесс идентификации является механизмам, обеспечивающим развитие личности, и трактуется как переживание индивидом своей тождественности с другим субъектом или объектом действительности. Мотивом поведения в данной концепции выступает сексуальный инстинкт (либидо) [4, ст. 53-57].
А. Адлер процесс формирования идентичности объясняет теорией компенсации [5, ст. 20]. Данная теория гласит о том, что человеком движет стремление к превосходству. Каждый человек стремится к превосходству, но не всегда удается реализовать данную цель, что приводит к комплексу неполноценности. Претерпевая неудачи человек прибегает к компенсации. Таким образом человек вырабатывает собственный индивидуальный стиль жизни, который, согласно данной теории, трансформируется в идентичность.
Понятие “психосоциальная идентичность” у Э. Эриксона выступает в качестве центрального интегративного начала личности. Групповая, социальная идентичность начинает формироваться очень рано — ребенок с первых дней жизни ориентирован на включение в определенную социальную группу и постепенно начинает воспринимать и понимать мир так, как и большинство его окружения. Но в дальнейшем у него начинает закладываться индивидуальная идентичность — чувство устойчивости и непрерывности своего “Я”, несмотря на то, что в нем идут и многие процессы непрерывного изменения и развития [6, ст. 32-35]. Таким образом, согласно данной концепции, индивидуальная идентичность означает сознание тождественности самому себе, непрерывности во времени собственной личности и связанное с этим ощущение, что другие также признают это. Если идентичность — состояние, то идентификация — процесс его формирования. Идентификация всегда связана с другими людьми, которые в течение определенного времени могут служить “образцами”.
В теории К. Левина, создателя теории поля, идентичность понимается через анализ окружающей действительности. Учитываются исторические, географические, религиозные, языковый и другие факторы. Следовательно, на основании данного подхода, можно строить гипотезу о том, что формировании и развитие идентичности будет зависеть на прямую от внешних воздействий-если средовые условия будут изменяться, соответственно это будет отражаться на динамике идентичности субъекта.
Между понятиями «идентичность» и «идентификация» разница есть, но она не существенная, оба понятия характеризуют один процесс, но следует отметить, что идентичность-это результат, а идентификация- процесс.
Методологически можно выделить типологию видов идентичности (рис.1)
Рисунок 1
Типология видов идентичности
Преждевременная идентичности врожденная. Данный вид идентичности не вбирается добровольно. Она возникает у индивида по факту рождения.
Конструируемая идентичность возникает и формируется самим субъектом путем познания своего «Я», окружающей действительности, и построением на основании этого определённого вида идентичности, путем идентификации и соотнесения себя к той или иной группе. Конструируемая идентичность основывается на собственных предпочтениях, которые сопровождаются эмоциональной окраской.
Важно так же отметить, что зачастую конструируемая идентичность формируется не на основании собственных предпочтений-очень часть этот процесс регулируется господствующими предубеждениями той социальной группы, в которой развивается личность.
Процесс идентификации всегда сопровождается кризисами идентичности на разных возрастных этапах становления личности. Кризис идентичности – это процесс пересмотрены своих старых представлений о себе и поиск, и ассимиляция нового образа себя [7, ст. 98]. Основой для рассмотрения кризиса идентичности являются работы Э. Эриксона. Когда индивид сталкивается с принятием решения, у него возникает ситуация выбора – происходит процесс успешного преодоления кризисной ситуации. Но также важно отметить, что возникают ситуации, в которых человек не замечает необходимости выбора, и происходит застревание, которое сопровождается деструктивными последствиями (ощущение собственной беспомощности, возрастает уровень тревоги, исчезает цель и т.д.).
На основании проведенного теоретического анализа данного феномена можно сделать вывод, о том, что идентичность – это сложная динамическая структура, которая формируется развивается и претерпевает изменения путем успешного преодоления кризисов идентичности на протяжении всей жизни человека. Идентичность можно соотнести с понятием тождественности; это соотнесение одного субъекта с другим; идентичность есть процесс идентификации. Структурным компонентом идентичности является самоопределение. Но не всегда самоопределение является основной детерминантом в развитии и становлении идентичности, часто отождествление себя с определенной социальной группой происходит под давлением социальных норм и стереотипов.
Библиографический список
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.; Воронеж, 1996.
- Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М., 2004.
- Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М., 2004
- Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого “Я”. М., 1921
- Адлер А. Наука жить. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства. Киев, 1997
- Гасилин В. Н. Идентичность и идентификация человека: проблемы и перспективы исследования Вестник ПАГС – №3 – с 118.
- Ковалева, А. И., Богданова, В. В. (2012) Траектория социализации. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 184 с.