Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как Я, противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Субъективно переживание собственного Я выражается прежде всего в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. Я сегодня, при всех возможных изменениях моего будущего положения, в любых новых и неожиданных ситуациях, при любых перестройках моей жизни, моего сознания, взглядов и установок, – это Я того же самого человека, какой существовал вчера и каким он будет, вступив в завтрашний день. Один из симптомов некоторых психических заболеваний состоит в утрате человеком тождественности с самим собой, потере собственного Я.
Переживание наличие своего Я является результатом длительности процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначается как «открытия Я».
В подростковом и юношеском возрасте, в результате активного включения в общественную жизнь и трудовую деятельность формируется развернутая система социально-нравственных самооценок, завершается развитие самосознания и в основном складывается образ Я.
Студенческий возраст (18-25 лет) является начальным звеном в цепи зрелых возрастов. Студент в переводе с латинского означает «усердно работающий, жаждущий знаний». Проблеме студенчества, как особой социально-психологической и возрастной категории, посвящены работы Б.Г. Ананьева, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, В.А. Сластенина, Л.Б. Шнейдер, В.А. Акунина и других исследователей /1/.
Ведущим видом деятельности студента является учебно-профессиональная деятельность. Поэтому профессиональное самосознание студента – это осознание себя как студента учебно-профессиональной и будущей профессионально-производственной деятельности.
Основным (интегральными) компонентом профессионального самосознания студента являются такое сложное личностное образование, как «Я-образ» /2/.
Психологическая готовность студентов к предстоящей профессиональной деятельности – это относительно устойчивое состояние, проявляющееся в активно-положительном отношении к профессии, в мотивационной готовности, и в сформированности профессионального самосознания. Для понимания сущности психологической готовности студента к будущей профессиональной деятельности важно знать содержание мотивации, образа Я личности студента и их роли в формировании успешной профессиональной деятельности /3/.
Процесс личностного развития в студенческом возрасте определяется внутренней субъектной активностью, которая связана с основной задачей развития в юношеском возрасте – самоидентификацией /4/.
Образ «Я» — это представление человека о себе самом. Оно не всегда выражено словами, чаще — это что-то вроде внутренней картинки. В ней присутствуют зрительные, телесные и звуковые образы, чувства, отдельные фразы. Человек вообще редко думает о себе словами. Он себя представляет, ощущает, переживает.
Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Конкретные способы самовосприятия, ведущие к формированию образа Я могут быть самыми разнообразными. Описывая самого себя человек прибегает обычно к помощи прилагательных: “надежный“, “общительный”, “сильный”, “красивый” и т.д., которые, по сути, являются абстрактными характеристиками, которые никак не связаны с конкретным событием, тем самым человек в словах пытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия. Эти характеристики: атрибутивные, ролевые, статусные, психологические и т.п. можно перечислять до бесконечности. Все они составляют иерархию по значимости элементов самоописания, которая может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания - это способ охарактеризовать себя, неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт. Извечный вопрос о том, может ли человек познать самого себя, насколько объективна его самооценка, об истинности образа Я правомерен относительно его когнитивного компонента, причем и здесь нужно учитывать, что всякая установка - не отражение объекта самого по себе, а систематизация прошлого опыта взаимодействия субъекта с объектом. Поэтому знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий /5/.
В образ Я встраивается отношение к самому себе: человек может относится к самому себе фактически также, как относится к другому, уважая себя или презирая себя, любя и ненавидя и даже не понимая себя, – в самом себе индивид своими действиями, и поступками представлен как в другом. Образ Я тем самым вписывается в структуру личности. Он вступает как установка по отношению к себе самому /6/.
Успешному становлению в профессиональной деятельности будет соответствовать установочная модель Образа Я, включающая следующие компоненты:
1 Когнитивный компонент, когда человек с помощью мышления определяет образ себя, своих индивидуальных и профессиональных качеств, способностей, социальной значимости и выстраивает отношение к самому себе, принимающему соответствующие решения в деятельности. Человек получает информацию о своих эмоциях, установках, убеждениях из восприятия своих внутренних состояний; наблюдения своего поведения, результативности и успешности своей деятельности. Личность может сознательно изменить свои первоначальные установки.
2 Эмоциональный компонент, или оценочная составляющая – это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Аффективная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая воспринимается человеком с определенным отношением. Человек усваивает оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его Я-концепции. Данные конкретных исследований убеждают нас в том, что мотивационные и установочные структуры являются для человека значимыми, как в личностном, так и в профессиональном становлении.
3 Поведенческий компонент это непосредственное выражение мотивов и установки в профессиональном поведении, которое модифицируется, одобряется или сдерживается в силу его социальной профессиональной неприемлемости. Способы регуляции профессионального поведения отличаются друг от друга не только по степени интериоризации поведения, способов успешного достижения результатов деятельности, но и потому, с чем именно они соотносятся Выделение и анализ составляющих компонентов расширяет представление о профессиональном самосознании специалиста /3, с.104/.
Образ Я – предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его Я, а множество сменяющих друг друга Я-образов, попеременно то вступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. Я – образ – не статическое, а динамическое образование личности индивида.
Я-образ может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как реальное Я, но, вероятно правильнее было бы его назвать сиюминутным, или текущим Я субъектом.
Я-образ-это вместе с тем и идеальное Я субъекта – то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. Идеальное Я выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности. Выявляя характер и действенность этого ориентира, педагог получает возможность существенно влиять на воспитание. При этом важно знать, на какой идеал как образец для построения своей жизни ориентируется молодой человек, так как социальная ценность этих образцов весьма различается, а их мотивирующее значение весьма далеко.
Как отмечает в своем исследовании Воронкина Л.Б., в структуру обобщенного образа-Я студента входят не только знание своего внешнего облика, знание о своих различных качествах, способностях, характере, но и представление о тех свойствах личности, которые являются профессионально важными.
В образ-Я студента включаются знания о своих интересах, склонностях, способностях и возможностях (т.е. о своей профессиональной направленности). Я-образ студента включает следующие формы:
- Я-идеальное (идеальное представление о самом себе);
- Я-нормативное (представление о своём соответствии определенным требованиям);
- Я-реальное (представление о наличных качествах и свойствах) /7/.
Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступает как установка по отношению к самому себе и результатам своей профессиональной деятельности. Подготовка к профессиональной деятельности создает условия формирования мотивов и динамической системы представлений человека о самом себе.
Образ Я выполняет по существу, тройную функцию; способствует достижению внутренней согласованности личности; определяет характерные особенности интерпретаций приобретенного опыта; является источником ожиданий относительно самого себя в профессиональной деятельности и осуществляет регуляцию социального поведения личности. У человека существует устойчивая тенденция строить на основе представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию собственного, в том числе, профессионального опыта.
Образ Я представляет некое выражение смысла своего Я, комплекс ценностей. Профессионализм личности отражает деловые качества, профессиональную готовность, профессиональные мотивы и способности, профессиональное творчество и профессиональное мышление. Взаимодействие профессионализма деятельности с другими компонентами профессионального Я строится с опорой на структуру деятельности.
На основе сопоставления образа-Профессии с образом-Я у студента формируется профессиональный образ-Я и складывается осознание своей тождественности с избранной профессией, формируется положительное отношение к себе как субъекту настоящей учебно-профессиональной деятельности и будущей профессионально-производственной деятельности.
Проведенный анализ позволяет нам процесс формирования у студентов профессиональной идентичности графически выстроить следующим образом (Рис. 1).
Можно выделить три основных этапа формирования у студентов профессиональной идентичности.
Рис. 1 – Процесс формирования у студентов
профессиональной идентичности
Первый этап (1 курс) – это период осмысления профессиональной идентичности, когда на основе вхождения в новую социальную и профессиональную среду внешняя студенческая идентичность переходит во внутренне принятую, осознанную, эмоционально окрашенную характеристику. Это нестабильный этап, связанный с адаптацией к новой социальной роли студента. Суть его заключается в становлении студенческой идентификации («Я-студент») и предвосхищении будущей профессиональной идентичности. Этот этап можно назвать адаптационным.
Второй этап (2-3 курсы) — это период, когда на основе осознания требований новой социально-профессиональной роли и собственных способностей и возможностей происходит осознание достижений, которые сделаны благодаря собственным усилиям. В этот период конструктивные схемы саморазвития находятся в достаточно стабильном состоянии, поскольку студент начинает получать удовлетворение от восприятия себя как субъекта будущей профессиональной деятельности («Я-будущий специалист»). Этот этап можно назвать стабилизационным.
Третий этап (4-5 курсы) – период, когда на основе осознания спектра ролей, усвоенных в ходе профессионализации, происходит формирование новых целей и перспектив. Это второй нестабильный период, суть которого заключается в переосмыслении и уточнении различных вариантов профессионально-творческого саморазвития, трудоустройства и построения профессиональной карьеры («Я-и моя профессия и карьера»). Этот период условно можно назвать уточняющим.
По данным исследований Гарбузовой Г.В. этапы формирования у студентов профессиональной идентичности графически можно представить следующим образом (Рис.2).
Как видно из рисунка, этапы формирования у студентов профессиональной идентичности не существует изолированно, они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены
В эмпирическом исследовании, целью которого являлось изучение «Образа Я» студента, принимали участие студенты всех курсов естественно-географического факультета Северо-Казахстанского государственного университета им. М.Козыбаева, в количестве 168 человек, из которых 146 девушки и 22 юноши.
Рис. 2 – Этапы процесса формирования у студентов
профессиональной идентичности
Данный объект для исследования – студент – был выбран неслучайно, так как ведущим видом деятельности студента является учебно-профессиональная деятельность, где он осознает себя субъектом учебно-профессиональной и будущей профессионально-производственной деятельности. Основным (интегральным) компонентом профессионального самосознания студента является такое сложное личностное образование как «Образ-Я».
Для решения поставленных в начале исследования задач на первом этапе эмпирического исследования нами применялся психодиагностический метод. Этот метод позволяет собрать информацию о тех или иных психологических особенностях и проявлениях личности испытуемых. В рамках данного метода нами применялась психодиагностическая методика Т.Лири, направленная на диагностику межличностных отношений.
В процессе проведения исследования с помощью методики диагностики межличностных отношений Т.Лири нами были выявлены следующие показатели. Среди реальных представлений о себе наиболее высокий средний балл по октанте VI (зависимый) – 7,2; а наименьший средний балл по октанте VII (дружелюбный) – 4,2. Среди представлений об идеальном человеке – Я идеальное, наибольший средний балл по октанте IV (подозрительный) – 6,5; а наименьший по VII октанте (дружелюбный) – 3,9. Данные о средних значениях октант Я-реального и Я-идеального представлены на рис. 3.
Анализируя полученные результаты можно сделать вывод о том, что наивысший средний балл по октанте зависимости лежит в пределах умеренной степени выраженности данного отношения к себе. Следовательно, можно сказать, что такой показатель свидетельствует об адаптивном поведении. Лица с преобладанием показателей VI октанта обнаруживают высокую тревожность, повышенную чувствительность к средовым воздействиям, тенденцию к выраженной зависимости мотивационной направленности от складывающихся со значимыми другими отношений, собственного мнения – от мнения окружающих. Потребность в привязанности и теплых отношениях является ведущей. Неуверенность в себе тесно связана с неустойчивой самооценкой. Повышенная мнительность, чувствительность к невниманию и грубости окружающих, не всегда явная для окружающих избыточная самокритичность, опасения неуспеха как основа мотивационной направленности формируют канву конформного поведения. В таком случае мы говорим о том, что студенты нашей выборки представляют самих себя как конформных, мягких людей, ожидающих помощи и советов, доверчивых, склонных к восхищению окружающими, вежливыми.
Рис. 3 – Средние значения октантов Я-реального, Я-идеального
Можно объяснить высокий балл именно по этой шкале тем, что во время учебного процесса студенты постоянно находятся в зависимости от преподавателя. Ведь большая доля получаемых студентами знаний, умений и навыков передается преподавателем, и лишь небольшую часть знаний студенты добывают самостоятельно в процессе учебы. Именно от преподавателя студенты ожидают помощи и советов в самом процессе добычи знаний.
Наименьшее среднее значение у Я-реального по октанте дружелюбия свидетелсьтвует о склонности студентов к сотрудничеству, кооперации, стремлению быть согласным с мнением окружающих, сознательной конформности, следованию условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми; общительнсоти, проявлению теплоты и дружелюбия в отношениях. Низкий балл именно по этой шкале свидетельствует о наименьшей выраженности дружелюбия в представлениях студентов о самих себе.
Среди представлений студентов об идеальном человеке доминирует шкала недоверчивости-скептичности, следовательно, студенты считают, что им необходимо больше проявлять такие личностные характеристики, как обособленность, замкнутость, критический настрой к любым мнениям кроме собственного, подозрительность, сверхчувствительность к критическим замечаниям в свой адрес, неконформностъ суждений и поступков, системное мышление, опирающееся на конкретный опыт, практичность, реалистичность, склонность к иронии.
Наименьший же средний балл Я-идеального наблюдается по октанте дружелюбия, что повторяет ситуацию Я-реального.
Согласно литературным данным в норме обычно не наблюдаются слишком выраженные расхождения между “Я” реальным и идеальным. Умеренное (неконфликтное) расхождение или, скорее, неполное совпадение должно рассматриваться как необходимое условие для дальнейшего роста личности, самосовершенствования /8/. В нашей выборке студентов значения октант Я-идеального в основном не превышают значения Я–реального, исключения составляют октанты властный-лидирующий и зависимый-послушный. Возможно сделать вывод о том, что образ Я студентов адекватен.
По мнению Л.Н. Собчик, интерпретация данных методики Лири в основном должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими, и в меньшей степени – на абсолютные величины. Приведенные ниже формулы, по мнению Т.Лири, позволяют вычислить индекс доминантности (вектор V):
V = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI),
и индекс доброжелательности (вектор G):
G = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI).
Результат, отклоняющийся от 1.0 как в сторону (+), так и (-) выявляет преобладающие тенденции /8/.
Исходя из полученных данных по каждой октанте, вычисляем индексы доминирования и доброжелательности у Я-реального и Я-идеального.
Индекс доминирования у Я-реального равен 5,73, у Я-идеального – 7,27. Это означает, что студенты стремятся к более высокому уровню уверенности в себе, упорства, настойчивости, ориентации на себя, склонности к соперничеству.
Индекс дружелюбия у Я-реального равен 4,99, а Я-идеального – 3,79, то есть наблюдается стремление студентов снизить свои склонности к сотрудничеству, кооперации, гибкость и компромиссность при решении проблем, несмотря на то, что показатели по шкале дружелюбия как в реальных, так и в идеальных представлениях является наименьшим.
Глобальные перемены, происходящие сегодня в Казахстане, ведут к перестройке психологии человека (в том числе и молодого), его взглядов, убеждений, привычек, представлений о себе и об идеальном человеке. Периодом возникновения сознательного «Я», как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст.
В период ранней юности в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе, «Образа Я».
Период студенчества связан не только с коренной перестройкой деятельности и отношений человека, но и его интересов и общей направленности, т.е. перестройкой отношений к себе.
Литература
1 Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М: Высшая школа, 1989.- С. 78-112.
2 Гарбузова Г.В. Эмпирические критерии формирования профессиональной идентичности студентов // Управление общественными и экономическими системами 2007 № 1. – С. 68-79
3 Конюхова Е. Т. Я-концепция в формировании мотивов и установок студентов // Технолого-экономическое образование в XXI веке Международная научно-практическая конференция. 24 – 25 сентября 2003 г. в г. Новокузнецке. – С. 121-145.
4 Воронкина Л. Б. Роль представлений «Я-студент» в развитии личности // Молодая наука – 2004. Материалы межвузовской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов.- Часть 3 – Пятигорск: ПГЛУ, 2004. – С. 181- 183
5 Воронкина Л. Б. Становление самосознания в юности как источник формирования Я – концепции // Симпозиум 11.Материалы 4 международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» 21-24 сентября 2004 года.- Пятигорск: ПГЛУ, 2004.- С. 42-44.
6 Горемыкина Л. Б. Проблема самоопределения личности в юношеском возрасте // Университетские чтения – 2004: Материалы научно- методических чтений ПГЛУ.- Часть2. – Пятигорск: ПГЛУ, 2004. – С. 156-158.
7 Воронкина Л. Б. Развитие личности студента в условиях развивающей среды// Университетские чтения – 2006: Материалы научно- методических чтений ПГЛУ.- Часть 7. – Пятигорск: ПГЛУ, 2006. – С. 153-158.
8 Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений – СПб.: Речь, 2002. – 95с.