ФЕДЯЕВА М.В. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СОВРЕМЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ


ФЕДЯЕВА М.В. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СОВРЕМЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/06/702 (дата обращения: 31.10.2023).

    Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.
Однако в настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология. Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество то как единственно возможную основу человеческого бытия, то как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то – как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил [1].

    Для одних одиночество – результат осознания человеком оторванности и конечности его существования, сопровождающееся отчаянием и потерей надежды, для других – активное творческое состояние, благоприятная возможность для общения с самим собой и источник силы.

    Однако общим в различных психологических и философских подходах является понимание одиночества как состояния человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей. Отчужденность человека от других людей может быть следствием и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком своих социальных контактов как неудовлетворительных[2,3].

Проблема одиночества была актуальной на протяжении всей истории человечества. Сейчас она еще более актуальна. Современная ситуация в обществе характеризуется значительными структурными и динамическими изменениями в социальной, экономической и политической жизни. Дальнейшее расслоение общества, переход к рыночной экономике приводят к повышению напряженности в социальных отношениях и способствуют социальной разобщенности людей.

В наибольшей мере изменения, происходящие в обществе, затрагивают пожилых людей и подростков как наименее социально защищенные группы, но особенно трудно приходится подросткам. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. Возникновение самосознания – результат осознания подростком заметных изменений в своём внешнем облике и как следствие возникновение острого интереса к самому себе. Резкая дисгармония физического и психического облика проецируется на окружающий мир, который начинает казаться конфликтным и напряжённым. Подросток легко идеализирует окружающих людей и так же легко в них разочаровывается, ему свойственны острые нравственные переживания, мировоззренческие искания[4].

С целью изучения особенностей понимания термина «одиночества» подростками, нами проведено анкетирование учащихся. Им было предложено составить портрет одинокого сверстника. Получились следующие результаты: замкнутый, погруженный в себя, мало общающийся, не любящий шумные компании (26%). Еще часть учащихся (20%) описывала одинокого сверстника как грустного, печального, несчастного и обиженного. Достаточно часто в ответах учащихся встречалось описание одинокого подростка как тихого, незаметного, домоседа, не умеющего общаться, заводить знакомства. Некоторые ребята также (13%) полагают, что одинокий человек – это тот, у кого нет друзей, которого никто не любит и от которого все отвернулись. Выявилось, что 16,7% подростков затруднились ответить на поставленный перед ними вопрос. В анкетах встречались и такие варианты, как неудачник, нервный, не такой как все, романтик, глупый, а также «похожий на меня». Необходимо отметить, что данные подростками описания во многом совпадают с характеристиками, выделенными в научной литературе по проблеме одиночества. Правда, подростки не употребляли таких слов, как депрессия, повышенная тревожность, самоуничижение и пассивность.

Для изучения уровня состояния переживания одиночества подростками, нами применилась методика «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона.
В эмпирическом исследовании принимало участие 80 респондентов – детей подросткового возраста (13-14 лет), которые являются учащимися 8-х классов.

Результаты обобщены и отражены нами в Рисунке 1.


Рисунок 1. Результаты диагностики уровня субъективного ощущения одиночества у подростков, (n=80)

Как видно из Рисунка 1 из всей выборки учащихся высокий уровень переживания ощущения одиночества проявился у 2,5% (2 человека). Для таких подростков характерно чувство, что их никто не понимает, не с кем поговорить, они не способны раскрепощаться и общаться с теми, кто их окружает.

Средний уровень переживания состояния одиночества характерен для 16,25% (13 человека). Этим подростком свойственна нехватка общения, их межличностные отношения с окружающими носят поверхностный характер, они тоскуют по компании. Большинство учащихся выборки имеют низкий уровень переживания состояния одиночества, он характерен для 81,25% (65 человека). Эти подростки отличаются умением находить новых друзей, раскованно себя чувствуют с окружающими их людьми и легко идут на контакт.
Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. Возникновение самосознания – результат осознания подростком заметных изменений в своём внешнем облике и как следствие возникновение острого интереса к самому себе. Резкая дисгармония физического и психического облика проецируется на окружающий мир, который начинает казаться конфликтным и напряжённым. Подросток легко идеализирует окружающих людей и так же легко в них разочаровывается, ему свойственны острые нравственные переживания, мировоззренческие искания. Подростки стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности. Осознание состояния одиночества связано с актуализацией расширяющихся социальных потребностей, присущих подростковому возрасту. Среди них потребности в установлении значимых межличностных отношений; потребности в расширении дружеских отношений, в знакомстве с людьми различных социальных ориентации и социального опыта; потребности в причастности, признании и с различным социальным опытом, желании быть принятым различными социальными группами. Другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и “переварить” происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию. Тем не менее, по мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (А.В. Мудрик, Дж.Р. Олди и др.), резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит тревожным сигналом и показателем его негативных взаимоотношений со сверстниками, а возможно, и деструктивных изменений во внутреннем мире.

Следует выделить ряд личностных, социальных и ситуативных факторов, способствующих закреплению тенденции самоустранения и возникновению чувства одиночества. Причем приоритет отдается личностным факторам, таким, как низкая самооценка, застенчивость, излишняя самокритичность, негативное самовосприятие и коммуникативная некомпетентность, а также некоторые характерологические особенности, например эгоизм, агрессивность. К социальным факторам исследователи относят социальное отторжение, то есть неприятие подростка группой сверстников, и отсутствие “своего” круга общения. Последнее может быть связано с переездом на новое место жительства, сменой школы, потерей близкого друга и тому подобное.

Таким образом, проведенное нами эмпирическое исследование позволило выявить особенности переживания состояния одиночества у подростков. Результаты эмпирического исследования могут быть использованы педагогами-психологами образовательных учреждений для организации психологического сопровождения детей подросткового возраста.

Литература:

  1. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989. – 223 с.
  2. Долгинова, О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена/ О.Б. Долгинова // Прикладная психология, – №4. – 2000. – С. 27-31.
    1. Франкл В. Человек в поисках смысла. – СПб.: Ювента, – 1997. – 320с.
    2. Регуш А.А. Психология современного подростка. СПб.: – 2005. – 515с.


Все статьи автора «Наталья Волчкова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: