В данной статье представлен исторический обзорный экскурс, освещающий состояние предмета химии в рамках общеобразовательных школ в дореволюционный период, а также предпосылки и условия зарождения общественной внеклассной работы по химии, следствием которой стало последующее возникновение кружков и школьных химических обществ.
Ключевые слова: становление предмета химии, внедрение внеклассной работы, разработка методики преподавания химии, формулирование образовательных и воспитательных задач.
Создание Всероссийского химического общества в 1869 г. позволило консолидировать творческие и научные силы вокруг химии в рамках университетского образования. В средней школе этот процесс протекал рассеянно и не системно.
В редких случаях, благодаря энтузиазму учителя и наличию соответствующих условий, собирались небольшие встречи, сопровождающиеся постановкой и проведением занимательных опытов, подобно тем, что организовывались в Европе видными химиками: Г. Дэви и М. Фарадеем (Англия), К. Шееле (Швеция), Ж. Дюма (Франция), Ю. Либихом (Германия) и другими. Но говорить о какой-то тенденциозности в масштабах страны невозможно, хотя к концу существования Российской империи в этом направлении наметились положительные сдвиги.
Проблемы заключались в недостаточности материально-технической базы в школе того времени, отсутствии достаточного числа методических наработок и руководств, в организационных препятствиях внедрения химической науки, чаще всего по политическим мотивам.
Несмотря на ряд реформ массового школьного образования, начиная с 1804 года и заканчивая I всероссийским съездом преподавателей физики, химии и космографии 1914 года положение химии как учебного предмета в общеобразовательных школах было незавидным.
Долгое время химия существовала как придаток естествознания или физики, в учебниках по которым ей отводилось в лучшем случае несколько десятков страниц [Азимов А., 2002: 288]. Лишь в конце 19 века, благодаря настойчивости ученых и педагогов она выделялась как необходимый и отдельный предмет и наряду с другими естественными науками.
Преподавали её преимущественно в городских училищах, преобразованных в 1912 году в высшие начальные училища и реальные училища. Практически не было этого предмета в мужских и женских гимназиях или его проходили поверхностно [Парменов К.Я., 1952: 41].
В программах высших начальных училищ, изданных к 1916 году, на химию отводилось три часа в неделю, из которых один час предоставлялся для проведения практических занятий [Лерх П.И., 1937: 58]. На этих занятиях учащиеся должны были: экспериментально изучить состав и свойства воды и воздуха; ознакомиться со способами получения и свойствами азота, углекислого газа, металлов и минералов, познакомиться со строением пламени; провести анализ почвы; поставить опыт сухой перегонки дерева.
Именно в этот период в стране создаются предпосылки к качественному и массовому изучению химии, и опытное естествознание все глубже проникает даже в младшие ступени общего среднего образования.
Постепенно в школьный образовательный процесс начинает внедряться внеклассная работа по химии в Московском, Киевском, Одесском, Кавказском округе, а также в Ярославской губернии [Байкова В.М., 1959: 53]. При дирекции народных училищ в городе Ярославле был организован педагогический музей, в котором можно найти немало самодельных пособий учащихся (приборов, коллекций, таблиц) по естествознанию, физике, химии и другим предметам [Голобородько Я.М., 1960: 72]. На Урале в
образовательный процесс вводятся методически обоснованные Я.Л. Берманом занятия в форме экскурсий на промышленные предприятия и месторождения полезных ископаемых.
В этот же период в рамках Русского физико-химического общества создается секция дидактики, куда входят известные педагоги-химики: А.Н. Реформатский, Ю.С. Залькинд, А.И. Горбов, С.И. Созонов, В.Н. Верховский. Эта секция успела проделать большую работу.
Были сформированы общеобразовательные и воспитательные задачи преподавания химии, созданы довольно стройные программы и разработаны частные методики преподавания предмета, а также разработана методика демонстрационного химического эксперимента и проведения практических работ. Много было сделано и в области создания нормальных условий для преподавания химии (организованы лаборатории, кабинеты химии, созданы учебные пособия, учебные руководства, в том числе и к ученическому эксперименту). И это несмотря на то, что страна была втянута в первую мировую войну.
Можно констатировать, что русская химическая наука и система университетского образования к 1918 году, не отставала от постановки подобной работы в Европе.
Отсталость наблюдалась в сфере массового школьного образования, которое только набирало силу у нас в стране, и ещё больший разрыв был между организацией внеклассной общественной работы в школах (как указывает ряд историков химии [Сморгонская-Рысс В.Л., 1959: 62], примерно на 40 лет по сравнению с Англией), но темпы его преодоления были стремительны и прогрессивны.
Теперь мы уже никогда не узнаем, какова была бы судьба национального среднего образования, если бы не произошла революция, но точно известно одно: достижения советской школы базировались на фундаменте предыдущих исследований и наработок химиков, педагогов, психологов и методистов, тем более что многие из них продолжили свое дело для нового советского государства.
Библиографический список:
- Азимов А. Краткая история химии. Развитие идей и представлений в химии. – М.: Амфора, 2002. – С. 288.
- Байкова В.М. Из опыта внеклассной работы. // Химия в школе. – 1959. – №4. – С. 53.
- Голобородько М.Я. Внеклассная работа по химии, связанная с жизнью // Химия в школе. – 1960. – №5. – С. 72.
- Лерх П.И. Из истории преподавания химии в дореволюционной школе // Химия в школе. – 1937. – №2. – С. 56.
- Парменов К.Я. Химия в общеобразовательных учебных заведениях дореволюционной России (1900-1917 гг.) // Химия в школе. – 1952. – №6. – С. 41.
- Сморгонская-Рысс В.Л. Методы преподавания химии в школах Англии. // Химия в школе. – 1959. – №2. – С. 57.
Количество просмотров публикации: Please wait