КОРЧЕВСКИЙ А.А. СОСТОЯНИЕ ХИМИИ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ В ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Ключевые слова: , , ,


КОРЧЕВСКИЙ А.А. СОСТОЯНИЕ ХИМИИ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ В ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/08/964 (дата обращения: 30.10.2023).

В данной статье представлен исторический обзорный экскурс, освещающий состояние предмета химии в рамках общеобразовательных школ в период советской власти, а также предпосылки и условия зарождения общественной внеклассной работы по химии, следствием которой стало последующее возникновение кружков и школьных химических обществ.

Советская школа сыграла большую и, можно сказать, решающую роль для становления общественной деятельности по химии и создания системы школьных химических обществ в России, но процесс этот не был простым и длился не одно десятилетие.

После революции 1917 года и гражданской войны в России химия вошла в перечень школьных предметов в качестве полноправного члена. Тогда же были предприняты
первые попытки вовлечения юного поколения в науку, во внеклассную и исследовательскую работу [Пахомов Ю.И., 1967: 76].

В Москве в 1918 году открылось первое государственное внешкольное детское учреждение – Станция юных любителей природы (с 1920 г. – Биостанция юных натуралистов имени К.А. Тимирязева). В ряде городов также возникают разнообразные детские клубы и кружки учащихся, деятельность которых направлена, в первую очередь, на изготовление наглядных пособий и общественно полезный труд [Цветков Л.А., 1937: 51].

В те годы Положением о единой трудовой школе было установлено выделить два дня в неделю для самостоятельных, для клубных и лабораторных занятий, рефератов, экскурсий, ученических собраний.  В 1920 году Народным комитетом просвещения была начата разработка нормативных и методических документов, касающихся преподавания химии в общеобразовательной школе. Были организованы две комиссии: Петроградская, во главе с профессором В.Н. Верховским и Московская, действовавшая под руководством профессора П.П. Лебедева. В результате работы этих комиссий были составлены две программы по химии, получившие впоследствии одобрение на соединенной сессии всех естественнонаучных секций страны.

Эти программы, отразившие в себе два различных методических течения того времени,  явились очень важным этапом в развитии преподавания химии в советской школе и упоминание их особенностей важно, потому что в них заложены ростки того ценного, что впоследствии легло в основу построения современного образовательного процесса.

Проект Петроградской комиссии предусматривал такое построение преподавания химии, в котором ученик получал в школе ряд трудовых навыков и умения пользоваться своими знаниями. С этой же целью вводились в образовательную практику самостоятельные работы учащихся, и в этом же документе впервые было проведено различие между понятиями «лабораторные уроки» и «практические занятия». Первые сопровождались небольшими самостоятельными опытами школьников при неослабном руководстве учителя, а вторые требовали самостоятельного выполнения работ с последующим письменным отчетом. Тенденция к самостоятельной экспериментальной деятельности, заложенная тогда, актуальна и сегодня – около неё строится современный учебный и исследовательский процесс, внеклассная работа на химических кружках. Кроме того, курс химии неразрывно связывался с вопросами техники, обыденной жизни и живой природы – одно из обязательных требований Государственного
образовательного стандарта по химии последнего поколения, построенного на основе компетенций.

Московский проект интересен, в первую очередь, обоснованием важнейшей роли химии в мире промышленных производств, разработанной методологией преподавания предмета (требование системности и последовательности курса, связи теории с практикой, привития простейших исследовательских навыков в обыденной жизни, широкого и обоснованного применения экскурсий в учебном процессе). Объяснительной запиской документа рекомендуются испытанные виды внеклассной работы по химии: научные кружки, вечерние воскресные лекции, реферативная работа, подготовка докладов, помощь в становлении материально-технической базы кабинета [Куличенко Д.Ф.,
1937: 111]. В программе представлены зачатки метода проектов – каждый ученик должен был выполнить более или менее крупную экспериментальную задачу по неорганической и органической химии, работая самостоятельно над учебной литературой, руководствами, справочниками. О ходе проделанной работы, результатах и следствиях юный исследователь должен был доложить в письменной форме. Следует отметить, что исследовательский компонент был востребован в Московском проекте ёщё в большей степени, чем в Петроградском.

Таким образом, в двух программах были заложены ключевые идеи учебной и внеклассной работы, положенные в основу системы советской школы, организации уроков по химии и работы школьных химических кружков и обществ [Суровцева Р.П., 1968: 78]. Все эти идеи актуальны и сегодня в современной профильной школе в виде проектно-исследовательских технологий, технологий индивидуализированного и развивающего обучения. Мощный методический пласт, заложенный этими документами, является и сей день фундаментом эффективного инновационного педагогического труда. В двадцатые годы на нем, как новостройки, возникают все новые и новые образовательные учреждения, консолидирующие учителей-предметников и юных химиков.

В этот исторический период государство взяло курс на индустриализацию народной промышленности, коллективизацию сельского хозяйства и политехнизацию образования. Эти годы характеризуются повышенным интересом к технике у всех советских людей, в том числе учащейся молодежи. Школьники также активно интересуются науками, занимаются техническим творчеством. Для них была создана широкая сеть детских профильных учреждений: технические и сельскохозяйственные станции (Москва, 1926); детские железные дороги (Тбилиси, 1934); детская водная станция (Архангельск, 1935); детская автотрасса (Москва, 1937); детский сахарный завод (Винница, 1937); детский керамический завод (Харьков, 1938), отделы науки и техники при Дворцах пионеров. Организуются внеклассные учреждения в Ленинграде, Свердловске, Орле, Смоленске, на территории Северного Кавказа – к 1930 году их появилось уже больше 60.

В этой разветвленной сети  внешкольных учреждений, на базе которых активно действовали разнообразные добровольные объединения детей и подростков, велась учебно-исследовательская работа юных химиков. Её организовывали учителя общеобразовательных школ, активисты разнообразных обществ. Большая работа с юными любителями химии проводилась активистами Всесоюзного химического общества [Мелихов Ф.Ф., 1961: 66]. Все это оказывает положительное влияние на развитие системы внеклассных занятий по химии.

В период восстановления народного хозяйства страны, индустриализации, увеличения числа химических кружков и обществ возрастает число компетентных методических пособий для руководителей общественной деятельности учащихся. В них указываются наиболее важные темы и программы занятий, приводится описание соответствующих опытов, докладов, литературных источников. Зарождается новое направление в изготовлении приборов – конструирование моделей и установок химических производств [Брусов П.В., 1939: 82]. Определяются основные направления работы: производственное, исследовательское, культурно-просветительское [Брусов П.В., 1940: 90]. Большое место отводится экскурсиям на природу, производства, и тематическим вечерам, на которых осуществлялся смотр достижений того или иного  общества. Много внимания уделяется использованию детьми научно-популярной литературы, материалов периодической печати, а также выработке и проявлению навыков самостоятельной работы.

Ещё более широкий размах внеклассная деятельность получает после постановления ЦК партии «О начальной и средней школе» (от 5 сентября 1931 года) и «Об учебных программах и режиме в начальной средней школе» (от 25 августа 1932 года) [Борисов И.Н., 1967: 87]. Эти документы сыграли очень важную роль в создании единой учебной программы по химии. Неоценима их роль и при выработке единых подходов к созданию школьных учебников по предмету. Внеклассная работа в этих нормативах  переориентируется на индивидуальный и исследовательский подход, используемый при организации разнообразных занятий. Многие кружковцы под руководством своих учителей выбирают темы для исследовательских проектов, связанных с задачами местных производств, стремясь не только приобрести полезные навыки и умения, но и оказать посильную практическую помощь различным предприятиям и хозяйствам [Дмитриенко Г.В., 1953: 77].

Начиная с 1937 года, в стране издается научно-методический журнал «Химия в школе», на страницах которого, уже с первых номеров обобщается опыт работы учителей и методистов по созданию и организации химических кружков и школьных химических обществ. До 1941 года свои работы публикуют: Цветков Л.А., Вальтер А.А., Куличенко Д.Ф., Брусов П.Ф., Антоновская Р.Я., Кронгауз В.Я., Цехановская Н.Г., Васильев С.В., Лапшина З.П., Янов Т.И.

Анализ этого обширного и бесценного опыта организации подобной работы учителей в довоенные годы мы представим в виде обзора, отметив, что у каждого автора она носит индивидуальный и частный характер, но вместе с тем, в ней есть и общие черты и тенденции, на которых мы сделаем основной акцент. Первое, на что хочется  обратить внимание, это системный подход авторов, которые не просто обобщают свой опыт, а подводят методическую основу в виде принципов, критериев, направлений, условий и форм организации занятий. Ими подчеркивается, что внеклассная работа по химии – не самоцель и не только средство для интересного и полезного времяпровождения, но и неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса.

В общих принципах организации внеклассных занятий указывалось, что они отличаются от обычных уроков, организуются на добровольных началах и исходят из запросов и естественных устремлений самих учащихся [Лапшина З.П., 1940: 69]. Назначение таких занятий заключается не в дублировании школьной программы по химии и не в репетиторстве, а в дальнейшем углублении рассматриваемого программного материала. Основными методами при этом являются самостоятельная и исследовательская работа учащихся. Роль учителя заключается в общем руководстве и всемерном содействии развитию творческой самодеятельности детей [Цехановская Н.Г., 1940: 63].

Авторами также были предложены принципы создания рабочей программы, основу которой должна была составить инвариантная часть, применимая для любой программы любого кружка. Очень важным указанием для учителя был учет возрастных особенностей учащихся. Был сделан акцент на том, что на начальных этапах освоения химии (7-йкласс) школьников интересуют главным образом любые превращения и лабораторные операции с веществом, и в особенности, занимательные опыты с яркими эффектами. В 8-х и 9-х классах их отличает более глубокий и вдумчивый подход к теории, попытки аналитического рационального осмысления эксперимента, устремление к исследовательским открытиям, интерес к моделированию приборов и производственных установок. Самую старшую возрастную группу увлекают занятия, которые имеют практический и социальный результат, то есть посвященные разработке решения острых региональных проблем, связанных с химией [Гостев М.М., 1951: 50]. Учет этих особенностей, по мнению авторов, позволит преподавателю правильно организовать работу кружка с различными параллелями классов.

Также были предложены различные классификации кружков. А.А. Вальтер выделил следующие типы таковых: для отстающих, для углубленного изучения, а также технологии производств. П.Ф. Брусов вел кружки качественного и количественного анализа, общественно-полезной работы, получения реактивов из дешёвых и ненужных веществ, а также кружок химической и оборонной пропаганды, в которых учащиеся выступали с тематическими циклами лекций по насущным химическим проблемам.

Рядом методистов (Д.Ф. Куличенко, Р.Я Антоновской, В.Я. Кронгауз) были освещены вопросы организации обществ юных химиков, которые объединяли сеть кружков в единое целое (как правило, на базе дворцов пионеров) и в их оборудованных лабораториях ежегодно занимались около ста детей, интересующихся химией. Поступление  нередко велось на конкурсной основе, так как в крупных городах желающих было очень много, и заключалось, как правило, в написании мини-олимпиады по химии. Прошедшие отбор выбирали интересующий их кружок из нескольких, предлагаемых для той или иной параллели классов. В основе организации работы лежало детское самоуправление, за которое отвечали: президент общества; совет, состоящий из старост кружков, ответственного редактора стенгазет, заведующих лабораториями. Управляющие структуры устраивали соревнования между кружками, отвечали за выпуск стенгазет и химических бюллетеней (не менее 5-7 в год), решали организационные вопросы (такие как исключение из общества за непосещения занятий), проводили дни открытых дверей для школ, родителей, студентов. Таким образом, можно с полным основанием говорить, что химические общества, объединяющие учащихся по химии, стали высшей образовательной и воспитательной структурой в рамках внеклассной работы.

Библиографический список:

  1. Борисов И.Н. Внеклассные занятия по химии в советской школе // Химия в школе. – 1967. – №5. – С. 87.
  2. Брусов П.В. Химический кружок//Химия в школе. – 1939. – №4. – С. 82.
  3. Брусов П.В. Химический кружок//Химия в школе. – 1940. – №5. – С. 90.
  4. Гостев М.М. Сельскохозяйственная тематика в химическом кружке // Химия в школе. – 1951. – №6. – С. 50.
  5. Дмитриенко Г.В. Пособие для внеклассных занятий в семилетней школе // Химия в школе. – 1953. – №3. – С. 77.
  6. Куличенко Д.Ф. Юные химики // Химия в школе. – 1937. – №6. – С. 111.
  7. Лапшина З.П. Вопросы транспорта в химическом кружке // Химия в школе. – 1940. – №6. – С. 69.
  8. Мелихов Ф.Ф. О путях активизации внеклассной работы // Химия в школе. – 1961. – №6. – С. 66.
  9. Пахомов Ю.И. Наш опыт внеурочной работы. // Химия в школе. – 1967. – №4. – С. 76.
  10.  Суровцева Р.П. О работе юных химиков. // Химия в школе. – 1968. – №5. – С. 78.
  11.  Цветков Л.А. Опыт работы химического кружка // Химия в школе. – 1937. – №1. – С. 51.
  12.  Цехановская Н.Г. Практическая подготовка учащихся в химическом кружке // Химия в школе. – 1940. – №6. – С. 63.


Все статьи автора «Korchevskiy»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: