НУРИАХМЕТОВА Н.Р. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


НУРИАХМЕТОВА Н.Р. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/04/457 (дата обращения: 28.10.2023).

Н.Р. Нуриахметова

ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет»

 

В настоящее время цель высшего педагогического и дополнительного профессионального образования связывается в первую очередь с проблемой изменения подходов к своей профессиональной деятельности. Ведь Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют принципиально новые требования к процессу и результатам обучения, а значит и к подготовке самих педагогов, формированию новых профессиональных компетенций будущих и работающих педагогов.

Можно констатировать, что в рамках системно-деятельностного образовательного процесса  современному учителю необходимо только и не столько владеть новым содержанием образования, инновационными педагогическими технологиями, но и осознавать собственное место в учебном процессе в роли консультанта,  модератора, тьютора, а также  участвовать в управлении образовательным учреждением.

Профессия учителя, как никакая другая, по деятельности сродни управленческой деятельности [1]. Смысл управления состоит в том, что оно ориентировано на обеспечение объективных и субъективных условий в такой пропорции и таком сочетании, что позволяет достигать поставленные цели. М.В. Селиверстова [1] предлагает разделять понятия «управление» и «руководство», но отмечает, что эти два понятия находятся «в плоскости одной деятельности».

Ссылаясь на В.М. Шепель [2] и приведя следующие объяснения этих понятий: «Управлять- это значит «озаботить» себя; «Руководить»- это «озаботить» других, делается вывод о том, что педагог в своей профессиональной деятельности объединяет эти два понятия и формирование управленческой компетентности учителя, является необходимым, как приоритетной составляющей профессиональной педагогической компетентности и образовательного пространства в целом.

Поскольку управление является функцией, то для того, чтобы педагог мог осуществлять эту функцию, ему необходимо обладать соответствующими компетенциями- требованиями, нормами, необходимыми для эффективной продуктивной деятельности в сфере управления (чем, кем?).

Иными словами, профессионально- управленческая компетентность  определяет объем компетенций, круг полномочий в сфере управленческой деятельности. В более узком понимании под профессионально-управленческой компетентностью понимается круг вопросов, в которых субъект обладает познаниями, опытом, отражающий социально-профессиональный статус и управленческую квалификацию, а так же некие  личностные, индивидуальные особенности (способности) для реализации определенной профессиональной деятельности [3].

Управленческие компетенции очень многообразны. Так, известной консалтинговой компанией «Assessment & Development Consultants Ltd.» применяется схема управленческих компетенций, включающая 34 компетенции, сгруппированные в 5 разделов- способность управлять собой, способность управлять другими, умение принимать решения,  взаимодействовать, а так же способность к мотивации [4] (табл.1).

На основании приведенной таблицы, можно говорить о структуре управленческой компетентности, которая включает следующие компоненты: взаимодействие- к этому компоненту мы бы отнесли и первые два компоненты, приведенные в таблице- это способность управлять собой и другими; умение принимать решения; мотивация.

Немецкими компаниями при оценке управленцев применяется несколько другая схема компетенций, положенных в основу критериев оценивания [5].

 

Таблица 1.

Управленческие компетенции по схеме «Assessment & Development Consultants Ltd.»

Наименование Наименование Наименование Наименование Наименование
Управление собой Управление другими Принятие
решений
Взаимодей­ствие Мотивация
Стрессоустойчивость Планирование и организация Рациональность Сбор
информации
Инициатив­ность
Гибкость Управленческий контроль Анализ
проблем
Убедительность в общении Устойчивость
Адаптивность Делегирование Решительность Письменная коммуникация Энергичность
Настойчивость Лидерство Инноватив­ность Межличност­ное понимание Стандарты
работы
Независимость Развитие
подчиненных
Анализ
числовой
информации
Влияние Привержен­ность
компании
Следование нормам Понимание
организации
Понимание бизнеса Общительность Нацеленность на достижение
Внимание к деталям Готовность к риску Работа в
команде
Ориентация на клиента

Известные перечни компетенций можно подвергать серьезной критике в плане обоснованности, системности, достаточности и др., но они не лучше и не хуже других перечней, созданных другими компаниями. Можно предполагать, что не хуже и того перечня, который попадет в российский государственный образовательный стандарт нового поколения [6].

Каждый из перечисленных компонентов готовности имеет свои особенности и уровень достаточности в зависимости от типа организационной культуры, в которой будет осуществляться в дальнейшем управленческая деятельность. Поэтому при оценке специалистов – управленцев недостаточное владение некоторыми компетенциями не означает непригодности субъекта к управленческой деятельности, но должно быть основанием для рекомендаций в отношении определенного вида деятельности [4]. Так, исполнительность при недостаточной готовности к конкурентной борьбе свидетельствует о большей готовности к работе в крупных корпорациях с бюрократическим типом организационной культуры, а высокая креативность и независимость – в инновационных организациях с организационной культурой адхократического типа.

Кузнецова О.А.[7] управленческую компетентность представляет как совокупность функциональной управленческой компетентности (управление ресурсами, управление людьми, управление информацией, управление деятельностью, инжиниринг качества) и личностной управленческой компетентности (способность к целеполаганию и оцениванию результатов, лидерство, коммуникабельность, способность к руководству другими, специализированные способности).

Как уже отмечалось, в структуре педагогической деятельности важным компонентом является организационно-управленческая деятельность, следовательно, решение проблемы формирования управленческой компетентности является важным условием профессиональной подготовки будущих педагогов.

Мы считаем, что основой управленческой компетентности именно педагога является нормативно-правовая компетентность. Несомненно, личностные качества есть важная характеристика любого управляющего субъекта, но функциональная составляющая управленческой компетентности педагога всегда будет подчинена нормативно-правовым аспектам деятельности будь то управление ресурсами, управление людьми (обучающимися), управление информацией, управление деятельностью, управление качеством.

Примечательно, что профессиональная компетентность педагога проявляется в ходе реализации основных профессиональных функций. Прежде чем определить функции учителя, обратимся к самому понятию функции. По определению советского энциклопедического словаря, функция- это исполнение, осуществление; деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений [8].

Мы определили выполнением каких трудовых функций обеспечивается осуществление организационно-управленческой деятельности педагога (схема 1). Проанализировав перечень указанных трудовых функций, мы пришли к выводу, что большинство трудовых функций, относящихся к организационно-управленческой деятельности, обеспечиваются наличием у педагога нормативно-правовой компетентности.

Ведь собственно сутью организационно-управленческой деятельности является воздействие на объект управления и получение обратной связи, и воздействие это должно быть в основе своей стандартизировано. Поскольку речь идет о сфере образования, то стандартизация эта должна основываться на нормативно-правовых актах, так как одной из задач законодательства в сфере образования в РФ является обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование.

Действительно, для реализации педагогического процесса (в частности для обеспечения охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом, разработка совокупности локальных актов образовательного учреждения, определения статуса участников образовательного процесса, разработки должностных инструкций работников образовательных учреждений, определения характеристик квалификационных категорий педагогических работников, определения результативности деятельности работников образования, создания системы государственно-общественного контроля для оценки качества, доступности и эффективности образовательных услуг, расчета фонда стимулирующих выплат и др.) необходимо знание общего и образовательного права, системы законодательства об образовании в Российской Федерации, распределение полномочий на его основе между государственными органами и органами местного самоуправления в сфере образования, а так же перспективы развития законодательства об образовании.

В рамках историко-педагогического анализа отметим, что  само понятие нормативно-правовой компетентности пока слабо изучено. Встречаются работы, где представлено содержание правовой культуры, правовой грамотности и др. педагога или будущего специалиста.

Так, по мнению Г.А. Фирсова [9] в новых условиях функционирования нашего государства задача высшего образования, прежде всего стоит в формировании у студентов вузов правовой культуры для того, чтобы они были достойными гражданами страны, понимали свою роль, возможности и ответственность в обществе; получили необходимые  для их профессиональной деятельности правовые знания и приобрели навыки, позволяющие им самостоятельно понимать действующие законы, юридические нормы, умело разбираться в них и применять в профессиональной деятельности.

Виды профессиональной деятельности

Учебно-воспитательная

Разработка на основе нормативно-правовых актов вариативных образовательных программ

Социально-педагогическая

Оказание консультативной помощи в области социальной защиты детей;Взаимодействие с родителями в области социальной защиты детей

Культурно-просветительская

Научно-методическая

Организационно-управленческая

Трудовые функции

рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников
обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса
организация контроля за результатами обучения и воспитания
организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся
Выполнение функций классного руководителя
ведение школьной и классной документации
участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом
разрабатывать на основе типовых нормативно-правовых актов совокупность локальных актов образовательного учреждения
- анализировать устав и другие локальные нормативно-правовые акты образовательного учреждения в части соблюдения прав граждан на получение образования; правовые, финансово-хозяйственные документы
осуществлять сравнительный анализ правового статуса участников образовательного процесса
- разрабатывать должностные инструкции работников образовательного учреждения
- определять характеристики квалификационных категорий педагогических работников: вторая, первая, высшая
- определять результативность деятельности работников образования на основе критериев: квалификация, компетентность, продуктивность
создавать систему государственно-общественного контроля и на основе нормативно-правовых актов оценивать качество, доступность и эффективность образовательных услуг
- рассчитывать фонда стимулирующих выплат

Схема 1.- Распределение трудовых функций, основанных на НПК по видам педагогической деятельности

По мнению авторов [10, 11], отражающих этапы формирования правового сознания специалиста в целом, «правовая компетентность есть «сложное явление, характеризуемое социальным, специальным, индивидуальным и личностным компонентами. Правовая компетентность выражается в наличии у специалиста не только знаний и умений в области применения отдельных норм права в профессиональной деятельности, но и в повседневной гражданской жизни. Правовая компетентность. является динамической характеристикой, отражающей изменения в овладении им соответствующими компетенциями. Степень правовой компетентности в зависимости от уровня профессионального образования повышается за счет расширения и углубления приобретаемого объема правовых знаний» [10].

По мнению И.В. Безукалдниковой [12] право это прагматическая наука, которая «зубрежкой терминов и статей законов не берется, право живет  в действии в практике его применения», поэтому логика правового образования в наибольшей степени соответствует компетентностному подходу. Здесь же автор определяет правовую компетентность как совокупность способностей и личностно- волевых установок, определяющих для человека возможность и стремление соразмерять свое социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе нормами. В структуре правовой компетентности в [12] выделяются следующие компоненты: когнитивный, деятельностный и мотивационный. Эти компоненты с вою очередь определяют условия формирования правовой компетентности.

С.В. Черникова в [13] правовую компетентность определяет как результат правовой подготовки, которая в свою очередь является неотъемлемой частью профессионализма руководителя образовательного учреждения, которая оказывает существенное влияние на качество и эффективность его управленческо-педагогической деятельности. Утверждается, что правовая компетентность руководителя общеобразовательного учреждения является сложным, динамичным и полиструктурным личностно-профессиональным свойством, эффективно формируемым при условии использования традиционных и инновационных методов и технологий, организованных форм обучения, самообразования и информационной поддержки в вопросах правоотношений в образовательном пространстве.

Для выявления содержания НПК педагога обратимся к понятию трудовых функций и видов педагогической деятельности. Так, Олейникова О.Н. [14] трудовыми функциями называет конкретные функции, которые должны выполняться в данном виде трудовой деятельности. В свою очередь вид трудовой деятельности обеспечивает достижение основной цели области профессиональной деятельности- педагогической в нашем случае. В то время как основная цель кратко описывает область профессиональной деятельности в виде суммарного результата того, что должно быть в ней достигнуто.

Поскольку областью профессиональной деятельности учителя согласно ФГОС ВПО 2005, 2010 гг. является среднее общее (полное) образование, то предположим, что целью профессионально-педагогической деятельности является такое обеспечение образовательного процесса, результатом которого является получение обучающимися среднего общего (полного) образования.

Вернемся к видам деятельности включенным в профессионально-педагогическую деятельность согласно ФГОС ВПО. Она включает в себя учебно- воспитательную; социально-педагогическую; культурно-просветительскую; научно-методическую; организационно-управленческую

Опишем состав видов педагогической деятельности подробнее. В процессе осуществления учебно-воспитательной деятельности педагог сталкивается с вопросами связанными с содержанием обучения, которое должно соответствовать принятым стандартам и обеспечивать гарантируемый государством уровень образования для учащихся; рациональной организации учебно-воспитательного процесса  с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся- для этого необходимо знание санитарных норм  и требования к учебным помещениям, режиму проведения обучающих мероприятий. На протяжении всего процесса обучения педагог простраивает систему контроля и оценки знаний, что позволяет подбирать в дальнейшем наиболее эффективные методы обучения и способы мотивации к учению у обучающихся для максимального достижения требуемого нормативными документами уровня обучения.

Можно констатировать, что большинство трудовых функций, относящихся к организационно-управленческой деятельности, обеспечиваются наличием у педагога нормативно-правовой компетентности.

Действительно, для обеспечения охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом, разработка совокупности локальных актов образовательного учреждения, определения статуса участников образовательного процесса, разработки должностных инструкций работников образовательных учреждений, определения характеристик квалификационных категорий педагогических работников, определения результативности деятельности работников образования, создания системы государственно-общественного контроля для оценки качества, доступности и эффективности образовательных услуг, расчета фонда стимулирующих выплат необходимо знание общего и образовательного права, системы законодательства об образовании в Российской Федерации, распределение полномочий на его основе между государственными органами и органами местного самоуправления в сфере образования, а так же перспективы развития законодательства об образовании.

Таким образом, можно сделать вывод, что одной из составляющих управленческой компетенции является нормативно-правовая компетентность, которая одновременно является и ее основой и которая при выполнении ряда трудовых функций выступает в качестве специальной профессиональной компетентности.

Источники

  1. Селиверстова М.В. Управленческая и профессиональная  компетентность педагога.// По материалам конференции Знаменские чтения», СурГПУ, г. Сургут, 2008 г. http://www.eduhmao.ru/info/1/3760/83684/ дата обращения 12.06.2010
  2. Табакова Е.П. Анализ профессиональной компетентности руководителей ОУ. http://bank.orenipik.ru/Text/t36-293.htm дата обращения 06.06.2010
  3. Борисов Д.А. Особенности оценки персонала продаж в разных корпоративных культурах: Доклад на «круглом столе» Ассоциации управленческих кадров «Олимп» 6 октября 2007 года / Д.А.Борисов – Самара, 2007
    1. Кузнецова О.А. Формирование управленческой компетентности у студентов специальности «Управление качеством»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук 13.00.08/Кузнецова Ольга Александровна-Тольятти, 2007.-23с.
    2. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А.М.Прохоров (пред.). – М.: «Советская энциклопедия», 1981.-1600 с. С илл.
2.     Шепель В.М. "Управленческая психология" Москва, "Экономика", 1984
5.     Кляйнманн М. Ассессмент-Центр / М.Кляйнман – Харьков: изд. «Гуманитарный центр», 2004.
6.     Цлав В. «Заметки о планировании и контроле качества обучения студентов управленческих специальностей в компетентностном подходе», опубликованной в 2008 г. http://www.goodlancer.com/archives/5858 дата обращения 20.06.2010
9.     Фирсов Г.А. Формирование правовой культуры менеджера в процессе профессиональной подготовки. Калининград, ГОУ ВПО РГУ им.И. канта, 21 с., 2005
10. Вольская С.Ф., Зайцев А.А. Проблемы формирования правовой грамотности студентов технического вуза. Вестник МГТУ, том 9, №4, 2006 г., стр. 590-593

11. Юрасюк, Н.В. К вопросу о формировании правовой компетентности современного специалиста / Н.В. Юрасюк // Современные технологии в российской системе образования (май 2008; Пенза): Материалы  VI Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2008.

12. Безукладникова И.В. Правовая компетентность учащихся и условия ее формирования. http://innvik.ucoz.ru/index/0-40 дата обращения 06.10.2010
13.  Черникова С.В. Формирование правовой компетентности в области управления качеством образования. Человек и образование. №3 (20) 2009.Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования. с. 225-229

14. Олейникова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие/О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.Н. Коновалова, Е.В. Сартакова. Изд. 2-е, перераб. И доп.- М.: Альфа-М; ИНФРА_М, 2010.- 256с.: ил.


 

 



Все статьи автора «Нуриахметова Надия»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: