ГУМЕЛЬ Е.Б., ПЕТУШКОВА А.А. ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ


ГУМЕЛЬ Е.Б., ПЕТУШКОВА А.А. ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/06/933 (дата обращения: 15.09.2024).

УДК 37

Гумель Е.Б., Петушкова А.А.

(Северо-Казахстанский государственный университет  им. М. Козыбаева)

 

Ликвидация системы государственного распределения выпускников учреждений профессионального образования и экономический кризис 90-х годов привели к значительным изменениям на рынке труда: к снижению спроса на молодых специалистов и изменению требований к их профессиональной подготовке, к потере связи между учреждениями профессионального образования и организациями-потребителями подготовленных специалистов.

На протяжении последних 10-12 лет выпускники вузов зачастую самостоятельно решают проблемы, связанные с трудоустройством после завершения обучения. Непредсказуемость рынка труда, отсутствие полной информации о вакансиях, переизбыток выпускников некоторых специальностей приводят к тому, что молодой специалист встает на учёт в службе занятости или же сам, используя свои способности ищет работу; нередко он вынужден устраиваться на работу не по специальности и заново переучиваться, что ведет к затрате как его личных средств, так и средств государства и работодателя.

Все это дает основания полагать, что проблема занятости молодых специалистов в ближайшей перспективе будет оставаться актуальной в общегосударственном масштабе. Поэтому выявление закономерностей влияния социально-экономических условий на формирование и развитие конкурентоспособности молодых специалистов является актуальным как в теоретическом, так и практическом аспектах.

Конкурентоспособность – изначально категория экономическая, употребляемая при характеристике товаров (услуг); долгое время она нигде, кроме экономики, не использовалась. В последние годы, в связи с повсеместной коммерциализацией, переходом всего народного хозяйства России и других стран СНГ на рыночные рельсы, данное понятие стали применять и относительно специалистов. Вполне понятно, что конкурентоспособность специалистов можно определить через понятие конкурентоспособности товаров, поскольку на рынке труда специалисты являются «продавцами» профессиональных знаний, умений и навыков и они конкурируют между собой за рабочие места.

Структура базовой модели конкурентоспособности будущего специалиста должна подчиняться следующей логике: объекты освоения в процессе подготовки; требования к личностным качествам будущего специалиста; требования к умениям, навыкам и способам деятельности специалиста.

Конкурентоспособная профессиональная компетентность выпускников вузов на рынке труда в свете международных требований может быть достигнута при условии существенных преобразований системы высшей профессиональной школы.

В Европейском Союзе уже в течение нескольких десятилетий разрабатывается и осуществляется целостная политика в области высшего образования, формируются наднациональные институты координации и управления. Эти процессы закономерно привели политиков ЕС к созданию идеи Болонской декларации и инициированию Болонского процесса.

Одним из концептуальных постулатов Болонского процесса является многоуровневая система высшего образования с использованием кредитной системы обучения [1].

Кредитная система обучения – способ организации учебного процесса, при котором обучающиеся в определенных границах имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательной траектории. Суть кредитной системы обучения состоит в том, что учет трудоемкости учебной работы ведется в кредитах, характеризующих объем преподаваемого материала [2].

Кредит (Credit, Credit-hour) – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя. При организации учебного процесса по кредитной технологии обучения следует иметь в виду, что 1 кредит равняется 3 часам работы в неделю. При этом 1 академический час сопровождается 2 часами самостоятельной работы студента (работа с учебными пособиями, выполнение домашних заданий, проведение исследовательской работы и работа с преподавателем).

Основными задачами кредитной технологии обучения являются:

- унификация объема знаний студентов;

- максимальная индивидуализация обучения;

- повышение роли самостоятельной работы.

Важное значение имеет повышение роли самостоятельной работы студентов, которая позволяет развивать творческий подход и исследовательские навыки.

Самостоятельная работа как часть процесса самообразования имеет принципиальное методологическое значение. Установка на «добывание» знаний является залогом постоянного улучшения профессионализма в будущем. Самостоятельная познавательная деятельность студента предполагает его умение ориентироваться в новой ситуации, самостоятельно видеть и ставить проблему, находить подходы и пути ее решения.

К важным преимуществам кредитной системы обучения относятся демократическая форма управления учебным процессом, максимальный учет интересов и потребностей обучающихся, большая академическая свобода вузов и обучающихся, удовлетворение потребностей работодателей, переход обучения от формата «учить» (teaching) к формату «учиться» (learning).

Характерными чертами кредитной системы обучения являются:

- введение системы кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине учебного плана;

-   свобода выбора обучающимися дисциплин из компонента по выбору;

-  свобода выбора обучающимися преподавателя (при условии достаточного количества ППС в вузе или в данном населенном пункте);

- непосредственное участие обучающегося в формировании своего индивидуального учебного плана;

- создание специальных академических служб – института тьюторов, эдвайзеров, офиса регистратора;

- широкие полномочия факультета в организации учебного процесса (определение и учет видов педагогической нагрузки ППС);

- высокое учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение учебного процесса.

Особенностью кредитной системы обучения является необходимость постоянного совершенствования педагогического мастерства, повышения квалификации организаторов учебного процесса, обмена передовым опытом.

У студентов появляется свободный доступ ко всем уровням университетского образования зарубежных стран, право выпускников бакалавриата и магистратуры на трудоустройство в любой стране. Кроме того, удовлетворяются требования работодателей, иностранных инвесторов к профессиональному признанию квалификаций при трудоустройстве выпускников.

Внедрение кредитной системы обучения требует от высших учебных заведений дальнейшего укрепления учебно-методической, материально-технической и научной базы, в том числе – расширения библиотечного фонда (не только увеличения числа бумажных носителей, но и развитие электронной библиотеки); полиграфической базы, которая должна своевременно обеспечивать каждого обучающегося учебно-методическим комплексом дисциплин; компьютерной базой и технологиями, которые дают возможность обучающимся регистрироваться и получать учебные материалы в режиме on-line. Система предполагает свободный доступ ко всему комплексу средств обучения, включая традиционные (лабораторное оборудование, приборы, компьютеры, видео, слайдпроекторы, аудио-аппаратура) и мультимедийные, виртуально-треннинговые комплексы и т.п [3].

Кредитная система обучения предъявляет высокие требования как к педагогическому составу, так и к студенту. Студент из пассивно воспринимающей стороны становится активным участником учебного процесса. От преподавателя требуются, особые навыки и умения, способность работать индивидуально с каждым студентом. В связи с этим используются традиционные и разрабатываются новые методики обучения.

Существуют следующие модели кредитных систем:

- кредитные системы смешанного типа, ориентированные на перевод и накопление кредитов одновременно CATS (Credit Accumulation and Transfer System – кредитная система университетов Великобритании);

- кредитные системы, ориентированные на накопление кредитов, например, USCS (United States Credit System – система  кредитов, используемая в университетах США);

-  кредитные системы, ориентированные, главным образом, на перевод кредитов для обеспечения академической мобильности, например UCTS (UMAP Credit Transfer Scheme – система трансферта кредитов университетов азиатско-тихоокеанского региона); ECTS (European Credit Transfer System) [1].

 

Таблица 1

Характеристики используемых систем кредитов

Наименование

Начало создания

Распространение

Цель создания

Характеристика системы

Учитываемая нагрузка

Число кредитов

за все время обучения

Число кредитов в семестре

Американская система накопления кредитов (USCS – US Credit System) Более 100 лет назад Канада, страныЛатинской Америки,

Япония, Филиппины,

Таиланд, Индонезия, Нигерия, Лесото

Обеспечениеакадемической

свободы студентов

Системанакопления

кредитов

Аудиторная 120(4 года обучения) 15
Европейская систематрансферта кредитов

(ECTS – European Credit

Transfer System)

1989 г. Страны западной ивосточной Европы (в

основном страны ЕС)

Обеспечениеакадемической

мобильности студентов

Системаперевода

кредитов

Общая 180-240(3-4 года

обучения)

30
Британская системаперевода и накопления

кредитов (CATS – Credit

Accumulation and Transfer

System)

В начале 90-х г.20 в. Национальная системаВеликобритании Обеспечениеакадемической

свободы и

мобильности студентов

Системаперевода и

накопления

кредитов

Общая 360(три года

обучения)

60
Система кредитов странАзии и бассейна Тихого

океана (UMAP – University

Mobility in Asia and the

Pacific)

1991 г. Система открыта дляАвстралии, Брунея,

Сингапура, Камбоджи,

Японии, Монголии

Обеспечениеакадемической

мобильности студентов

Системаперевода

кредитов

Общая 240(четыре года

обучения)

30

 

Введение академического кредита определяет основы для нового подхода к организации системы высшего образования через совершенствование учебных планов, создание интегрированных учебных курсов, совместных программ обучения и научных исследований и обеспечивает конкурентоспособность высшего образования и специалистов на мировом рынке.

 

Литература:

1. Закирова Г.Д. и др. Реформирование высшего образования в Казахстане и Болонский процесс: информационные материалы для практических действий – Алматы, 2009 – 120 с.

2.  Каримов З. Болонский процесс и региональные вузы / Каримов З., Белобородова Н. // Alma mater. – Алматы, 2006. – N 6. – C.48-49.

3. Чучалин А.И., Боев О.В., Севастьянова О.А. Система оценки содержания и качества освоения   образовательных программ в области техники и технологий. Источник: http://portal.ntf.ru/BolonskProcess/NFPK-MONI/ou-cp_r_stat_toms.doc

 



Все статьи автора «Елена Гумель»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: