Имидж помогает индивидууму реализовать собственное «я» в конкретной области и сфере деятельности, что позволяет максимально эффективно раскрыть свои индивидуальные способности и весь потенциал. Поэтому имидж всегда остается актуальным, нужным в конкретный момент времени, «здесь и сейчас». Ориентируя человека на уникальные индивидуальные и профессиональные ценности, цели, ориентиры, мотивацию, смысл жизни, имидж способен оказывать влияние на сознание, деятельность, поступки отдельных людей и, даже, целых групп влияния. В современных условиях имидж становится основой для доверия специалиста.
Один из выдающихся специалистов в области имиджологии В.М Шепель, исследуя проблему формирования имиджа, выделил три группы качеств, способствующие успешному формированию позитивного профессионального имиджа современного имиджа.
Так в первую группу включены такие качества, как коммуникабельности, т.е. способность человека легко устанавливать контакты с другими людьми; способность сопереживать; способность понять другого человека, красноречивость. Ели подытожить выше перечисленные качества, то можно обозначить одним общим понятием – умение нравится другим людям.
Во вторую группу вошли качества, характеризующие личность с точки зрения образования и воспитания. Моральные ценности, психологическое здоровье, умение прогнозировать и ликвидировать конфликтные ситуации, умение работать в критических и стрессовых ситуациях.
И наконец, третья группа связана с жизненным и профессиональным опытом личности и интуицией.
Жестокие условия конкуренции российской экономики обязывает имиджу соответствовать требованиям времени и общества. При работе над имиджем существуют специфические стратегии, методики, техники, испытанные временем, поэтому их можно считать результативными и эффективными.
В зависимости от поставленных целей, можно использовать следующие стратегии:
- стратегия универсального имиджа, формируемая на базе социальных стереотипов и коллективных образов;
- стратегия целевого имиджа, который ориентируется на конкретную имиджевую аудиторию;
- стратегия креативного взрыва, которая отбрасывает все стереотипы.
Внешний вид специалиста представляется одной из структурных частей имиджа. Имидж социального субъекта и объекта складывается из множества универсальных единиц, отображающих расовую, возрастную, половую, профессиональную, социальную и даже лингвистическую принадлежность, что в совокупности определяют имиджевую карту объекта.
Форма и содержание имиджа личности представляют собой единство сторон имиджевого образа, в которой основную роль играет содержание.
Психологи также выделяют и такие важные и необходимые качества индивидуума для создания эффективного профессионального имиджа, а именно:
- психофизические – настойчивость, инициативность, высокая деловая активность;
- психологические – креативность, уровень интеллектуального развития, склонность к аналитическому складу ума;
- социально-психологические – независимость, самостоятельность, решительность, а также уверенность индивидуума.
Основными проблемами в формировании и становлении имиджа успешного российского специалиста есть знания в сфере своей квалификации, своей специализации, профессионализма и опыта.
Специалист, желающего достичь высоких результатов, должен ориентироваться на потребности и интересы той социальной группы, мнение которой является важным и приоритетным для формирования его имиджа и его социальные характеристики. Наше время определяет эти требования автоматически.
Современный специалист должен непрерывно «держать руку на пульсе», учитывать новые тенденции и изменения, а также уметь анализировать и прогнозировать интересы и потребности целевой аудитории завтрашнего дня.
Для формирования эффективного и позитивного профессионального имиджа современного российского делового человека необходимо не только достижение успешной карьеры. Работа над имиджем должна продолжаться непрерывно всю жизнь и не останавливаться даже тогда, когда есть определенные успехи в профессии для саморазвития и самосовершенствования собственного «я».
Библиографический список
- http://www.hr-portal.ru/article/imidzh-professionala
- Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям, М.: Народобразование 2002 г.
- Доклад Е.А. Петрова «Имидж специалиста – имидж организации – имидж профессионального образования в России» – зав.кафедрой социальной психологии Российского государственного социального университета, доктор психологических наук,профессор, президент Академии имиджелогии
- http://imageology.ru
- http://www.referats.pro/ethics/338-imidzh-sovremennogo-specialista.html