О.Л. ДЗЮБЕНКО, В.А. МАСЛОВ, А.Ю. МОЖЕВИН
Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж)
Высшее военно-учебное заведение осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, руководствуется приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, приказами и указаниями начальников, которым они подчинены, Руководством по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, рекомендациями Главного управления кадров Министерства обороны и своим уставом [1].
Учебная деятельность в военном авиационном инженерном вузе имеет существенные отличительные черты по сравнению с профессиональной подготовкой гражданской молодежи, которые заключаются в следующем:
это обучение не только отдельной личности, но и воинского коллектива, подразделения, подготовка его к совместной, коллективной деятельности по наземному обеспечению авиации;
военное обучение имеет практическую боевую направленность. В нем ценность составляет только то, что дает возможность обеспечить превосходство над противником в бою, победить его;
боевая подготовка характеризуется особым соотношением учебной и боевой деятельности, неопределенностью временного интервала между приобретением боевых навыков и умений и их практическим применением в боевой обстановке. Эта черта требует формирования особенно прочных элементов боевого мастерства, рассчитанных на сохранение их в течение длительного времени;
обучение осуществляется в условиях поддержания боевой готовности подразделений и военного авиационного инженерного вуза, что является одной из главных задач воинской деятельности [2].
Педагогическая концепция и соответствующая ей система обучения (воспитания) особую роль всегда отводит приоритетным педагогическим принципам. И каким бы аспектом организации и проектирования педагогического процесса мы не занимались, базовым был и остается принцип системности.
Принцип системности, как считает В.И. Андреев [3], применительно к разработке педагогической концепции и соответствующей ей педагогической системы, может быть применен как:
системно-структурный целевой;
системно-функциональный,
системно-кластерный.
При этом следует иметь ввиду, что и само понятие «системный» («системности») имеет разные толкования. Но, наиболее удачным, на наш взгляд, является определение: «системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретает характер взаимодействия компонентов на получение фокусируемого полезного результата».
Г.М. Моргунов в контексте идей системного подхода актуализирует внимание к следующим аспектам этой проблемы: «С учетом фундаментальных принципов системного подхода и современныхтребованийк жизнедеятельностиинженераопределенаглобальнаяцельвподготовкевыпускникавысшейтехническойшколы. Этацельтрактуетсяследующимобразом: обеспечениеусловийдлястановленияспециалистакакгуманной, высокообразованной, внутреннесвободнойитворческойличности, осуществляющейпродуктивнуюинженернуюдеятельность, главнымобразомвпрофессиональнойпредметнойобласти объектовисистемдляудовлетворенияиндивидуальныхисоциальныхпотребностей, сповышеннымикачествамиипозитивнойадаптациикизменениямвнешних воздействийисобственныхустремлений» [4].
Принцип системности предполагает, что знания и умения будут неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал будет усвоен на трех уровнях: уровне отражения, понимания и усвоения. На первом уровне у курсанта должно сложиться общее представление о предмете, на втором он должен овладеть теоретическими знаниями о предмете, а на третьем — практическими умениями, которые достигаются в результате упражнений и тренировок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации Приказ Министра обороны Российской Федерации № 80 от 12 марта 2003 г. М.: Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 апреля 2003 г. Регистрационный № 4388.
2. Неижмак В.В. Формирование профессиональной компетентности выпускника высшего военного учебного заведения: Дис. канд. пед. наук. М.: 2005.
3. АндреевВ.И. Педагогикавысшей школыинновационно - прогностическийкурс.Казань, 2005. 356 с.
4. МоргуновГ.М. Социосинергетикаиобразование. М.: Высшая школа, 2005. С. 124-125.