ВОЛЧКОВА Н.И. ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ


ВОЛЧКОВА Н.И. ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/06/705 (дата обращения: 27.10.2023).

В подростковом периоде особенно велика потребность в дружеских отношениях, которые предполагают стремление к полному пониманию и принятию другого, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками, а позднее и со значимыми взрослыми. При этом эмпатия в большинстве исследований рассматривается как условие, необходимое для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия. Широкий интерес к изучению проблемы эмпатии, и в частности эмпатии подростков, неугасающий в течение многих десятилетий продиктован огромной важностью этого механизма в развитии личности и нравственных чувств человека, общении. Развитие эмпатии особенно важно в период подростничества, когда интенсивно развиваются нравственные ценности, жизненные перспективы, новые взгляды на жизнь и на отношения между людьми. Противоречие в том, что подростковый возраст является сензитивным для формирования эмпатии, однако, для подростков характерна и эмоциональная неустойчивость, что осложняет результативность данного процесса.

В разное время к вопросу об особенностях эмпатии в онтогенезе обращались такие ученые как М. Хоффман, Т.П. Гаврилова, И.М. Юсупов, Ф.Е. Василюк, М.В.Осорина и др. [1-4].

По мнению многих авторов, эмпатия – личностное свойство, которое имеет социальную природу и как любое социально обусловленное свойство поддается целенаправленному формированию. А так же понятия, предложенного Юсуповым И.М., согласно которому эмпатия – целостный феномен, связующий между собой сознательную и подсознательную инстанции психики, цель которого – «проникновение» во внутренний мир другого человека или антропоморфизированного объекта
[3, с.21]. Феномен эмпатии имеет социально – психологическое происхождение и многоуровневую структуру с психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими уровнями и предстает в ипостасях процесса, свойства и состояния. Одним из составляющих процессов эмпатии является эмпатийное понимание, имеющее свою специфику. Эмпатийное понимание в психологии рассматривается как продукт социализации личности и формируется во взаимодействии аффективных, когнитивных и действенных компонентов [5].

Актуальность исследования социально-психологические явления в обществе вызывают рост кризисных процессов в подростковой среде, обусловливают проявление деструктивных форм личностного развития и искаженного ценностного отношения к себе и к окружающему миру. Подросток находится как бы в промежуточном, пограничном положении между различными социальными и возрастными группами, что накладывает определенный отпечаток на психику подростка и может выражаться в повышенной тревожности, неконтактности в общении, агрессивности, эгоцентричности, а также проявляться в реакциях эмансипации, компенсации, группирования со сверстниками и т.д.

С целью проведения эмпирического исследования направленного на выявление особенностей эмпатии в подростковм возрасте, нами была сформирована выборка из 96 человек, учащихся 9 классов, из них 53 юноши и 43 девушки.

Исследование уровня эмпатийных тенденций производилось посредством методики И.М. Юсупова. Данная методика выбрана потому, что предназначена для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.

Результаты исследования уровня эмпатии у подростков обобщены и представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Выраженность уровней эмпатии в выборке испытуемых, (n=96)

Из рисунка 1 следует, что высокий уровень эмпатийности выявлен у 27% (26 человек) испытуемых. Высокая эмпатийность в данной методике характеризуется как чувствительность к нуждам и проблемам окружающих, великодушность, склонность многое им прощать. Учитывая, что эмпатия предполагает внутреннюю дискуссию с самим собой, способность сообщать о собственных переживаниях, как психическое личностное образование, достигнув своей выраженности в период пубертата, является в дальнейшем стимулятором просоциального поведения и альтруизма. Выявленные подростки с неподдельным интересом относятся к людям. Им нравиться «читать» лица и «заглядывать» в будущее, они эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты с окружающими и находят общий язык. Они стараются не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносят критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитают проводить время с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаются в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести их из равновесия. Более того, в специфическом человеческом общении роль того, насколько человек может представить себя на месте другого, дает информацию одновременно о состоянии другого и о самом себе.

Так же нами в выборке испытуемых были выявлены 47% (45 человек) подростков со средним уровнем эмпатийности, для них не характерна и не свойственна особая чувствительность. Такие подростки в межличностных отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении такие испытуемые внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряют терпение. Они предпочитают деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следят за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что поступки других оказываются для неожиданными. У них нет раскованности чувств, и это мешает полноценному восприятию людей.

Низкий уровень эмпатийности диагностирован у испытуемых 26% (25 человек) из всей выборке. Для таких подростков свойственно испытывать затруднения в установлении контактов с людьми, они неуютно чувствуют себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся подросткам с низким уровнем эмпатийности непонятными и лишенными смысла. Они отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Такие испытуемые являются сторонниками точных формулировок и рациональных решений. Как правило, у таких подростков мало друзей, а из тех, кто есть, они ценят больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Подростки чувствуют свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют их вниманием.

    Результаты эмпирического исследования могут быть использованы педагогами-психологами образовательных учреждений для организации психологического сопровождения детей подросткового возраста.

Литература:

  1. Хоффман М. Эмпатия и ее формирование в онтогенезе.// Вопросы психологии. – 1998. – №3. – С.17-25.
  2. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии.// Вопросы психологии. – 1995. – №2. – С.147-158.
  3. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.
  4. Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии. – 2007. – №2. – С. 3-14.
  5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Просвещение, 1976. – 276 с.




Все статьи автора «Наталья Волчкова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: