ВОЛЧКОВА Н.И., ФЕДЯЕВА М.В. ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СЕМЬИ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ


ВОЛЧКОВА Н.И., ФЕДЯЕВА М.В. ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СЕМЬИ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/06/815 (дата обращения: 28.10.2023).

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находиться в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Стиль и поведение родителей – это относительная устойчивость целей, действий и реакций взрослого, направленных на формирование личности ребенка. Неправильное отношение к ребенку в семье ведет к формированию агрессивных тенденций в поведении ребенка.

Э.Фромм подтверждает значимость семейных установок на формирование личности ребенка. «Семья – есть своего рода «психологический посредник» общества, поэтому в процессе адаптации в  семье ребенок формирует характер, который затем станет основой его адаптации к обществу и решения различных социальных проблем» [1].

Теоретической основой нашего исследования по вопросу социализации детей и подростков, явились многочисленные труды ученых (О.Н.Боголюбов, М.И.Булянов, Ю.В.Васильев, Н.В.Жутикова, Б.Т.Лихачев, М.И.Лисина, В.В.Петрунек, В.В.Трифонов, А.Н.Тесленко и др.). Решению проблемы агрессивности человека посвящены зарубежные исследования таких авторов, как Э.Фромм, А.Адлер, А.Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, К. Лоренц [2].  В отечественной психологии проблема агрессивности представлена следующими учеными: А.А. Реан, Ю.Б. Гиппенрейтер, Ю.М.Антонян, Т.М.Трапезниковой, Ю.Б.Можгинским, И.А.Кудрявцевым, В.Г.Леонтьевым и многими другими [3]. Благодаря их работам в настоящее время исследование агрессивности личности превратилось в самостоятельное научное направление.

Ю.Б. Гиппенрейтер и Т.М.Трапезникова,  изучая агрессивность в связи со стилями семейного воспитания, указывают на то, что авторитарные родители формируют тип агрессивного ребенка, у которого не складываются отношения с окружающими людьми [4]. По мнению В.Г. Леонтьева и А.Н. Жмырикова,  агрессия является неконструктивной формой адаптации человека к неблагоприятным ситуациям. Она выражается в вербальной агрессии (частых ссорах с коллегами, друзьями, членами семьи и т.д.), а иногда и в физической агрессии. Неконструктивность агрессивных реакций, по мнению авторов, выражается в неумении устанавливать контакты с социальным окружением, в отсутствии гибкости, пластичности при решении любых проблем, в наличии большого количества неразрешенных конфликтов. Для них характерны: высокая эмоциональная неустойчивость, подозрительность, эргонапряженность. Такие личностные характеристики снижают уровень психической адаптации, так как у них доминирует эго-защитная направленность. Субъекты с такой направленностью предъявляют гораздо более высокие требования к окружающим людям, чем к себе, всегда оправдывают собственные неудачи вмешательством других людей. Они легко впадают в аффективное состояние даже при решении простых задач.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Среди опрошенных родителей только 12% воспринимают климат в своей семье как устойчивый положительный. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи

Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. 47% родителей отмечают психологический климат в семье как неустойчивый, переменный. Такие показатели дают супруги, частично разочарованные в совместном проживании, испытывающие некоторое напряжение.

Неопределенный психологический климат определен у 30% родителей. В нем отмечаются некоторые «возмущающие» факторы, хотя в целом преобладает позитивное настроение.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят об устойчивом отрицательном психологическом климате в семье (в нашей выборке у 11% родителей). Это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций – психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

В семейных отношениях наиболее легко реализуется важная потребность, которую испытывает человек, вступающий в общение: получить от партнера по общению «поглаживание», т.е. сочувствие, одобрение как подтверждение общего расположения к себе. Это – весьма важное условие для обеспечения общего душевного спокойствия и уверенности в себе. По данным психологов, человеку для ощущения эмоционального благополучия необходимо не менее восьми «поглаживаний» в день.

Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. Ведь каждый человек нуждается не столько в оценке успешности или не успешности своих действий, сколько в поддержке и утешении, которые важны для становления личности ребенка. «Поглаживания» могут затрагивать положительную оценку поведения, внешности, взглядов, результатов труда, характера и способов деятельности и т.д. Человек (особенно в подростковом возрасте) обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее принижение, поэтому именно домашние отношения часто являются главным средством компенсации успехов или недооценки окружающих вне семьи.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни, а в конце жизненного пути родители и дети становятся духовно все более близкими. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственно жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

В настоящем исследовании   с целью выяснения тесноты связи между психологическим климатом семьи и уровнем агрессивности подростков использовали методику расчёта коэффициента линейной корреляции r Пирсона.

Таблица 1

Коэффициенты корреляции между типом психологического климата и уровнем агрессивности подростка, (n1=n2=38)

 

  

 

 

 

 

 

 

устойчивый положительный

неопределенный

неустойчивый переменный

устойчивый отрицательный

норма

-0,43*

0,20

0,03

0,18

выше нормы

0,02

0,31

0,50*

0,48*

ниже нормы

0,29

0,42

0,44*

0,28

* уровень значимости

 

Математический анализ данных показал, что выявлены следующие значимые взаимосвязи:

–  Обратная корреляционная связь между устойчивым положительным климатом и нормальным уровнем агрессивности показывает, что чем более положительный психологический климат  в представлении родителя, тем менее выражена агрессивность у подростка.

Психологический климат мы определили как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния ее здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака. Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

Огромное влияние на формирование ребенка оказывают отношения, которые складываются между его родителями, и которые он вынужден наблюдать, живя в семье. Во многом, именно родители служат эталоном, на который подросток первоначально равняется в отношениях с противоположным полом, и вполне вероятно, что похожие отношения будут складываться в дальнейшем в его собственной семье.

– Прямая корреляционная связь между неустойчивым переменным и устойчивым отрицательным климатом и уровнем агрессивности выше / ниже нормы показывает, что чем более выражен данный тип климата в представлении родителя, тем более выражена агрессивность у подростка или достигает уровня ниже нормы.

Как показывает практика, в ряде случаев семья может являться для подростка источником психотравмирующих переживаний, если он воспринимает жизнь в семье как конфликтную, насыщенную негативными переживаниями, лишенную теплоты и взаимопонимания.

У каждого человека, в том числе и у подростка, существует идеальный образ семьи, представление о том, какой она должна быть, даже если он сам никогда ее, такую, как хотелось бы, и не видел. Примером может служить идеальное представление о родителях: каждый ребенок хочет, чтобы у него был сильный, справедливый отец, и добрая, заботливая мать. Расхождение между таким идеальным образом и реальностью часто воспринимается трагически, приводит к формированию глубокой семейной неудовлетворенности, когда ценности семьи перестают разделяться и жизнь в этой системе теряет смысл. Как следствие семейной неудовлетворенности, появляется состояние отчаяния, переживание невозможности изменить травмирующую ситуацию или избежать ее привычным способом. Стремление защититься от боли, причиняемой этим переживанием, может привести к проявлению агрессивности [5].

Таким образом, семья может создавать ситуацию постоянного психологического давления на одного из своих членов различными способами. Это может быть ситуация трудного, безвыходного положения, когда невозможно ничего исправить. Примером могут служить постоянные конфликты между родителями, угрожающие разводом. При этом ребенок оказывается пассивным свидетелем, который не может вмешиваться в ход событий. Или создается препятствие для проявления тех или иных, чрезвычайно важных для человека, чувств. В качестве таковых могут быть:

– чувство агрессии, естественно возникающее в ответ на семейную ситуацию;

– чувства, не совпадающие с семейной ролью, то есть, с тем стереотипом поведения, который закрепляется в семье за данным человеком;

– чувства и потребности, которые семья должна удовлетворять, но, в силу ряда причин, не делает этого (это, прежде всего, потребность в любви, сочувствии, взаимопонимании).

 

Литература:

  1. Э. Фромм. Человек для себя. — М.: АСТ; Минск: Харвест, 2006. – 225 с.
  2. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии// Вопр. психологии, № 6, 1982.– С. 168–173.
  3. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста/  Метод. рекомендации в помощь педагогам–практикам.– М., 1991.–16 с.
  4. Трапезникова Т.М. Формирование личности ребенка в условиях се-мьи//Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь/Под ред. В.Н.Келасьева. СПб.: изд-во СПб университета, 1998. – 196 с.
  5. Евсеева А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития Я-концепции ребенка // Атропологическая парадигма в философии и науке. Тезисы докладов Российской научной конференции г. Сыктывкар: изд-во СГУ, 1998 . – С.54-56.

 



Все статьи автора «Наталья Волчкова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: