С целью изучения качественного содержания и своеобразия переживания одиночества старшими подростками в данном исследовании мы применили проективную методику «Автопортрет»[1].
Среди выявленных симптомокомплексов испытуемых следует отметить доминирующие, к которым были отнесены: эмоциональная холодность, тревожность, чувство незащищенности, чувство неполноценности, недоверие к себе, трудности общения, враждебность и импульсивность. Нами был сформулирован рейтинг доминирующих симптомокомплексов старших подростков мальчиков и девочек [Таблица 1].
Таблица 1.
Рейтинг доминирующих симптомокомплексов старших подростков.
Группа 1 |
Рейтинг |
Группа 2 |
Эмоциональная холодность |
1 |
Тревожность |
Импульсивность |
2 |
Трудности общения |
Недоверие к себе |
3 |
Чувство неполноценности |
По полученным данным, отображенным в Таблице 1 следует, что у 18% (7) испытуемых группы мальчиков доминирует эмоциональная холодность, а у 47% (33) испытуемых группы девочек - тревожность. Результаты по эмоциональной холодности испытуемых старших подростков мальчиков подтверждают тот факт, что мальчикам свойственно скрывать свои эмоции, демонстрация их считается слабостью и жестко регламентируется обществом. Действует гендерный стереотип о большей эмоциональности женщин. Кроме того, можно говорить о гендерной специфики эмоциональной сферы: мужчины более эмоциональны в выражении гнев, агрессии, а женщины в выражении страха и печали. Ш.Берн отмечает что эмоциональность (т.е. сила переживания эмоций) у мальчиков и девочек одинаковая, различна же степень их внешнего выражения. Также можно отметить, что различно у мальчиков и девочек и выражение разных эмоций: то, что прилично для девочек (плакать, сентиментальничать, боятся и т.п.), «неприлично» для мальчиков, и наоборот, то, что «прилично» для мальчиков (проявлять гнев и агрессию), «неприлично» для девочек. Поэтому проявление эмоциональной холодности или жесткости является одной из важнейших описательных характеристик «настоящего мужчины» [2].
У группы испытуемых старших подростков девочек на первом месте выявлен симптомокомплекс тревожность. Различия между лицами разного пола по тревожности также были выявлены в исследованиях С.Бэм. Связать большую тревожность у девочек можно с тем, что они по сравнению с мальчиками с большей осознанностью воспринимают роль школьника. Также следует отметить тот факт, что различны у мальчиков и девочек в разном возрасте и доминирующие причины тревожности. У девочек в подростковом возрасте самооценочная тревожность доминирует над школьной. Поэтому у девочек наиболее часто отмечается неустойчивость настроения, капризность, грусть, застенчивость, боязливость, трудности в общении, чувство неполноценности и повышенная обидчивость.
На втором месте рейтинга у 15% (6) испытуемых группы мальчиков стоит импульсивность, у 23% (17) испытуемых группы девочек трудности общения. Повышенная импульсивность у старших подростов мальчиков объясняется нормой мальчишеской культуры, где происходит культивирование силы и агрессии. Нередко импульсивность мальчиков еще больше усиливается так называемым негативным эхом: мальчику который продемонстрировал какое либо одно расстройство поведения сверстники и взрослые автоматически приписывают другие действия как самореализирующиеся прогноз побуждая мальчика оправдывать ожидания окружающих на его счет особенно если такое поведение приветствуется его группой сверстников.
Вторым доминирующим симптомокомплексом у старших подростков девочек является трудности общения. Это может быть связано с тем, что коммуникативный барьер для девочек может составлять то, что общение девочек с самого раннего возраста интенсивное, их компании состоят из двух- трех человек и являются более закрытыми от посторонних глаз. Девочки вступают в контакт главным образом с теми кто им нравится.
На третьем месте рейтинга у 13% (5) испытуемых группы мальчиков наблюдается недоверие к себе, а у 13% (9) испытуемых группы 2 чувство неполноценности. Мальчики, пытаясь соответствовать гендерной роли «настоящего мужчины» могут испытывать ряд трудностей которые могут помешать нормальной социализации личности. От того, что общество ожидает и требует от него быть физически твердым (сильным), мужественным и несоответствие этим нормам возможно может привести подростка с еще неустойчивой идентичностью к сниженной самооценке, недоверия в свой силы и возможности. Также важно отметить, что норма физической твердости может довести до агрессии, насилия и враждебности по отношению к окружающим. Выражение враждебности выступает как компенсаторная сторона мужественности.
Чувство неполноценности у девочек можно объяснить тем, что для девочек в большей мере значима ее физическая внешность. Ведь именно в подростков возрасте происходят бурные изменения всей физиологии человека. Рост организма, перерастания, акселерация может вызывать у девочек комплекс разных переживаний, в том числе и одиночество.
У старших подростков-мальчиков такая гендерная особенность как маскулинность обусловливает высокий уровень субъективного ощущения одиночества.
Литература.
- Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб.: 1998 – 356 с.
- Швал Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально – психологические проблемы. Киев.1997. -260с.
Количество просмотров публикации: Please wait