ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МОНОСПЕКТАКЛЯ «АННИНЬКА» ПО РОМАНУ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ»)

Гальчук Ольга Викторовна

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Гальчук О.В. Творческое развитие личности учащегося в процессе литературно-театральной деятельности (на примере моноспектакля «Аннинька» по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы») // Психология, социология и педагогика. 2012. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/08/965 (дата обращения: 27.10.2023).

Преподавание литературы сегодня ориентировано на развитие личности учащегося и широкий спектр его интересов в контексте диалога искусств. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий,  создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей доказало свою эффективность через проектную деятельность учащихся в контексте диалога искусств.

Цель таких проектов – творческое развитие личности на основе приоритетов художественного образования и интеграции искусств. В рамках этого проекта все предметы образовательной области «Искусство» создают единое пространство итогового результата, всесторонне используя творческий потенциал учащихся. Драматический театр является средоточием интеграции предметов гуманитарного цикла: музыки, литературы, танца, изобразительного искусства, истории.

Постижение произведений художественной литературы в её диалогических связях с другими видами искусства – всегда путь к автору (А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову, А.С. Грибоедову, Н.В. Гоголю, А.Н. Островскому, А.П. Чехову и другим нашим классикам), к объективному смыслу его творения и, одновременно,  – путь к себе, к собственному «Я», которое созидается в каждый момент с искусством.

Диалог личностей – например, литературного героя и учащегося – в контексте диалога культур ярче всего проявляется в таком виде сценического действия как моноспектакль.

Этапы работы над моноспектаклем в рамках учебного проекта такие же, как и над другими учебными проектами по литературе. В центре внимания – художественное произведение. Рассмотрим на примере моноспектакля «Аннинька» – учебного проекта по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы».

Первый этап – погружение в проект (может быть общим для нескольких учебных проектов по одному художественному произведению).

Преподаватель литературы на уроке пробуждает у учащихся интерес к художественному произведению, очерчивая проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы, формулируя проблему проекта. Из проблемы проекта, сформулированной в общем виде, выделяется ряд подпроблем, её уточняющих (проблематизация). В результате проблематизации, определяют цель и задачи проекта – поиск способа или способов решения проблемы учебного проекта:

исследовательские («Роман «Господа Головлёвы» М.Е. Салтыкова–Щедрина в истории русской литературы и на сцене», «Психология сюжета, героя, литературных идей, чувств (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»,  «Господа Головлёвы» М.Е. Салтыкова-Щедрина как аттестат зрелости, вершина мастерства для режиссёров и актёров русского театра», «Иудушка Головлёв в творческой судьбе Иннокентия Смоктуновского и Евгения Миронова» – эти работы учащихся были представлены на заседаниях научного ученического общества в рамках предметной литературно-театральной недели);

творческие (Поскольку весь сюжет романа – это череда неоплаканных смертей, «умертвий»  интересным решением проблемы учебного проекта было бы проследить на сцене жизнь головлёвского семейства от лица Анниньки – таков был замысел одной из учениц). Внимательное прочтение книги М.Е. Салтыкова-Щедрина на первом этапе учебного проекта помогло учащейся найти решение концепции будущего моноспектакля.

Второй этап – организация деятельности. Продумывание будущей пьесы (анализ всех персонажей головлёвского семейства, ход повествования), поведение героини (работа над образом), костюм, реквизит, театральная программка, афиша – работа над этими основными моментами учебного проекта ведётся параллельно.

На данном этапе очень важна и работа с информацией по теме проекта – обращение к известным театральным постановкам. В процессе работы над собственным творческим проектом важно уделить внимание анализу профессиональных постановок: игра актёров, декорации, грим, интонации исполнителей, трактовок постановщика. На момент начала работы над моноспектаклем «Аннинька» была известна лишь одна сценическая версия этого романа в 80-е годы прошлого века на сцене МХАТа режиссёром Л. А. Додиным был поставлен спектакль по роману М. Е. Салтыкова–Щедрина «Господа Головлёвы». К моменту выхода моноспектакля на сцене СТЛПиИМ стало известно и о новой премьере в МХТ имени А.П. Чехова в октябре 2005 года, который удалось посетить руководителю проекта и самой проектантке. Для исполнительницы роли Анниньки просмотр этого спектакля оказался одним из самых важных моментов в работе над учебным проектом. Нельзя не отметить мощнейший психологический стимул, который она получила перед этим спектаклем, встретившись случайно с  исполнительницей роли Анниньки, Евгенией Добровольской, которая написала ей на программке добрые слова.

По мнению проектантки, подсказкой к постижению романа Салтыкова-Щедрина, для нее стало стихотворение Александр Блока, опубликованное в программке к спектаклю К. Серебренникова:

Грешить бесстыдно, непробудно,

Счет потерять ночам и дням,

И, с головой от хмеля трудной,

Пройти сторонкой в божий храм.

Три раза поклониться долу,

Семь — осенить себя крестом,

Тайком к заплеванному полу

Горячим прикоснуться лбом.

Кладя в тарелку грошик медный,

Три, да еще семь раз подряд

Поцеловать столетний, бедный

И зацелованный оклад.

А воротясь домой, обмерить

На тот же грош кого-нибудь,

И пса голодного от двери,

Икнув, ногою отпихнуть.

И под лампадой у иконы

Пить чай, отщелкивая счет,

Потом переслюнить купоны,

Пузатый отворив комод,

И на перины пуховые

В тяжелом завалиться сне…

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

           26 августа 1914 года

Анализ двух этих спектаклей, просмотр и обсуждение авторской программы «Господа Головлёвы»: две версии» из авторского цикла профессора Школы-студии МХАТ А. Смелянского «Растущий смысл, или Приключения классики на русской сцене», работа с критическими материалами – всё это предворяло следующий этап учебного проекта: работу собственно над текстом пьесы. Соотнося два образа – литературный и театральный – учащаяся, работая над своей интерпретацией литературного образа в рамках учебного проекта, в максимальной степени оживила свои представления о героях романа, углубила свои знания о них.

Третий этап – осуществление деятельности.

В центре – текст романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Продуманный отбор материала для инсценизации с учётом его убедительности и увлекательности – важный момент в проектной деятельности по литературе. Рассказ от имени Анниньки о жизни семьи Головлёвых должен прозвучать убедительно. Зрители спектакля, даже не прочитавшие роман, должны понять, что внутри семьи Головлёвых царит дух глубокой неприязни, действуют мощные центробежные силы, но – в этом-то и заключается трагедия – она не распадается, ибо скреплена узами материальной зависимости всех её членов – сначала от Арины Петровны, а затем – от Порфирия Владимировича Головлёва, «Иудушки».

Принципы инсценизации художественной прозы должны быть соблюдены. Наличие диалогов в романе открывает большие возможности, но в моноспектакле они ограничены. Большую роль играют авторские жизнеописания героев, которые «текстуально» можно вводить в моноспектакль. Жизнь Арины Петровны, её детей и  внуков зрители увидят глазами Анниньки, и очень важно проектанту не уйти от автора, не изменить сюжет романа своим сценическим решением поиска ответа на вопросы, поставленные на первом этапе работы.

Написание пьесы – важный этап в учебном литературно-театральном проекте. Параллельно идёт создание иллюстраций к ней, эскизов костюмов, сценографии, консультации по тексту с преподавателем литературы на данном этапе становятся просто необходимыми. Во время работы над созданием пьесы отдельные её куски репетируются на сцене, желательно даже видеозапись для последующего анализа.  Репетиция осуществляется на основе строгого отбора самых значительных и впечатляющих сцен пьесы, интонационного разнообразия в передаче диалогов и текста.

Очень важна работа над образом. На восприятие художественного образа большое влияние оказывают жизненные впечатления читателей, их личный опыт. У многих учащихся этот опыт крайне ограничен, и моноспектакль в рамках учебного проекта должен это учитывать. Ведь он делается не ради одного человека – проектанта, который почувствовал в себе творческие силы, выйти на сцену, чтобы сыграть эту роль, показав себя и свои знания и умения, но и зрителей, которых он должен затронуть, чтобы они вернулись к книге или впервые обратились к ней. И здесь преподаватель литературы должен быть наготове, чтобы увидеть ошибки в восприятии литературного образа проектантом, если они есть. Прежде, чем перевоплотиться в Анниньку, актриса должна увидеть этот образ не только на страницах книги, но и в своём воображении. Попытаться сопоставить их. Очень важно, чтобы «зерно» будущей роли вырастало не только из вышеуказанного, но и из жизненного наблюдения. Необходимо тренировать воображение в нужном направлении. В работе над спектаклем оно может подбросить точные и нужные ассоциации, так как творческая память надолго сохраняет впечатления, если увиденное пережито, закреплено и оценено нравственным чувством.

Театральный принцип постановки соблюдается по возможности: мизансцены, планы изображения, динамика сюжета. Обращается внимание и на особенность композиции пьесы по сравнению с романом. Символизм мотива свечи (зажигание вначале пьесы и тушение в конце) как композиционный приём: начало и конец пьесы. Реквизит – для каждого героя, о котором идее речь, свой: бабушка Арина Петровна – портрет, дедушка – старая книга со стихами, маменька – розовый кружевной платочек, Любинька – засохший цветочек и т.д.

Музыкальное сопровождение спектакля имеет большое значение. Подбор музыки, песен должны органично влиться в драматическое действие, очень хорошо, когда на сцене звучит не только фонограмма, но и живой голос исполнителя (в данном спектакле звучал романс на стихи Н. Гумилёва «Это было, это было в те года, о которых и не вспомнишь никогда…»).

Все эти действия способствуют развитию воображения учащихся, в котором возникают зрительные, слуховые и даже обонятельные представления.

Четвёртый этап – презентация (показ спектакля) состоялась в рамках литературно-театральной предметной недели, посвящённой 180-летию со дня рождения писателя.

Моноспектакль как учебный творческий проект по литературе  отличается от профессионального тем, что демонстрируется главный результат деятельности над проектом – анализ деятельности над художественным произведением и предъявление способа решения проекта. Вниманию зрителей предлагается не только спектакль, но и процесс работы над ним. За несколько дней до спектакля готовится выставка в библиотеке учебного заведения, посвящённая ходу работы над учебным проектом: книжная выставка, на которой представлен не только роман, но и другие произведения писателя, прочитанные проектанткой в процессе работы над моноспектаклем, исследования литературоведов по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, иллюстрации к роману, эскизы костюмов и сценографии, макет сцены будущего спектакля, черновые варианты текста пьесы по роману, варианты программки и театральная афиша – всё то, что помогало  в процессе работы.



Все статьи автора «Гальчук Ольга Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: