УДК 37
Гумель Е.Б., Петушкова А.А.
(Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева)
Ликвидация системы государственного распределения выпускников учреждений профессионального образования и экономический кризис 90-х годов привели к значительным изменениям на рынке труда: к снижению спроса на молодых специалистов и изменению требований к их профессиональной подготовке, к потере связи между учреждениями профессионального образования и организациями-потребителями подготовленных специалистов.
На протяжении последних 10-12 лет выпускники вузов зачастую самостоятельно решают проблемы, связанные с трудоустройством после завершения обучения. Непредсказуемость рынка труда, отсутствие полной информации о вакансиях, переизбыток выпускников некоторых специальностей приводят к тому, что молодой специалист встает на учёт в службе занятости или же сам, используя свои способности ищет работу; нередко он вынужден устраиваться на работу не по специальности и заново переучиваться, что ведет к затрате как его личных средств, так и средств государства и работодателя.
Все это дает основания полагать, что проблема занятости молодых специалистов в ближайшей перспективе будет оставаться актуальной в общегосударственном масштабе. Поэтому выявление закономерностей влияния социально-экономических условий на формирование и развитие конкурентоспособности молодых специалистов является актуальным как в теоретическом, так и практическом аспектах.
Конкурентоспособность – изначально категория экономическая, употребляемая при характеристике товаров (услуг); долгое время она нигде, кроме экономики, не использовалась. В последние годы, в связи с повсеместной коммерциализацией, переходом всего народного хозяйства России и других стран СНГ на рыночные рельсы, данное понятие стали применять и относительно специалистов. Вполне понятно, что конкурентоспособность специалистов можно определить через понятие конкурентоспособности товаров, поскольку на рынке труда специалисты являются «продавцами» профессиональных знаний, умений и навыков и они конкурируют между собой за рабочие места.
Структура базовой модели конкурентоспособности будущего специалиста должна подчиняться следующей логике: объекты освоения в процессе подготовки; требования к личностным качествам будущего специалиста; требования к умениям, навыкам и способам деятельности специалиста.
Конкурентоспособная профессиональная компетентность выпускников вузов на рынке труда в свете международных требований может быть достигнута при условии существенных преобразований системы высшей профессиональной школы.
В Европейском Союзе уже в течение нескольких десятилетий разрабатывается и осуществляется целостная политика в области высшего образования, формируются наднациональные институты координации и управления. Эти процессы закономерно привели политиков ЕС к созданию идеи Болонской декларации и инициированию Болонского процесса.
Одним из концептуальных постулатов Болонского процесса является многоуровневая система высшего образования с использованием кредитной системы обучения [1].
Кредитная система обучения – способ организации учебного процесса, при котором обучающиеся в определенных границах имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательной траектории. Суть кредитной системы обучения состоит в том, что учет трудоемкости учебной работы ведется в кредитах, характеризующих объем преподаваемого материала [2].
Кредит (Credit, Credit-hour) – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя. При организации учебного процесса по кредитной технологии обучения следует иметь в виду, что 1 кредит равняется 3 часам работы в неделю. При этом 1 академический час сопровождается 2 часами самостоятельной работы студента (работа с учебными пособиями, выполнение домашних заданий, проведение исследовательской работы и работа с преподавателем).
Основными задачами кредитной технологии обучения являются:
- унификация объема знаний студентов;
- максимальная индивидуализация обучения;
- повышение роли самостоятельной работы.
Важное значение имеет повышение роли самостоятельной работы студентов, которая позволяет развивать творческий подход и исследовательские навыки.
Самостоятельная работа как часть процесса самообразования имеет принципиальное методологическое значение. Установка на «добывание» знаний является залогом постоянного улучшения профессионализма в будущем. Самостоятельная познавательная деятельность студента предполагает его умение ориентироваться в новой ситуации, самостоятельно видеть и ставить проблему, находить подходы и пути ее решения.
К важным преимуществам кредитной системы обучения относятся демократическая форма управления учебным процессом, максимальный учет интересов и потребностей обучающихся, большая академическая свобода вузов и обучающихся, удовлетворение потребностей работодателей, переход обучения от формата «учить» (teaching) к формату «учиться» (learning).
Характерными чертами кредитной системы обучения являются:
- введение системы кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине учебного плана;
- свобода выбора обучающимися дисциплин из компонента по выбору;
- свобода выбора обучающимися преподавателя (при условии достаточного количества ППС в вузе или в данном населенном пункте);
- непосредственное участие обучающегося в формировании своего индивидуального учебного плана;
- создание специальных академических служб – института тьюторов, эдвайзеров, офиса регистратора;
- широкие полномочия факультета в организации учебного процесса (определение и учет видов педагогической нагрузки ППС);
- высокое учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение учебного процесса.
Особенностью кредитной системы обучения является необходимость постоянного совершенствования педагогического мастерства, повышения квалификации организаторов учебного процесса, обмена передовым опытом.
У студентов появляется свободный доступ ко всем уровням университетского образования зарубежных стран, право выпускников бакалавриата и магистратуры на трудоустройство в любой стране. Кроме того, удовлетворяются требования работодателей, иностранных инвесторов к профессиональному признанию квалификаций при трудоустройстве выпускников.
Внедрение кредитной системы обучения требует от высших учебных заведений дальнейшего укрепления учебно-методической, материально-технической и научной базы, в том числе – расширения библиотечного фонда (не только увеличения числа бумажных носителей, но и развитие электронной библиотеки); полиграфической базы, которая должна своевременно обеспечивать каждого обучающегося учебно-методическим комплексом дисциплин; компьютерной базой и технологиями, которые дают возможность обучающимся регистрироваться и получать учебные материалы в режиме on-line. Система предполагает свободный доступ ко всему комплексу средств обучения, включая традиционные (лабораторное оборудование, приборы, компьютеры, видео, слайдпроекторы, аудио-аппаратура) и мультимедийные, виртуально-треннинговые комплексы и т.п [3].
Кредитная система обучения предъявляет высокие требования как к педагогическому составу, так и к студенту. Студент из пассивно воспринимающей стороны становится активным участником учебного процесса. От преподавателя требуются, особые навыки и умения, способность работать индивидуально с каждым студентом. В связи с этим используются традиционные и разрабатываются новые методики обучения.
Существуют следующие модели кредитных систем:
- кредитные системы смешанного типа, ориентированные на перевод и накопление кредитов одновременно CATS (Credit Accumulation and Transfer System – кредитная система университетов Великобритании);
- кредитные системы, ориентированные на накопление кредитов, например, USCS (United States Credit System – система кредитов, используемая в университетах США);
- кредитные системы, ориентированные, главным образом, на перевод кредитов для обеспечения академической мобильности, например UCTS (UMAP Credit Transfer Scheme – система трансферта кредитов университетов азиатско-тихоокеанского региона); ECTS (European Credit Transfer System) [1].
Таблица 1
Характеристики используемых систем кредитов
Наименование |
Начало создания |
Распространение |
Цель создания |
Характеристика системы |
Учитываемая нагрузка |
Число кредитов за все время обучения
|
Число кредитов в семестре |
Американская система накопления кредитов (USCS – US Credit System) | Более 100 лет назад | Канада, страныЛатинской Америки,
Япония, Филиппины, Таиланд, Индонезия, Нигерия, Лесото |
Обеспечениеакадемической
свободы студентов |
Системанакопления
кредитов |
Аудиторная | 120(4 года обучения) | 15 |
Европейская систематрансферта кредитов
(ECTS – European Credit Transfer System) |
1989 г. | Страны западной ивосточной Европы (в
основном страны ЕС) |
Обеспечениеакадемической
мобильности студентов |
Системаперевода
кредитов |
Общая | 180-240(3-4 года
обучения) |
30 |
Британская системаперевода и накопления
кредитов (CATS – Credit Accumulation and Transfer System) |
В начале 90-х г.20 в. | Национальная системаВеликобритании | Обеспечениеакадемической
свободы и мобильности студентов |
Системаперевода и
накопления кредитов |
Общая | 360(три года
обучения) |
60 |
Система кредитов странАзии и бассейна Тихого
океана (UMAP – University Mobility in Asia and the Pacific) |
1991 г. | Система открыта дляАвстралии, Брунея,
Сингапура, Камбоджи, Японии, Монголии |
Обеспечениеакадемической
мобильности студентов |
Системаперевода
кредитов |
Общая | 240(четыре года
обучения) |
30 |
Введение академического кредита определяет основы для нового подхода к организации системы высшего образования через совершенствование учебных планов, создание интегрированных учебных курсов, совместных программ обучения и научных исследований и обеспечивает конкурентоспособность высшего образования и специалистов на мировом рынке.
Литература:
1. Закирова Г.Д. и др. Реформирование высшего образования в Казахстане и Болонский процесс: информационные материалы для практических действий – Алматы, 2009 – 120 с.
2. Каримов З. Болонский процесс и региональные вузы / Каримов З., Белобородова Н. // Alma mater. – Алматы, 2006. – N 6. – C.48-49.
3. Чучалин А.И., Боев О.В., Севастьянова О.А. Система оценки содержания и качества освоения образовательных программ в области техники и технологий. Источник: http://portal.ntf.ru/BolonskProcess/NFPK-MONI/ou-cp_r_stat_toms.doc