Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро. Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды.
Проблема ценностных ориентаций личности все больше привлекает к себе внимание ученых, поскольку система личностных и общественных ценностей человека отражает его потребности и установки, влияющие на формирование жизненных целей, определение способов их достижения, а также построение собственной профессиональной модели деятельности в социуме. Данный психологический феномен изучался, как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке. Значительный вклад в исследование ценностных ориентаций внесли: В.Я.Ядов, К.А.Абульханова-Славская, М.Рокич, Ш.Шварц, Д.А.Леонтьев и др.[1-4].
Ценностные ориентации личности, связывающие её внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности «выполняют двойственные функции»[5]
С целью определения иерархии ценностей, мы применили методику Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах». Результаты проведенного психодиагностического исследования ценностных ориентаций старшеклассников представлены в Талице 1 .
Таблица 1
Результаты психодиагностического исследования значимости ценности и доступности жизненных сфер
Ценностные ориентации |
% выраженность |
% выраженность |
Активная, деятельная жизнь |
46% |
51% |
Здоровье |
59% |
57% |
Интересная работа |
54% |
47% |
Красота природы и искусства |
32% |
34% |
Любовь |
59% |
50% |
Материально – обеспеченная жизнь |
64% |
52% |
Наличие хороших и верных друзей |
77% |
69% |
Уверенность в себе |
63% |
59% |
Познание |
51% |
56% |
Свобода |
66% |
57% |
Счастливая семейная жизнь |
61% |
52% |
Творчество |
34% |
32% |
Анализ полученных данных показывает, что самые высокие показатели ценности и доступности жизненных сфер выявлены по ценности наличие хороших и верных друзей, что составило 77%. Известно, что для ранней юности характерна повышенная по сравнению с другими возрастами значимость тесных эмоциональных контактов (в частности, в отличие от предшествующего – подросткового – периода, для которого характерны более активные, но менее эмоционально насыщенные отношения со сверстниками), расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.
Высокие показатели выявлены и по ценности свобода – 66 %, что свойственно юношескому возрасту. Это говорит о стремлении испытуемых к независимости от других людей, что характерно для данного возраста. Испытуемые считают, что самое важное в жизни — это сохранить неповторимость и своеобразие своей личности, своих взглядов, своего стиля жизни, стремясь как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций. Старшеклассники хотят свободы, еще не понимая, что свобода неразрывно связана с таким понятием, как ответственность.
Третье место значимых ценностей для старшеклассников является материально – обеспеченная жизнь (64 %), это свидетельствует о том, что юноши и девушки придают важное значение факторам материального благополучия. Высокий уровень материального благосостояния для таких учащихся часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки в глазах окружающих.
Важнейшие социально-значимые ценности, такие как творчество (34%), красота природы и искусства (32%) отвергаются большинством старшеклассников как значимые. Возможно, это объясняется тем, что понятие творчества для современных старшеклассников размыто, оно утратило свое значение как создание чего-то нового, нестереотипного, поскольку в обществе очень низок престиж науки, искусства и культуры.
По-видимому, это определяется еще и прагматизмом современной общественной жизни, в которой ценятся, прежде всего, вещи, имеющие непосредственный смысл, приносящие выгоду и результат. Думается, что определенную роль в этом играет и организация эстетического воспитания в современной школе и современном обществе.
Анализ полученных данных показал, что самые высокие показатели по доступности жизненных сфер, так же как и по ценности жизненных сфер, выявлены по ценности наличие хороших и верных друзей (69%).
Высокие показатели выявлены и по ценности уверенность в себе – 66 %. Ассертивность — уверенность в себе – именно то личностное качество, которое позволяет старшекласснику, принимая и уважая себя, находить способы удовлетворения своих потребностей, при этом, не нанося вред другим людям.
На третьем месте по доступности стоит ценность познание (56 %). Это возможно объяснить тем, что на данный момент испытуемые обучаются в школе, которая полностью удовлетворяет их потребность в познании.
Низкие показатели, так же как и по значимости жизненных сфер, выявлены по ценностям красота природы и искусства (34 %) и творчество (32%).
Т.о. в целом по группе испытуемых констатируется отсутствие значимой фрустрации или экзистенциального вакуума по ведущим потребностям. Возможно, это объясняется отсутствием значимого внутриличностного конфликта в данной сфере и внутреннего напряжения, связанного с переживанием невозможности достижения желаемого в обозримом будущем.
Литература.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. – 1995. - №9 – С. 89-105.
- Альбуханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избр. психол. тр. – М.: Наука, 1999. – 356 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат, 1975, – 304 с.
- Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Просвещение, 2006. – 128 с.
- Непомнящая Н.И. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности // Вопросы психологии. – 2006. – №1. – С. 22-30.