УДК 159

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АССЕРТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ РАЗНОГО ТИПА

Эюпова Эмиля Пулатовна
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
студент-магистрант

Аннотация
В данной статье рассмотрена проблема ассертивности подростков, воспитывающихся в семьях разного типа, выявлены психологические особенности проявления ассертивности в поведении Проведен социально-психологический анализ, рассмотрены причины и свойства данной проблемы.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Эюпова Э.П. Социально-психологический анализ ассертивности подростков, воспитывающихся в семьях разного типа // Психология, социология и педагогика. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2018/05/8592 (дата обращения: 08.06.2018).

Актуальность исследования. Стремительные социально-экономические преобразования в России активизирует научный интерес в направлении исследований личности, способной жить в условиях неопределенности и перемен. Проблематика самоутверждения личности в социуме, ее ценности в стремительно преобразовывающихся условиях существования и на разных этапах онтогенеза представлена сегодня довольно остро, о чем свидетельствуют работы М.В. Вдовина, В.И. Пищик, М.В. Сапоровская, Ю.В. Федотова, Д.И. Фельдштейн и других, относительно межпоколенных проблем. В рамках психологии развития традиционно значимость приобретает исследование психических новообразований личности и их становление в разных возрастных периодах, а также изучение социального развития молодого поколения россиян в постоянно изменяющихся жизненных обстоятельствах.

Целью статьи является анализ социально-психологических особенностей ассертивных свойств личности подростков, воспитывающихся в семьях разного типа.

Основное изложение материала. Основное изложение материала. На основании анализа отечественных и зарубежных литературных источников по проблеме ассертивности, мы убедились, что в настоящее время не существует развернутой, экспериментально подтвержденной теории ассертивного поведения. В различных словарях ассертивность означает утверждение, заявление, предъявление жалоб. В свою очередь, ассертивным называется человек, обладающий следующими качествами: самоуверенность, напористость, при этом самоуверенность зачастую подразумевает также гордыню либо презрение по отношению к другим людям.

Мы полагаем, что термин «ассертивность» более всего эквивалентен другому пониманию – «уверенность», самоутверждение, убежденность в значимости собственной личности. С точки зрения В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова, «ассертивность – это уверенность в себе, настойчивость» [1, с.33]. Она означает особенность человека, уверенного в себе и обладающего умением с достоинством отстаивать собственные права, не ущемляя при этом права окружающих.

Ассертивным именуют прямое открытое поведение, не имеющее под собой цель – причинение вреда другим людям. Ассертивность представляет собой особый тип поведения, позволяющий человеку непосредственно и мужественно заявить о собственных потребностях, желаниях и чувствах окружающим без ущемления их прав[2, с.56].

Таким образом, ассертивность личности содержит постановку цели, разумных достижений, гибкость поведения в соответствии с ситуацией; умение быть лидером и действовать коллективно, пользоваться поддержкой окружающих; мыслить об успехе, а не о провале. Ассертивное поведение может быть сформировано на основе мотивации успеха. Вместе с различными социально – психологическими образованиями, оно исполняет функции регуляторов поведения, проявляющихся во всех областях человеческой деятельности. Стремясь быть взрослым, подросток выбирает свою собственную неповторимую деятельность[3, с.61].

Семья представляет собой малую социальную группу, одну из наиболее значимых форм организации индивидуального быта, в основе которой – супружеский союз и родственные связи, иными словами, супружеские отношения, взаимоотношения между родителями и детьми, проживающими совместно и ведущими общее хозяйство.

Родственные связи могут быть трех типов: кровное родство (братья и сестры), порождение (родители – дети), брачные взаимоотношения (муж – жена, супруги). Указанная формулировка семьи, в основе которой, на первый взгляд, внешние и апсихологичные критерии, на самом деле обобщает две особенности семьи, обладающие ключевой значимостью в рамках рассмотрения психологических закономерностей функционирования семьи.

Отметим, что семья также относится к ведущим социальным институтам воспитания. Причина состоит в том, что здесь ребенок находится в течение значительной части своей жизни, тогда как относительно пролонгированного влияния на формирование личности ни один из социальных институтов воспитания не способен сравниться с семьей. Именно внутри семьи закладываются основы личности ребенка. И ко времени его поступления в общеобразовательное учреждение ребенок уже в большей степени сформировался как личность [4].

В психологии многими авторами описаны различные вариации состава или структуры семьи:

- «нуклеарная семья»: в ее состав входят муж, жена и их дети;

- «пополненная семья» представляется увеличенным по составу союзом, где есть супружеская пара со своими детьми, а также на одной территории с ними либо по близости друг от друга проживают родители других поколений (бабушка, дедушка, дядя, тетя);

- «смешанная семья» характеризуется в качестве «перестроенной» семьи, возникшей по причине заключения брачного союза ранее разведенными супругами. В состав смешанной семьи входят неродные родители и их неродные дети, ввиду того, что дети от ранее заключенного брака становятся новой единицей семьи;

- «семья родителя-одиночки» описывается Д. Леви как хозяйство, ведущееся одним родителем (либо матерью, либо отцом) и возникшее вследствие развода, смерти супруга или по причине того, что брак ранее никогда не был заключен [, с.23].

А.Е. Личко была разработана следующая типология семей:

- по структурному составу: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или отец); искаженная или смешанная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери);

- по функциональным особенностям: гармоничная семья; дисгармоничная семья.

Известно, что распад семьи представляет собой острую современную проблему. Современная тенденция в России и зарубежом такова, что характеризуется постоянным увеличением численности бракоразводных процессов. Согласно статистическим данным, один из родителей отсутствует в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми. Неуклонно продолжает расти численность дошкольников, воспитывающихся в условиях неполноты семьи. Особенно распространены семьи, к которых единственным воспитателем и кормильцем выступает мать.

Необходимым считает отметить, что не каждая полная семья представляет собой нормальную среду для полноценного развития и воспитания детей. Однако присутствие в семье обоих родителей способствует повышению успешности, относительно преодоления различных жизненных перипетий, разрешения множества трудностей, обуславливает сохранение психического здоровья ребенка.

Психологической проблемой смешанной и неполной семьи занимались как отечественные, так и зарубежные психологи: Т.И. Шульга, В.М. Целуйко, Е.Н. Захарова, А.М. Фридман, Д.Д. Браун и др. В психологической литературе чаще всего встречаются следующие определения типов семей. К неполным относятся семьи с одним родителем, где родители развелись, умерли либо никогда не вступали в брачный союз, к смешанным чаще всего причисляются семьи, где воспитываются приемные либо усыновленные дети, одновременно являющиеся родными для одного из родителей.

Как показывают многочисленные исследования, условия проживания и воспитания детей в неполных семьях обладают характерной спецификой и значительно разнятся с жизнью ребенка в условиях полноты семьи [6]. Негативные процессы, провоцируемые современной социально-политической, экономической ситуацией, крайне заметны и отражаются именно на воспитании ребенка в условиях неполной семьи. Помимо финансовых затруднений, с которыми приходится столкнуться одиноким родителям, матери в такого рода семье крайне затруднительно реализовывать в одно и тоже время две родительские роли – материнскую и отцовскую.

Необходимо отметить, что травмирующая ситуация развода родителей, отсутствие стабильности, конфликтный стиль взаимоотношений в такого рода семьях искажают условия ранней социализации, выступая в качестве причины развития нервно-психических расстройств, фактора риска формирования асоциального поведения, личностных деформаций, содействуя при этом появлению трудностей во взаимоотношениях детей с социальным окружением.

Можно сделать вывод, что роль родителей представляется значимой и многоплановой, отражается на становлении личности ребенка, на протяжении всего периода развития и взросления. Отсутствие одного из родителей (в частности отца) может провоцировать формирование нарушений в психическом развитии детей, в процессе полоролевой идентификации, понижение уровня ассертивности, личностные деформации, к различным девиациям в поведении и в состоянии психического здоровья. Все вышеуказанное оказывает значительное воздействие на дальнейшую как индивидуальную, так и общественную жизнедеятельность ребенка любого пола.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299с.
  2. Батаршев А. В.. Психология личности и общения.- М., 2004 г. – 209 с.
  3. Добротворский И. Технология успеха: Все, что нужно знать о достижении успеха. – М., 1996. – 165с.
  4. В мире подростка/ Под ред. A.A. Бодалева. – М.: Медицина, 1981.- 293 с
  5. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка.- М.: Знание, 1978
  6. Краковский A.B. О подростках. М.: Педагогика, 1970. – 272с.
  7. Петровская Л.А. Компетентность в общении / Л.А. Петровская. – М.,1989. -354с


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Эюпова Эмиля Пулатовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация