Овчинникова Елена Николаевна
кандидат педагогических наук
Санкт-Петергбургский государственный горный университет
В соответствии с ФГОС высшего профессионального образования целью преподавания курса информатики в вузе является приобретение студентами знаний в области компьютерных и информационных технологий, необходимых для последующего логического перехода к изучению цикла профессиональных дисциплин и применения полученных знаний для решения практических задач.
В Санкт-Петербургском Государственном горном университете программа по учебной дисциплине «Информатика» для студентов первого курса помимо лекционных и лабораторных занятий предусматривает проведение коллоквиума. В зависимости от целевого назначения, коллоквиум может быть организован в виде письменного теста или в форме защиты компьютерной презентации.
Для подготовки к коллоквиуму второго вида студентам необходимо разработать компьютерную презентацию по одной из предложенных преподавателем тем, используя программу MS Power Point. Презентация должна содержать слайды с теоретическими сведениями по выбранной теме (проблеме) и несколько слайдов с тестирующими вопросами по теоретической части.
Предварительная защита компьютерной презентации показывает, что студенты, как правило, формулируют вопросы вполне разнообразные и занимательные. Но почти во всех вопросах присутствует следующий недостаток – применение вопросных слов («какой», «что», «где», «когда» и т.п.), которые содержат двусмысленность, противоречие или неопределенность.
Согласно логико-информационной технологии обучения (ЛИТО), вопрос – это высказывание, в котором выражается требование или просьба дополнить ту информацию, которая уже содержится в самом вопросе. Ответ – это высказывание, содержащее информацию, затребованную в вопросе. Т.е, вопрос – есть часть ответа. Поэтому, насколько корректен (точен) вопрос, настолько будет однозначен и недвусмыслен ответ на него. Не уточненные по целевому назначению и неясные по смыслу вопросные слова и сами вопросы, включающие их, могут привести к неадекватному ответу [1, 2].
В связи с чем, согласно требованиям адекватности диалога в контексте ЛИТО, студентам рекомендуется доработать свои вопросы с целью замены вопросных слов на соответствующее требование или просьбу. Например, вопросное слово «когда» в вопросе «Когда был изобретен ламповый триггер?» можно уточнить следующим образом: «Укажите год изобретения лампового триггера».
Кроме того, на лабораторных занятиях, предшествующих коллоквиуму, в учебных группах проводится совместное обсуждение, в результате которого постепенно формируются ясные, точные, информационно-содержательные, иными словами, корректные вопросы, на которые вправе ожидать однозначные и недвусмысленные (адекватные) ответы. Следует заметить, что абсолютно все студенты работают над тестовыми вопросами очень активно и увлеченно. Подчеркнем, что при этом происходит вырабатывание компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической и общеучебной деятельности.
Важно также отметить, что вопросы, сформированные студентами в ходе подготовки к коллоквиуму, применяются ими на последующих лабораторных занятиях, в частности, при разработке компьютерных тестов в среде программирования Visual BASIC.
Таким образом, реализация логико-информационной технологии обучения в вузе при изучении учебной дисциплины «Информатика» способствует формированию учебно-познавательных и информационных компетенций студентов, что в свою очередь содействует развитию компетентностного подхода в системе профессионального образования.
Литература
1. Федоров Б.И. Алгоритмы обучения. – СПб: Изд-во «Просвещение», 2004. – 181 с.
2. Федоров Б.И., Зубань Е.Н. и др. Элементы логической культуры. – СПб: Изд-во «Иван Федоров», 2001. – 152 с.