СТОЯКИНА Р.В. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МОДЕЛИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ


СТОЯКИНА Р.В. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МОДЕЛИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/08/982 (дата обращения: 27.10.2023).

Педагог-психолог

МАОУ СОШ №1 им. Ф.Я.Фалалеева

п. Монино Щелковского района

Московской области

Стоякина Руслана Владимировна,

I квалификационная категория

 

 Культура общения и школьный сленг: миф или реальность?

 

Беда, когда у человека не хватает ума, чтобы хорошо сказать,

                или здравого смысла, чтобы осторожно промолчать.

                                                                         Жан Лабрюйер.

Пройдет совсем немного времени и наши ученики уйдут во взрослую жизнь. Какой будет их жизнь, во многом зависит от того, как они умеют вести себя в этой жизни, как общаются с людьми, как разговаривают, как ведут себя в различных жизненных ситуациях. Как их встретит взрослая жизнь – во многом зависит от них самих, а  во многом и от взрослых людей – педагогов и родителей. Задача взрослых  – сформировать  у детей чувство взрослости и ответственности, а оно проявляется в умении выражать свои мысли и чувства, проявлять культуру собственной речи.

Общаясь с детьми педагоги и родители уже наверное привыкли слышать из их уст ненормативную лексику, жаргонные слова, сленги.

Я предлагаю провести небольшой экскурс в нашу сегодняшнюю проблему.

Итак,

Школьный сленг – это разновидность лексики ограниченной сферы употребления, применяемый учащимися школьных заведений, в редких случаях самими учителями.

Жаргон – разновидность речи в устойчивых социальных группах, он объединяет людей по признаку профессии, интересов или возраста

Сленг – своеобразное молодежное просторечие, включающее смесь жаргона и иноязычных слов.

Что же стоит за употреблением жаргонных слов у молодежи?

Чаще всего молодежь употребляет жаргонные, сленговые слова чтобы скрыть свои истинные чувства, переживаемый страх, быть такими как все в коллективе, подчеркнуть свою самостоятельность и взрослость.

Вашему вниманию предлагается анализ анонимного анкетирования учеников 9,11 классов МАОУ СОШ № 1 им. Ф.Я.Фалалеева п.Монино Щелковского района Московской области, в ходе которого выяснялось отношение учеников к употреблению жаргонизмов и сленговых выражений.

1. Используешь ли ты жаргонные слова, сленговые выражения в своей речи?

9 а – 24 чел. 9 б – 18чел. 9 в – 24чел. 9 г – 28 чел. 11а – 24чел. 11б –22чел.
Да – 22чел.Нет – 2 чел. Да – 17чел.Нет – 1 чел. Да – 23чел.Нет – 1 чел. Да – 27чел.Нет – 1 чел. Да – 23чел.Нет – 1 чел. Да – 22чел.Нет – 0 чел.

 

9-ые кл. – 94 чел. 11-ые кл. – 46 чел.
Да – 89 чел. – 95% Да – 45 чел. – 98%
Нет – 5 чел. – 5% Нет – 1 чел. – 2%

 

2. Употребляешь ли ты  жаргонные слова, сленговые выражения на уроке во время ответа?

9 а – 24 чел. 9 б – 18чел. 9 в – 24чел. 9 г – 28 чел. 11а – 24чел. 11б –22чел.
Да – 2 чел.Нет – 22чел Да – 4 чел.Нет – 14чел Да – 5 чел.Нет – 19чел Да – 0 чел.Нет – 28чел Да – 8 чел.Нет – 16чел Да – 6 чел.Нет – 16чел

 

9-ые кл. – 94 чел. 11-ые кл. – 46 чел.
Да – 11 чел. – 12% Да – 14 чел. – 30%
Нет – 83 чел. – 88% Нет – 32 чел. – 70%

 

3. Употребляешь ли ты  жаргонные слова, сленговые выражения на перемене?

9 а – 24 чел. 9 б – 18чел. 9 в – 24чел. 9 г – 28 чел. 11а – 24чел. 11б –22чел.
Да – 18 чел.Нет – 6 чел. Да – 16 чел.Нет – 2 чел. Да – 23 чел.Нет – 1 чел. Да – 26 чел.Нет – 2 чел. Да – 23 чел.Нет – 1 чел. Да – 21 чел.Нет – 1 чел.

 

9-ые кл. – 94 чел. 11-ые кл. – 46 чел.
Да – 83 чел. – 88% Да – 42 чел. – 91%
Нет – 11 чел. – 12% Нет – 4 чел. – 9%

 

4. Как часто используют жаргонизмы, сленговые выражения твои одноклассники?

9 а – 24 чел. 9 б – 18чел. 9 в – 24чел. 9 г – 28 чел. 11а – 24чел. 11б –22чел.
Всегда – 12чРедко – 10челНикогда – 2 ч. Всегда – 14чРедко – 3ч.Никогда-1ч. Всегда – 22чРедко – 2ч.Никогда-0ч. Всегда – 23чРедко – 5ч.Никогда-0ч. Всегда – 22чРедко – 2ч.Никогда-0ч. Всегда – 18чРедко – 2ч.Никогда-2ч.

 

9-ые кл. – 94 чел. 11-ые кл. – 46 чел.
Всегда – 71 чел. – 76% Всегда  – 40 чел. –87 %
Редко – 20 чел. – 21% Редко – 4 чел. – 9%
Никогда – 3 чел. – 3% Никогда – 2 чел. – 4%

 

 

 

5. Используют ли жаргонизмы, сленги педагоги на уроках?

9 а – 24 чел. 9 б – 18чел. 9 в – 24чел. 9 г – 28 чел. 11а – 24чел. 11б –22чел.
Никто – 9челНекоторые13Все – 2 чел Никто – 2челНекоторые14Все – 2 чел Никто – 3челНекоторые21Все – 0 чел Никто – 2челНекоторые26Все – 0 чел Никто – 3челНекоторые20Все – 1 чел Никто – 6челНекоторые16Все – 0 чел

 

9-ые кл. – 94 чел. 11-ые кл. – 46 чел.
Никто – 16 чел. – 17% Никто  – 9 чел. –20 %
Некоторые  – 74 чел. – 79% Некоторые  –  36 чел. – 78%
Все – 4 чел. – 4% Все – 1 чел. – 2%

 

6. Используешь ли жаргонизмы, сленговые выражения дома в общении с родителями?

9 а – 24 чел. 9 б – 18чел. 9 в – 24чел. 9 г – 28 чел. 11а – 24чел. 11б –22чел.
Да – 8 чел.Нет – 16 чел. Да – 14 чел.Нет – 4 чел. Да – 16 чел.Нет – 8 чел. Да – 16 чел.Нет – 12 чел. Да – 23 чел.Нет – 1 чел. Да – 18 чел.Нет – 4 чел.

 

9-ые кл. – 94 чел. 11-ые кл. – 46 чел.
Да – 54 чел. – 57% Да – 41 чел. – 89%
Нет – 40 чел. – 43% Нет – 5 чел. – 11%

 

7. А родители используют ли жаргонизмы, сленговые выражения в общении с тобой?

9 а – 24 чел. 9 б – 18чел. 9 в – 24чел. 9 г – 28 чел. 11а – 24чел. 11б –22чел.
Да – 7 чел.Нет – 17 чел. Да – 14 чел.Нет – 4 чел. Да – 18 чел.Нет – 6 чел. Да – 12 чел.Нет – 16 чел. Да – 18 чел.Нет – 6 чел. Да – 12 чел.Нет – 10 чел.

 

9-ые кл. – 94 чел. 11-ые кл. – 46 чел.
Да – 51 чел. – 54% Да – 30 чел. – 65%
Нет – 43 чел. – 46% Нет – 16 чел. – 35%

 

8. Запрещают ли тебе родители использовать в речи жаргонные слова и сленги?

9 а – 24 чел. 9 б – 18чел. 9 в – 24чел. 9 г – 28 чел. 11а – 24чел. 11б –22чел.
Да – 11 чел.Нет – 13 чел. Да – 6 чел.Нет – 12 чел. Да – 14 чел.Нет – 10 чел. Да – 13 чел.Нет – 15 чел. Да – 4 чел.Нет – 20 чел. Да – 5 чел.Нет – 17 чел.

 

9-ые кл. – 94 чел. 11-ые кл. – 46 чел.
Да – 83 чел. – 88% Да – 42 чел. – 91%
Нет – 11 чел. – 12% Нет – 4 чел. – 9%

 

 

 

 

9. Трудно ли тебе выражать свои мысли без жаргонизмов и сленгов?

9 а – 24 чел. 9 б – 18чел. 9 в – 24чел. 9 г – 28 чел. 11а – 24чел. 11б –22чел.
Да – 6 чел.Нет – 18 чел. Да – 3 чел.Нет – 15 чел. Да – 4 чел.Нет – 20 чел. Да – 4 чел.Нет – 24 чел. Да – 0 чел.Нет – 24 чел. Да – 6 чел.Нет – 16 чел.

 

9-ые кл. – 94 чел. 11-ые кл. – 46 чел.
Да – 17 чел. – 18% Да – 6 чел. – 13%
Нет – 77 чел. – 72% Нет – 40 чел. – 87%

 

 

10. Используешь ли ты в речи нецензурную брань?

9 а – 24 чел. 9 б – 18чел. 9 в – 24чел. 9 г – 28 чел. 11а – 24чел. 11б –22чел.
Да – 12 чел.Нет – 12 чел. Да – 13 чел.Нет – 5 чел. Да – 15 чел.Нет – 9 чел. Да – 21 чел.Нет – 7 чел. Да – 11 чел.Нет – 13 чел. Да – 6 чел.Нет – 16 чел.

 

9-ые кл. – 94 чел. 11-ые кл. – 46 чел.
Да – 61 чел. – 65% Да – 17 чел. – 37%
Нет –33 чел. – 35% Нет – 29 чел. – 63%

 

Итак, как же бороться с употреблением детьми жаргонизмов и сленгов?

  1. Обращайте внимание на то, как и что говорят наши дети.
  2. Подчеркивайте чужие положительные примеры речевой коммуникации.
  3. Извиняйтесь за свою неправильную речь, употребление жаргонизмов.
  4. Демонстрация примеров красивой и грамотной речи – хорошая основа привычки говорить правильно.
  5. Не запрещайте, а разъясняйте неуместность использования жаргонизмов в речи, показывайте их неуместность и вульгарность, не унижая достоинства ребенка.
  6. При употреблении детьми сленгов – переведите их на общепринятый язык.

 

 

Для того, чтобы воспользоваться этими приемами необходимо знать значение некоторых, обще употребляемых сленгов детей:

 

Ловандос – деньги

Большая стирка – классный час

Фактор страха – контрольная работа

Памперс – тряпка для стирания с доски

Алгеброид – алгебра

Балда – голова

Базар – разговор

Параша – двойка

Быковать – быть упрямым и агрессивным

Ботан – отличник

Глюк – ошибка

Чика – девушка

Грузить – давать большое количество информации

Гнать – говорить неправду

Депрессняк – плохое настроение

Дикий – толстый

Днюха – день рождения

Зажигать – танцевать

Камчатка – задняя парта

Блин – разочарование, неудача

Кидалово – ученик, не давший списать

Облом – неудача

Отстой – плохо, не модно

Лафа – нетрудное задание, отмена урока

Клевый – положительная оценка чего-либо

Колбасит, плющит – плохое настроение, самочувствие

Прессовать – бить, унижать

Прикид – одежда

Сачковать – прогуливать

Скатать – списать

Стрелка – назначенная встреча

Тормоз – человек, который медленно соображает

Фиолетово – все равно

Халява – что-то бесплатное

 

 



Все статьи автора «stoykina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: