УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К РИСКУ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Андреева Ольга Сергеевна1, Глазева Маргарита Алексеевна2
1Оренбургский государственный медицинский университет, студентка 3 курса факультета клинической психологии
2Оренбургский государственный медицинский университет, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии

Аннотация
Данная статья посвящена изучению полоролевых различий склонности к риску в юношеском возрасте. Риск является многоуровневым явлением, которое можно рассматривать с разных позиций. Проведенное исследование позволяет утверждать, что юноши более склонны к риску, чем девушки.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Андреева О.С., Глазева М.А. Исследование склонности к риску в юношеском возрасте // Психология, социология и педагогика. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2018/02/8523 (дата обращения: 10.09.2024).

Теоретическое обоснование проблемы исследования.

Исследования, посвященные данной проблеме, проводятся не только в рамках психологии, но и во многих других науках, например экономике, политике и социологии. Ученые, занимавшиеся данной проблематикой, по-разному трактуют термин «риск». Риск является достаточно многогранным явлением, которое можно рассматривать с разных, а иногда и с противоположных позиций. В настоящее время категория «риска» является объектом междисциплинарных исследований, выходящим за рамки отдельно взятых наук. Понятие риска можно определить как ситуативной характеристики деятельности, связанной с неопределенностью её результата и возможными неблагоприятными последствиями в случае неуспеха.

Под термином «склонность» имеется в виду избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Склонность к риску характеризует направленность личности, предпочтение к действиям и ситуациям, связанных с риском. Склонность к риску означает выбор вариантов альтернатив, сопряженных с большей вероятностью угрозы потери.

Рисковое поведение можно охарактеризовать как целостную активность человека, которая направлена на удовлетворение психологических, биологических, физиологических и социальных потребностей, связанных с повышенным риском. Исследования, проведенные социологами и психологами,  сообщения в СМИ изобилуют данными о рисковом поведении молодых людей, которое зачастую ведет к серьезным последствиям для здоровья и нередко представляется как вариант отклонения от нормы, пограничного поведения или даже проявления определенных патологических черт [1, с.62]. Риск подстерегает человека на каждом шагу и встречается во всех жизненных сферах жизни: здоровье, профессиональная деятельность, личная и общественная жизнь, спорт, отдых, развлечения и т.п.  С помощью рискованных поступков молодые люди обычно проявляют свою индивидуальность. Осознанный и оправданный риск, положительно влияющий на развитие юношей и девушек, включает спортивные соревнования, социально-одобряемые инициативы, путешествия и др. Неоправданное рискованное поведение связано с употреблением спиртных напитков и наркотиков, курением, опасными сексуальными действиями, нанесением повреждений самому себе и т.д.

А. П. Альгин считает, что риск, с одной стороны, ориентирован на получение общественно значимых результатов неординарными, новыми способами в условиях неопределенности и ситуации неизбежного выбора. С другой стороны, риск ведет к авантюризму, волюнтаризму, субъективизму, торможению социального прогресса, к тем или иным социально-экономическим и моральным издержкам, если в условиях неполной исходной информации, ситуации риска альтернатива выбирается без должного учета объективных закономерностей развития социального явления, по отношению к которому принимается решение [2, с. 20-21].

Степень склонности к риску зависит от возраста индивида. По мнению Цуккермана, жажда острых ощущений быстро нарастает между 9 и 14 годами, достигает своего пика в юности – в 20 с небольшим лет – после чего постепенно снижается. Это связано с гормональными изменениями переходного возраста: гормональные сдвиги стимулируют к сближению с рисковыми сверстниками, а какое именно занятие они выберут – зависит от конкретных социальных условий [3, с. 48].

Юность – это переходный период от подросткового возраста к настоящей взрослости. Для юношеского возраста свойственно изменение общественного положения и социальной деятельности. Именно поэтому вопрос рискованного поведения является значимым как для каждого молодого человека в отдельности, так и для общества в целом.

Часто молодые люди выбирают риск как альтернативную возможность испытать себя, показать неограниченность собственных возможностей, ощутить вкус жизни. Не случайно склонность к риску в этом возрасте достигает максимальных значений, все это предопределяет актуальность исследования.

Описание и результаты исследования.

Цель исследования: выявление полоролевых различий склонности к риску в юношеском возрасте.

В качестве методов исследования нами использовалась методика «Исследование склонности к риску» А.Г. Шмелёва и методы количественной и качественной обработки данных с использованием методов математической статистики (критерий t-Стьюдента).

Для достижения цели настоящего исследования нами было проведено эмпирическое изучение склонности к риску у лиц юношеского возраста. Базой проведения исследования стало Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Исследование проводилось в осеннем семестре 2017-2018 учебном года.

В качестве респондентов выступили студенты 2-3 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов и факультета клинической психологии юношеского возраста (19-20 лет). Всего в исследовании приняло участие 50 респондентов (25 девушек и 25 юношей).

Исходя из результатов, полученных при первичной обработке, всех респондентов (50 чел.) можно разделить по степени склонности к риску на следующие группы: первая группа – респонденты с высоким уровнем склонности к риску, вторая группа – респонденты со средним уровнем склонности к  риску, третья группа – респонденты с низким уровнем склонности к риску.

При анализе первичных данных обращает на себя внимание то, что у подавляющего большинства опрошенных студентов 92% степень склонности к риску имеет средние значения. Это говорит о том, что испытуемые предпочитают идти на риск только в самых серьезных, жизненно важных ситуациях, учитывая уместность, логичность и природу риска.

У 4% выборки высокая степень выраженности склонности к риску. Это может указывать на то, что для таких студентов характерна высокая предприимчивость. Лицам, склонным к риску, свойственна демонстративность, импульсивность, самостоятельность, нерациональность мышления. Большая склонность к риску свидетельствует не только о решительности, но может вести и к авантюризму. Данная группа респондентов, имеющих сравнительно высокие показатели уровня склонности к риску, хорошо ориентируются в происходящих событиях, однако, не способны отказаться от рисковых поступков, даже в тех случаях, когда такое поведение может привести к серьезным негативным последствиям. Для людей с высоким уровнем склонности к риску характерно амбициозность, отстаивание своих идей, они ставят перед собой высокие цели и пытаются их осуществить, допускают для себя возможность ошибок и провалов, любят изучать новые вещи или идеи и инновационное мышление.

У 4% выборки низкая степень выраженности склонности к риску. Это может указывать на то, что испытуемые испытывают трудности в ситуации неопределенности, они не способны самостоятельно принимать решения. Такие личности ориентированы на избегание опасности и неблагоприятных исходов, не способны к поиску нетрадиционных решений проблем, плохо ориентируются при необходимости выбора одного варианта решения ситуаций. Люди, не склонные к риску, как правило, имеют невысокий уровень притязаний, не любят перемен, боятся совершать необдуманные поступки, для них важно, что о них думают окружающие, конформны, рациональны.

Полученные результаты так же можно сгруппировать в зависимости от принадлежности респондентов к мужскому или женскому полу. Первая группа – мужчины, вторая группа – женщины.

У большинства респондентов как мужского (23 человека), так и женского пола (23 человека) склонность к риску имеет средние значения. Однако среди девушек, принявших участие в исследовании, нет с высокой степенью выраженности склонности к риску, но есть девушки с низким уровнем склонности к риску (2 человека). В то время как у юношей, принявших участие в исследовании, результаты обратные: есть юноши (2 человека) с высоким уровнем склонности к риску, но нет с низким уровнем.

Далее нами была проведена статистическая обработка данных. Данные исследования соответствуют закону нормального распределения, так как асимметрия (As) и эксцесс (Ex) не превышают своих стандартных отклонений (As<Assd; Ex<Exsd).

Таблица 1. Соответствие данных закону нормального распределения.

Выборка

As Assd Ex Exsd
Первая группа (мужчины) -0,3 1,2 -1,5 3,5
Вторая группа (женщины) 0,3 1,2 -1,1 3,5

Для достижения цели эмпирического исследования мы разделили всех респондентов на 2 независимые выборки: мужчины (25 человек) и женщины (25 человек).

Для сравнения степени склонности к риску у студентов с различной половой принадлежностью был использован параметрический метод сравнения двух независимых выборок по уровню выраженности признака – критерий t-Стьюдента при уровне статистической значимости p≤ 0,01.

Полученное эмпирическое значение критерия t-Стьюдента (tэ = 4.5) находится в зоне значимости (см рис. 1)

Рисунок 1. Ось значимости.

Так как рассчитанное значение критерия больше критического, делаем вывод о том, что наблюдаемые различия статистически значимы (уровень значимости р≤0,01). Следовательно, обнаружены статистически значимые различия в склонности к риску у юношей и девушек.

В результате сравнения юношей и девушек выявлено, что уровень выраженности склонности к риску у юношей выше по сравнению с  девушками.


Библиографический список
  1. Авдулова Т.П., Витковская Е.В., Поневаж Е.В. Рисковое поведение в юности: отклонение или норма // Клиническая и специальная психология. 2013. № 3. C. 62-73
  2. Альгин А. П. Риск и его роль в общественной жизни. М., 1989. С. 188
  3. Ильин Е. П. Психология риска. – СПб.: Питер, 2012. С. 288


Все статьи автора «Андреева Ольга Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: