ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ГЕРОЕВ СКАЗКИ

Смирнова В.С.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Смирнова В.С. Представления детей младшего школьного возраста о семейных отношениях героев сказки // Психология, социология и педагогика. 2011. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2011/11/54 (дата обращения: 15.09.2024).

Семья является важнейшим институтом социализации ребенка, обеспечивая передачу и воспроизводство культурных ценностей, прежде всего, духовно-нравственного плана. Роль семьи в воспитании личности носит определяющий характер и не может быть перенесена ни на один другой социальный институт, а взаимоотношения между супругами по важности перевешивают все другие, существующие в семье (Р. Кэмпбелл, 1992). Именно от них в значительной степени зависит формирование личности ребенка. Поэтому трансформации в сфере семейной жизни, появление новых типов семьи и новых типов взаимоотношений в них – это радикальное социальное преобразование. С точки зрения И.В. Дубровиной (1981), только семья — родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений – формируют у детей образцы, эталоны мужчин и женщин, понятия мужественности и женственности.
Однако современная семья переживает кризис, который сопровождается снижением ее воспитательного потенциала. По данным федеральной службы государственной статистики РФ в 2008 году 379 тыс. детей находятся под опекой, 143 тыс. – на усыновлении, 55 тыс. – в приемных семьях, а 30% детей воспитываются в неполных семьях (Статистический сборник «Дети в России», 2009, с. 108). Эти цифры заставляют думать, как и где дети черпают образцы семейного поведения, какие представления о семье формируются у них в современных социокультурных условиях.
Ребенок, развивая субъектность и усваивая новые способы поведения, использует для этого разные формы опосредования (Эльконинова Л.И., Эльконин Б.Д., 1993). И, хотя психология не располагает полным знанием о конкретных формах опосредования на разных этапах онтогенеза, значительную роль здесь играют сказки, отразившие мир семейных отношений, сложившийся в культуре народа. И в современных условиях сказки остаются важной составляющей социализации ребенка, отражая этнокультурные традиции и особенности социальной ситуации развития.
О.А. Карабанова (2002) отмечает, что социальная ситуация развития определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания, включая и контекст семейных отношений. Она определяет зону ближайшего развития ребенка на основе презентации социальным окружением «идеальной формы» развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), которой необходимо овладеть на основе принятия ребенком своей новой социальной позиции через институт посредников (Б.Д. Эльконин) в сотрудничестве с носителями компетентности. Идеальной формой Л.С. Выготский (1928) называет объективные аффективно-смысловые образования, существующие до и вне развивающегося индивида. Согласно Д.Б. Эльконину (1989), первичные формы этих аффективно-смысловых образований существуют объективно вне каждого отдельного человека в виде символов в произведениях искусства. Б.Д. Эльконин, Л.И. Эльконинова утверждают присутствие в целостной эстетической форме волшебной сказки образцов инициативности, смыслов человеческой деятельности, мотивов нравственного поведения, присваивающихся ребенком в процессе слушания сказки. Поэтому обращение к сказочным символическим образам семейного круга может выступать одним из аспектов исследования семьи.
Целью данного исследования было выявление представлений младших школьников о персонажах сказки «Колобок», символизирующих семейные отношения. Предметом исследования стали представления младших школьников об образах семейного круга данной сказки. Гипотеза исследования состояла в том, что представления младших школьников о содержании сказочных символических образов семейного круга отражают изменившуюся модель взаимодействия в современной российской семье.
Организация и методы исследования
Исследование проводилось летом 2011 года на базе лагеря «Икар» и в общеобразовательных школах № 1 и № 2 г. Суздаль Владимирской области. Испытуемыми выступили дети младшего школьного возраста от 6,5 до 11 лет (N=70, 7 фокус-групп).
Выбор испытуемых данного возраста обусловлен тем, что одним из его новообразований является формирование внутреннего плана действий, что обеспечивает успешность знакового опосредствования (Д.Б. Эльконин, Л.И. Эльконинова, 1993).
Исследование символических образов семейного круга проводилось на основе русской сказки «Колобок», которая по результатам анкетирования является у младших школьников предпочитаемой (N=157). В данной сказке главный герой инициативен, он легко расстается с родителями, но не способен социализироваться, поэтому сам выбор сказки заставляет задуматься о ее популярности у современных школьников.
В процессе исследования использовались: метод фокус-групп, или групповое фокусированное интервью, проходившее в форме групповой дискуссии и направленное на получение «субъективной информации» о том, как испытуемые воспринимают образы семейного круга в сказке «Колобок»; метод семантического дифференциала, на основе которого испытуемые оценивали нравственные качества персонажей сказки; метод моральных дилемм Л. Колберга (модифицированный вариант); метод ассоциаций по цвету; метод цветовых выборов (модифицированный восьмицветный тест М. Люшера); метод контент-анализа. Разработка семантических шкал производилась с использованием кластерного анализа методом иерархической кластеризации (N=100).
Статистическая обработка полученных данных была произведена с помощью пакета SPSS 11.13. В ходе исследования использовалась видеосъемка.
Описание результатов исследования и их анализ
В процессе исследования учитывалось, что к сказочным символическим образам семейного круга относятся образы Матери и Отца. Архетипически фигура Матери – защитный материнский образ женщины, её домашние качества – содержание дома, приготовление пищи, создание уюта, способность быть любящей и внимательной. Фигура Отца является воплощением авторитарности, закона, порядка, социальных обычаев, паттернов поведения, связанных с обществом, а также мужской защиты (Юнг, 1954).
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева (2003) предлагает в качестве основания для сбора и анализа диагностической информации о сказочных персонажах оценить их по критерию «разрушитель – созидатель», проявляющемуся по отношению как к внешнему, так и к внутреннему миру. Анализ текста сказки «Колобок» показывает, что дед и бабка могут быть охарактеризованы как внешние созидатели: герои сказки создают Колобка, при этом дед генерирует идеи, а бабка выступает исполнителем. Локус описания в сказке находится во внешней, наблюдаемой действительности. Отсутствуют упоминания о мыслях, чувствах, переживаниях героев. Неизвестной остается цель их созидания, поскольку в дошедшем до настоящего времени тексте сказки отсутствуют указания, чего хотели герои: съесть или усыновить Колобка.
В ходе эмпирического исследования было установлено, что в высказываниях 77% испытуемых Дед предстает как внешний разрушитель («пойдет на охоту волка и кабана рубить»), в 20,5% случаев – как внешний созидатель («пойдет поле пахать»), в 2,5% случаев – как внутренний разрушитель («умрет от горя»). Бабка наделяется чертами внешнего созидателя (52% испытуемых) («Попробует еще намести по амбарам»), внешнего разрушителя (41,1% испытуемых) («Надо было Колобка в подвал посадить, или в печку обратно»), внутреннего разрушителя (6,9% испытуемых) («Будет сидеть и реветь»).
Таким образом, в современном социокультурном контексте мужской образ в большей мере характеризуется внешне разрушительными поведенческими тенденциями, восходящими к свободной агрессии и доминированию. Женский образ предстает как созидательный, стремящийся улучшить условия окружающего мира, создать и сохранить комфортную среду. Однако в нем сильны и деструктивные, разрушительные тенденции, выступающие, с одной стороны, как воспитательные меры наказания, с другой – как стремление к доминированию.
В тексте сказки описание отношений деда и бабки содержит элементы патриархальной семьи с четким распределением семейных обязанностей: дед дает указания («Испеки, старуха, колобок»), предлагает решение проблемы, которая возникает из-за отсутствия муки, и способ действия («По коробу поскреби, по сусеку помети»). Бабка в свою очередь выполняет его указания, но ее дальнейшие действия являются самостоятельными («Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить»).
На основе полученных ответов детей можно сделать выводы о стратегиях поведения в сложной жизненной ситуации, которыми испытуемые наделяют героев семейного круга (по модифицированному варианту методики моральных дилемм Л. Колберга). Детям предлагалось решить ситуацию «Отсутствие пищи». Как показали ответы испытуемых, Деду в 39% случаев приписывается решение «Ведение натурального хозяйства» («пойдет в лес за грибами»), в 27,5% случаев – решение «Поиски Колобка» («Дед пойдет искать Колобка, чтобы его съесть»), 13,5% испытуемых ответили, что Дед будет воровать («Дед убьет и обворует богатых людей»), 5,5% выбрали для Деда стратегию «Бездействие» («Дед умрет от горя»,), 5,5% детей – стратегию «Просьба о помощи» («Дед попросит муки у соседей»), 3% испытуемых – стратегию «Изготовление другого Колобка тем же способом» («Дед слепит нового Колобка»).
Бабке 23% испытуемых приписывают решение «Бездействие» («Бабка будет ждать Деда»), 20% испытуемых – решение «Поиски Колобка», 20% испытуемых – решение «Изготовление другого Колобка тем же способом» («Бабка сделает другого Колобка, так же поскребет по амбарам»), 13% испытуемых – решение «Ведение натурального хозяйства» («Бабка будет коров доить»), 10% испытуемых – решение «Заработать денег» («Бабка пойдет к соседям работать, убираться будет, на улице дворником, на базар пойдет»), 7 % испытуемых – решение «Воровство» («Бабка пойдет воровать у соседей овощи, у которых много всего в огороде») и 7 % детей – решение «Просьба о помощи» («Баба позовет своих подружек, которые ей дадут еду»).
Исходя из результатов эмпирического исследования, можно сказать, что в современном социокультурном контексте сохраняется идея патриархата. Интересны высказывания испытуемых, содержащие черты матриархата, которые, тем не менее, не срабатывают и приводят к распаду семьи («Дед не пойдет искать Колобка, бабушка, как любая жена, заставит его идти искать Колобка, они разведутся»). Наиболее характерной для образа Деда является активная, деятельностная стратегия поведения с элементами агрессивности. Ему свойственен поиск новых решений проблемы, а не стереотипные формы поведения. Образ Бабки характеризует ведущая стратегия бездействия, которая заключает в себе с одной стороны, ожидание указаний к действию, с другой – ожидание защиты, принятия ответственности мужской фигурой. Также женская фигура склонна действовать стереотипным способом, она не ориентирована на поиск новых способов выхода из проблемной ситуации. На современном этапе у фигур семейного круга выражена тенденция к обособлению, индивидуализации, укреплению внешних семейных границ, слабо представлена тенденция обращения за помощью, что противоречит ментальности русского народа.
В высказываниях 71% детей для героев семейного круга характерны дифференцированные действия («Дед пойдет искать Колобка, Баба будет сидеть и реветь»), и лишь 29% высказываний содержат совместные действия Деда и Бабки («Вместе пойдут искать Колобка»).
П.В. Яньшин (2006) указывает на существование конвергенции эксплицитно декларируемого смысла символа и архетипической подоплеки его окраски. В результате ассоциирования персонажей сказки по цвету было выявлено, что Дед наиболее часто ассоциируется с коричневым и красным цветом. Коричневый – цвет отцовский фигуры в архетипах семейного круга. Этот цвет указывает на важность корней, очага, дома, чувства безопасности. Позитивное значение этого цвета: плодородность, плодовитость. Мужской красный цвет познается как центрифугальное, импульсивное, агрессивное начало, а также как сексуально активная сила жизни, как символ мужской сексуальной энергии. Красный цвет несет в себе разрушительно-творческое или творчески-разрушительное начало.
Бабка ассоциируется у испытуемых с желтым и черным цветом. Я.Л. Обухов (1997) пишет, что женская символика желтого цвета связана, прежде всего, с богинями роста и весны. В славянской мифологии их две: богиня жизни, прародительница Жива и богиня судьбы и плодородия Мокошь. Основу центрального архетипа желтого цвета составляет первичное переживание творения мира как сотворения света и его возрождения изо дня в день из мрака ночи. Разделение света и тьмы выражается на символическом уровне в противопоставлении черного и желтого цветов.

Выводы

Итак, на примере героев русской народной сказки «Колобок» было проанализировано современное содержание сказочных символических образов семейного круга в представлениях младших школьников. Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что образ мужчины в настоящее время характеризуется агрессивностью, деятельностью, доминированием, готовностью принять ответственность и осуществить поиск решения проблем. При этом решения мужчины – творческие, нестереотипные. Образ женщины характеризуется заботой, созидательностью, стремлением создать вокруг себя комфортные условия, беречь то, что ее окружает. Несмотря на это, в противовес мужскому влиянию женщина также демонстрирует агрессивные, разрушительные, доминантные тенденции. Здесь возникает конфликт образов семейного круга – и мужчина, и женщина стремятся к доминированию, при этом тенденция матриархата в высказываниях детей ведет к разрушению семьи. Второй конфликт заключается в парадоксальном одновременном укреплении как внешних семейных границ (обособление семьи), так и внутренних (дифференцированность семейных ролей, восходящая к рассогласованию действий). Исходя из этого можно сказать, что современная семейная ситуация характеризуется инверсией, трансформацией традиционной семейной структуры.
Данные исследования позволяют с двух сторон оценить современные тенденции развития семейных отношений. С одной стороны, они раскрывают «идеальную форму» семьи, образцы мужчин и женщин, понятия мужественности и женственности, эталоны для подражания. В этом смысле можно сказать, что присвоение дисфункциональной, конфликтной модели семьи, трансляция ее все новым и новым поколениям будет способствовать усугублению кризиса семьи. С другой стороны, представления детей об образах семейного круга отражают дисгармонию семейных отношений, выражающуюся в конфликтном взаимодействии супругов, что, по мнению А.С. Спиваковской (1988), является основным патогенным фактором возникновения неврозов у детей. Негативный характер отношений в родительской паре замедляет когнитивное, эмоциональное и личностное развитие ребенка (Ф. А. Кован, К. П. Кован, 1989).
Таким образом, проведенное исследование показывает, как осуществляется присвоение «идеальных форм» в процессе социализации современных детей и позволяет сделать выводы об особенностях и тенденциях развития детско-родительских отношений на ранних этапах онтогенеза. Перспективы развития семьи в настоящей ситуации можно оценить как вызывающие трудности в выполнении функции воспитания и социализации детей. Современная семья претерпевает изменения, меняет формы взаимоотношений. Но и в эпоху социальных перемен она остается фундаментальным социокультурным институтом и ключевой ценностью общества, нуждаясь в своевременном изучении и эффективном психологическом сопровождении.


Библиографический список
  1. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.
  2. Дети в России. 2009: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009.
  3. Дубровина И.В. Проблемы психологической подготовки молодежи к семейной жизни // Вопросы психологии. 1981. № 4.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. Спб., 2003.
  5. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: дис. д-ра. психол. наук: 19.00.13 / О.А. Карабанова. М., 2002.
  6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. М., 2004.
  7. Обухов Я.Л. Желтый цвет // Журнал практического психолога, 1997, № 2
  8. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребёнок. М., 1999.
  9. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  10. Эльконинова Л., Эльконин Б.Д. Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1993. N2.
  11. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
  12. Яньшин П.В. Психосемантика цвета. СПб., 2006.


Все статьи автора «Smirnova V.S.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: