БОГДАН М.М. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: , , , ,


БОГДАН М.М. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/09/1031 (дата обращения: 27.10.2023).

Открытый международный университет развития человека «Украина», Киев

 

Проблема готовности в контексте профессионального становления личности – одна из важнейших для общей и педагогической психологии. Значение понятия готовности, которое приобрело для педагогической психологии настоящее, прежде всего для педагогики, требует переосмысления его содержания и функций на методологическом и экспериментальном уровнях. Указанное непосредственно касается и проблемы подготовки будущих специалистов к педагогической деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что теоретические положения по формированию готовности студентов к различным аспектам педагогической деятельности освещены в трудах известных психологов, педагогов. Существует ряд направлений, в которых решается проблема формирования готовности: профессиональная готовность к педагогической деятельности [В.А. Сластенин, 1986, 2002  ; К.К. Платонов, 1986]; профессионально-эстетическая готовность (М.В. Веселовская ) психологическая готовность [М.И. Дьяченко,  1976;  О.А. Деркач, 1993] морально-психологическая готовность [Л.В.Кондрашова,1984 ]. Работы, в которых решаются проблемы подготовки студентов к общению и педагогическому взаимодействию [В.А. Кан-Калик, 1980; Г.А. Ковалев, 1970; А.А. Леонтьев, 1996, 1997, 2004]. В решении проблемы взаимодействия, общения и подготовки студентов к коммуникативной деятельности выделяется несколько направлений, в частности: формирование стиля педагогического общения [А.А. Андреев, 1988] формирование личностных качеств учителя как субъекта педагогического общения [А.А. Бодалев, 2002], разработка критериев оценки коммуникативной подготовки учителя к педагогической деятельности [Н.В. Кузьмина, 1990].

Проблема психологических особенностей эффективности профессиональной подготовки студентов к будущей педагогической деятельности является, с одной стороны, отдельным вопросам общей системы профессиональной подготовки специалистов и их психологического обеспечения, а с другой – она аккумулирует численность проблем психологической науки, связанных со свойствами личности, его психическими состояниями, возможностями, обуславливающих успешность профессиональной подготовки.

Цель данной работы изучить особенности профессиональной готовности студентов педагогов к выбранной профессии. Исходя из вышеизложенного нами была сформулирована гипотеза исследования: предполагаем, что профессиональная готовность к профессии педагога имеет сложный многоуровневый характер и определяется сознанием выбора, а также типом личности и уровнем развития способностей студентов, которые соответствуют данной профессиональной направленности. Для достижения и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:

Эмпирически исследовать компоненты профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности.

Предоставить рекомендации по повышению профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности.

Объект исследования: профессиональная готовность студентов.

Предмет исследования: компоненты профессиональной готовности (интересы, профессиональные склонности, уровень коммуникативных и организаторских способностей и типология личности в зависимости от профессиональной направленности студентов).

Методы исследования. Опросник направленности поведения (В. Смейкл, М. Кучер), методика изучения уровня коммуникативного контроля (М. Шнайдер), “карта интересов” методика выявления профессиональных склонностей личности Л.Йовайшы (в модификации Г.В. Резапкиной), методика “типология личности и привлекательная профессиональная среда”, разработанная Д. Голланда, методика изучения уровня коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2)) – для выявления и последующего анализа исследование готовности к профессиональной деятельности, 3) статистическая обработка полученных данных с целью выявления количественных и качественных характеристик результативности экспериментальной работы (статистическая обработка с использованием программы SPSS 13.0).

Организация исследования. Эмпирическое (констатирующее) исследование проводилось на базе Мукачевского государственного университета. В исследовании принимала участие группа студентов 5-го курса дневной формы обучения педагогического факультета в количестве 40 человек, среди которых 24 девушек и 16 юношей. Возраст исследуемых составлял от 21 до 24 года Форма проведения эксперимента групповая. Общее время тестирования заняло 1,5 – 2 часа.

По результатам исследования по методике “опросника направленности поведения” (рис. 1) выявлено, что в 9, или 22,5 % опрошенных проявляется деловая направленность или направленность на задачу. То есть эти опрошенные характеризуются сосредоточенностью на деятельности. Несмотря на свои личные интересы, такой человек охотно идет на сотрудничество с другими, если это сотрудничество может принести результат. При любых обстоятельствах пытается отстоять свое мнение, которое считает единственно правильной и полезной для выполнения задания. Всегда стремится осваивать новые навыки и умения, знания, если это будет полезным для дела, которое производит.

В 23 опрошенных, что составляет 57,5 % всех опрошенных студентов, имеет место направленность на себя, характеризующий личность, которая руководствуется мотивами собственного благополучия. Как правило, в первую очередь стремится достичь собственных целей независимо от интересов коллег, партнеров.

И только в 20 % случаев, или в 8 из 40 опрошенных поведение направлено на взаимодействие. Это достаточно маленький показатель, учитывая, что педагогическая деятельность предполагает постоянные тесные контакты с другими людьми, работу в коллективе, работу с детьми. Направленность на взаимодействие определяется потребностью человека в общении, стремлении поддерживать хорошие взаимоотношения. Такие люди ожидают поддержки со стороны других, зависящие от группы, не проявляют агрессивных тенденций

 Рис. 1. Результаты опроса по методике “опросник направленности поведения”

 С направленностью поведения тесно связан уровень коммуникативного контроля, который определяется способностью человека к искреннему общению, контроля собственного эмоционального состояния, способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. По результатам исследования по методике изучения уровня коммуникативного контроля получены следующие результаты (рис. 2): 12 человек, или 30 % набрали от 0 до 3 баллов, что свидетельствует о низком уровне коммуникативного контроля. Это означает, что поведение этих опрашиваемых равномерное (одинаковое) независимо от ситуации. Они способны к искреннему раскрытию в общении. Некоторые считают таких людей “невыгодными” в общении из-за их прямолинейности.

Рис. 2. Результаты опроса по методике изучения уровня коммуникативного контроля

 20 опрошенных, или 50 % набрали от 4 до 6 баллов, что свидетельствует о среднем коммуникативном контроле. Это означает, что эти респонденты искреннее, но сдержанны в своих эмоциях, считаются в своем поведении с окружающими людьми.

От 7 до 10 баллов набрала 8 опрашиваемых, что свидетельствует о высоком уровне коммуникативного контроля. То есть, такие люди легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, хорошо себя чувствуют и способны предвидеть впечатление, которое производят на окружающих. Но следует отметить, что наши испытуемые студенты набрали в основной части 7 баллов, и только один студент набрал в этом тесте 8 баллов. А это свидетельствует о возможности дальнейшего развития уровня коммуникативного контроля к лучшему результату.

Данные личностно-психологического исследования студентов 5 курса педагогического университета определенным образом связаны и с выбором их профессии. Нельзя сказать, что взаимосвязь очень тесная и ориентирована жестко на определенный вид деятельности, поскольку научно это не доказано, однако существует перечень специальностей, которые могут быть наиболее приемлемыми людям с определенной направленностью личности.

Проведенный нами корреляционный анализ показал следующую взаимосвязь (табл. 1).

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа исследуемых показателей направленность поведения и уровня коммуникативного контроля.

Направленность поведения

Уровень коммуникативного контроля

Направленность на себя

r=0,-49 (p<0,01)

Направленность на взаимодействие

r=0,34 (p<0,01)

Деловая направленность

r=0,36 (p<0,05)

Методика “карта интересов” использована для нашего исследования с целью выявления наиболее желаемых специальностей для опрошенных студентов, изучение возможности соотношение с избранной специальностью, на которой они учатся. Следует отметить, что диагностику профессиональной направленности по этой методике целесообразно было бы применять еще при окончании школы перед поступлением в университет. Конечно, не для всех тестирование может дать соответствующий желаемый результат, но может помочь в выборе дальнейших направлений обучения и трудоустройства. Но для студентов 5 курса эта методика вполне применима и может пригодиться педагогам при применении индивидуального подхода с целью повышения мотивации к обучению именно той специальности, по которой уже сделан выбор.

По результатам исследования по методике “карта интересов” оказалось, что далеко не все исследуемые сознательно хотят стать педагогами. Хотя, обнаружены интересы свидетельствуют о том, что все же большая часть опрошенных проявляет неподдельный интерес к педагогической деятельности. 12 опрошенных, что составляет 30 % от всех исследованных всего подходит именно педагогика. 6 опрошенных больше всего подходит общественная работа пять – сфера услуг, другим 5 – техника. Двое опрошенных больше всего интересуются географией. Во всех остальных случаях по одному преимущественном направлении по таким специальностям, как: математика, медицина, сельское хозяйство, журналистика, история, искусство, право, рабочие специальности, легкая промышленность и электротехника. В целом результаты ответов можно представить на графике (рис. 3).

Рис. 3. Результаты опроса по методике “карта интересов”

 Те или иные специальности, которые больше всего нравятся опрошенным студентам в любом случае предусматривают различные условия осуществления профессиональной деятельности. Поэтому целесообразно также провести исследование профессиональных склонностей личности в направлении ведущего вида деятельности. Методика для выявления профессиональных склонностей личности, разработанная Л. Йовайши, предполагает выявление склонности работать с людьми, совершения мыслительных видов деятельности, склонность к эстетике и искусств. Исследования профессиональных склонностей по этой методике позволит дополнить исследования по предварительной методике, несколько их углубить и уточнить.

Так, по результатам исследования по методике выявления профессиональных склонностей личности в группе студентов 5 курса, были получены следующие результаты (рис. 4).

  Рис. 4. Результаты опроса по методике для выявления профессиональных склонностей личности

 А – склонность к работе с людьми, имеют 9 опрошенных, что составляет 22,5 % от всего количества опрошенных. 5 опрошенных, или 12,5 % имеют склонность к умственным видов деятельности (Б). 17,5 %, или 7 опрошенных склонность к работе с людьми на производстве (В). 4, или 10 % подвержены эстетики и искусства (Г). трое, или 7,5 % имеют склонность к подвижным видам деятельности (Г). Наибольшее количество опрошенных – 12 человек, или 30 %, имеют склонность к планово-экономическим видам деятельности, предусматривающим удовлетворение материальных потребностей (Д).

По методике “типология личности и привлекательная профессиональная среда” результаты опроса выглядят следующим образом (рис. 5).

В ходе исследования по этой методике было обнаружено, что преобладающим является сочетание нескольких типов личности, по количеству набранных баллов этим типам присуща одинаковая или почти одинаковое количество набранных баллов. В чистом виде преобладающим типом является лишь артистический – для 4 опрошенных, или 10 %; социальный – для 5 человек, или 12,5 % и деловой – для 3 опрошенных, или 7,5 % от всего количества опрошенных.

В других опрошенных студентов наблюдалось сочетание следующих типов: интеллектуальный + конвенциональный – 9 опрошенных, или 22,5 %;- социальный + деловой – 12 опрошенных, или 30 %;- реалистичный + интеллектуальный – 7 опрошенных, или 17,5 %.- Каждый из определенных типов личности, так или иначе связан с привлекательной профессиональной средой.

Проведенный нами корреляционный анализ показал следующий взаимосвязь, который приведен в табл. 2 и табл. 3.

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа исследуемых показателей на привлекательную профессиональную среду и направленности поведения студентов

Типология личности и привлекательное профессиональная среда

Направленность поведения (на взаимодействие)

реалистичный

r=-0,50 (p<0,01)

интеллектуальный

r=-0,68 (p<0,01)

социальный

r=0,59 (p<0,01)

 Таблица .3

Результаты корреляционного анализа исследуемых показателей типологии личности и привлекательного профессиональной среды и карты интересов у студентов

Типология личности и привлекательное профессиональная среда

Карта интересов

Артистический

Реалистичный

Деловой

Интеллектуальный

Социальный

педагогика

r=0,37

(p<0,01)

физика

r=-0,28 (p<0,05)

математика

r=0,26 (p<0,05)

биология

r=-0,31

(p<0,05)

медицина

r=-0,31

(p<0,05)

r=0,32

(p<0,05)

филология

r=-0,29

(p<0,05)

искусство

r=0,38

(p<0,01)

История

r=-0,41

(p<0,01)

r=0,30

(p<0,05)

 

По методике выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2) можно выявить уровень каждого из двух видов способностей.

В результате проведенного исследования с участием 40 студентов, получены следующие результаты (рис. 6):

  Рис. 6. Результаты опроса по методике выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2)

 Оценку “1″ получило 8 студентов, что свидетельствует о достаточно низком уровне выявления способностей к коммуникативной и организационной деятельности. Оценку “2″ получило 11 опрошенных студентов, то есть развитие коммуникативных и организаторских способностей у них находится на уровне ниже среднего. Такие личности не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проведению свободного времени в одиночестве, испытывают трудности при установлении контактов с людьми и, выступая перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Выявления инициативы в общественной деятельности достаточно заниженное, во многих делах они избегают принятия самостоятельных решений. Оценку “3″ получило 17 студентов, для которых характерен средний уровень выявления коммуникативных и организаторских способностей. Они стремятся к контакту с людьми, не ограничивая круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют работу. Однако, “потенциал” этих способностей не отличается высокой устойчивостью. Оценку “4″ получило всего 4 опрошенных студентов, которых можно отнести к группе людей с высоким уровнем выявления коммуникативных и организаторских способностей. Они не теряются в новой ситуации, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение в экстремальной ситуации. Наивысшую оценку “5″ не получил ни один из опрошенных студентов. Следует отметить, что опрошенных, которые получают высший балл, можно отнести к группе людей с наиболее высоким уровнем выявления коммуникативных и организаторских способностей.

Проведенный нами корреляционный анализ показал взаимосвязь теста КОС 2 из опроснику профессиональных наклоном.

Таблица 6

Результаты корреляционного анализа исследуемых показателей коммуникативных и организационных способностей с профессиональным уклоном

Параметры по методике

КОС 2

Склонность к работе с людьми

Склонность к планово-экономическим видам деятельности

коммуникативные

r=0,30 (p<0,05)

r=0,37 (p<0,01)

организаторские

r=0,29 (p<0,05)

r=0,38 (p<0,01)

Рекомендации по формированию профессиональной готовности к педагогической деятельности.

Исходя из того, что в исследуемых выявлена слабая сознательность выбора специальности будущей профессии можно рекомендовать систему мероприятий, направленных на формирование профессионального видения мира в процессе обучения. В качестве таких мер могут выступать психологические консультации по вопросам профессиональной ориентации, личностного самоопределения, тренинги, направленные на развитие ПВК, а также тестирование и анкетирование студентов перед выбором специализации. С целью совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов, активизации их работы по формированию готовности к профессиональному самосовершенствованию научно-педагогическому составу, преподавателям учебных групп целесообразно обратить внимание на следующее: 1. Необходимость соблюдения в работе по формированию готовности к самосовершенствованию личности гуманистической образовательной парадигмы. Речь идет о том, что студент должен быть полноценным субъектом учебно-воспитательного процесса и своей жизни. Ориентиры профессиональной работы педагога и всего процесса подготовки будущих педагогов должны определяться идеями и положениями личностно ориентированной педагогики, концепциями целостности и субъектности. 2. Развитие мотивационной сферы студентов к работе по профессиональному самосовершенствованию. Это обусловлено тем, что состояние готовности характеризуется прежде потребностью в профессиональном самоопределении на основе убежденности в его значимости. Становления будущего мастера своего дела зависит от того, что сам студент сделает: – От его установок, интересов, потребностей, активности при получении научных знаний и умений, – От целеустремленности при работе над собой.
Активная позиция студента относительно своей личности, своей будущей профессиональной деятельности является важнейшим мобилизующим фактором и зарядом для саморазвития. Для повышения мотивации студентов к профессиональному самосовершенствованию важно соотносить учебный материал с будущей профессиональной деятельностью, к содержанию учебного материала вводить информацию, имеющую значение для личностного роста студента как профессионала; наращивать содержание и новизну учебного материала; предоставлять студентам необходимую свободу для выражения своих возможностей; моделировать ситуации, которые требуют поддержки или побуждение к деятельности.
3. Создание в студенческом коллективе благоприятной атмосферы для проявления активности каждого студента, его личностного развития. Для этого необходимо обеспечить осведомленность студентов об общей цели и задачи группы; доверие и высокую требовательность друг к другу, ответственность каждого за дела группы; доброжелательную, деловую критику, свободное высказывание своих мыслей по делам группы; каждый студент должен быть доволен межличностным общением в группе, т.е. ее морально-психологическим климатом. Преподаватель должен ориентировать студентов не на внешние побуждения, а выстраивать тонкие человеческие связи, которые позволили бы выявить различные грани их личности. Наладить продуктивное педагогическое взаимодействие позволяет принцип проблематизации, при котором преподаватель не воспитывает студента, не преподает, а актуализирует, стимулирует у него тенденцию к личностному росту, его учебную и исследовательскую активность. Наиболее плодотворно готовность к самосовершенствованию формируется в условиях межличностной коммуникации, реализованной в форме диалога: через дискуссии, совместные обсуждения в группах профессиональных проблем, анализ конкретных ситуаций. Важными путями и средствами стимулирования студентов к активности, самостоятельности, накопление личностного опыта являются новейшие технологии: диалогические формы и методы образования и воспитания (групповые дискуссии, анализ социально-профессиональных ситуаций, диалогические лекции); активные и эвристические методы (мозговой штурм) тренинговые технологии (тренинг направлен на развитие ПВК, тренинг рефлексивности, профессионально поведенческий тренинг и др..). Специальные знания и умения, т.е. теоретическая и практическая подготовка, приобретенные студентами в учебном процессе с использованием указанных методов, является важной педагогической предпосылкой их готовности к профессиональному самосовершенствованию.
4. Важным условием формирования готовности будущих педагогов к профессиональному самосовершенствованию является развитие их самостоятельности через организацию самообразования и самовоспитания. Самостоятельность студента в обучении – это умение систематизировать, планировать, осуществлять, контролировать и регулировать свою учебно-профессиональную деятельность и познавательно-мыслительные действия без видимой помощи и прямого руководства преподавателя. Для развития самостоятельности у студентов нужно формировать следующие умения: планировать соответствие выполнения учебных заданий, определять и систематизировать умственные и практические действия (методы и средства), необходимые для этого; самостоятельно контролировать свои действия, сопоставляя их с целью, если есть необходимость, то нужно согласовывать их между собой, корректировать, уточнять и регулировать их применения оценивать результаты работы и определять дальнейшие ее перспективы.
5. Важной формой самостоятельной познавательной деятельности студентов является самообразование, т.е. целенаправленная, систематическая, управляемая самим студентом познавательная деятельность, необходимая для его усовершенствования. Самообразование имеет следующие особенности: это не обязательное, а добровольное познавательная деятельность, студенты сами выбирают форму самообразования, в частности это может быть индивидуальная работа с книгой, кружок, посещение лектория, факультативные занятия, во-вторых, студенты сами регламентируют самообразовательную работу, несмотря на свободное время, в-третьих, студенты по своей инициативе обращаются за помощью к преподавателю или иных специалистов. Для формирования у студентов готовности к непрерывного самообразования необходимо включить самообразование в учебный процесс как объективно необходимое занятие. Это не навязывание дополнительной, вне программных работы, а изменение характера учебной работы.

6. Основное внимание при развитии самостоятельности нужно обратить на то, чтобы
научить студентов работать с книгой. Можно использовать следующие основные самообразовательной умения студентов при работе с книгой: чтение книги (сплошное чтение, повторное чтение, знакомство с источником, частичное использование источника); отбор в книге материала по тому или иному вопросу (по одному вопросу, по нескольким вопросам к одной теме , группировка материала по определенному вопросу) нахождение в книге ответов на поставленные вопросы, требующие продуктивной познавательной деятельности (сравнение, анализ, обобщение, доказывания или опровержения, оценка), выделение основного и второстепенного в тексте (составление заголовков абзацев или параграфов, выделение главной мысли в каждом разделе, выделение узловых вопросов, составление логического плана по теме) ведения записей прочитанного (составление плана прочитанного, составление аннотации, составления конспекта, составление тезисов, выписки, цитирования, отметки, подчеркивания, реферирование, рецензирование и составление отзывов); работа с критической литературой, выбор книги с помощью каталога, библиографического указателя, справочника; пользования пособиями и справочными материалами (словарями, справочниками, таблицами).
7. Кроме самообразования, важное значение для формирования готовности будущих педагогов к профессиональному самосовершенствованию имеет их самовоспитания. Эффективность самосовершенствования зависит от установки человека, его ориентации или на самосовершенствование или на бегство от жизненных трудностей. Самосовершенствование прежде всего состоит в управлении своими переживаниями, чувствами, это понимание причин своих радостей и страданий, приобретаемое в опыте, следовательно самосовершенствования заключается в получении этого опыта. Учитывая это главным условием и средством успеха профессионального воспитания и самовоспитания студента должна быть деятельность. Как средства самовоспитания можно использовать также такие организационные формы, как индивидуальные планы. Студентов нужно ознакомить с такими методами самовоспитания: самопознание (самонаблюдение, самоанализ) и самооценка, самостимулирование. Важными методами и приемами самовоздействия является самоинструкция, самоконтроль и самоотчет. В идеале система мобилизации студентов к самовоспитанию должна способствовать тому, чтобы студент вырабатывал в себе навыки самонаблюдения и самопознания; учился проектировать изменения своей личности; сознательно руководил своим поведением, развитием необходимых качеств; овладевал аутогенной тренировкой и учился управлять своим физическим и психическим состоянием.
Таким образом, для студентов 5 курса характерны весьма разнообразны личностная и профессиональная направленность. Для педагогической работы у студентов 5 курса нет еще соответствующих наклонностей, направленности. Большая часть исследуемых по направленности поведения ориентированы на себя, обладают достаточно низким или средним уровнем коммуникативного контроля, у большинства опрошенных преобладает наклон экономически плановой работы, имеющий целью улучшения материального обеспечения. По интересам к определенным видам профессий получены очень разрозненные данные, хотя наибольший процент опрошенных, согласно исследованию, правильно выбрал направление и в них преобладают склонность к педагогической деятельности.
Согласно оценке привлекательного профессиональной среды в соответствии с типом личности, в том или ином сочетании преобладают такие типы, как интеллектуальный, социальный и деловой, что свидетельствует о достаточно хорошие возможности для реализации профессиональных качеств.
По методике выявления уровня коммуникативных и организаторских способностей, ни один из исследуемых студентов не набрал того количества баллов, которая бы позволила отнести их к людям с очень высоко развитым уровнем коммуникативных и организаторских способностей.
У студентов 5 курса направленность на взаимодействие проявляет высокую степень кореляциии с уровнем коммуникативного контроля r = 0,34 (p <0,01), это значит, что человек с высоким уровнем направленность на взаимодействие имеет высокий уровень коммуникативного контроля. Так как при косвенной корреляции направленность на себя со уровень коммуникативного контроля r = 0, -49 (p <0,01) проявляется противоположная закономерность.
Высоким уровнем корреляции социальный типа с направленность поведения на взаимодействие r = 0,59 (p <0,01), показывает, что в социального типа преобладает направленность на взаимодействие, позволяющие ему устанавливать тесный контакт с окружающей социальной средой.
По интересам педагогика высоко коррелирует с артистический типом r = 0,37 (p <0,01), это говорит о важности для педагога артистических качеств.
Высокая степень корреляции коммуникативных и организаторских способностей со склонностью к планово-экономических видов работ r = 0,37 (p <0,01) и r = 0,38 (p <0,01), это значит, что развитые способности к планированию и высокий коммуникативный уровень.
Итак, по всем методикам величайшей важности приобретает необходимость развития коммуникативной составляющей студентов, которые в будущем хотят стать педагогами. Такое развитие может осуществляться в нескольких направлениях, однако следует отметить необходимость внедрения психологических программ, тренингов направленных на развитие психологической готовности, в частности коммуникативных качеств. Также желательно разработать индивидуально-дифференциальный подход к учащимся, что позволит с большей долей вероятности развить у студентов профессионально важные качества педагога.
Также определено, что с позиций педагогической психологии выделяются определенные трудности общения. Современные учителя мало внимания уделяют формированию коммуникативных навыков, поэтому в их деятельности часто возникают трудности педагогического общения, которые можно объединить в три основные группы: информационные, регуляционные, аффективные.
Процесс обучения и воспитания является определенной системой социально-психологического взаимодействия. Общение играет значительную роль при решении дидактических задач педагогической деятельности. Необходимым условием успешного протекания процесса общения является коммуникативная компетентность его участников, в которую входит определенный набор коммуникативных техник.
В коммуникативной подготовке будущих учителей среди важных компонентов выступает социально-психологическая взаимодействие и перцепция. Также большое внимание заслуживают и разработки программ активного социально-психологического обучения, что в конечном итоге будет положительно влиять на коммуникативную подготовку выпускников педагогических учебных заведений.

 Литература

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань, 1988. – 236 с.
  2. Бодалев А.А. Психология общения. – М., Изд-во МПСИ, 2002. – 319 с.
  3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 752 с.
  4. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: Пути достижения вершин профессионализма. – М.: РАУ, 1993 – 293 с.
  5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. – Минск: Изд-во БГУ, 1976. – 175 с.
  6. Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 1997. - 351 с.
  7. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Нальчик, 1996. – 321 с.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М: «Академия», 2004. – 304 с.
  9. Платонов К.К. Структуры и развитие личности – М.: Наука, 1986. – 254 с.
  10. Кан – Калик В.А. К разработке теории общего профессионального развития личности специалиста в ВУЗе. // Формирование личности в ВУЗе. Сб. науч. тр. Грозный, 1980. – С. 5 – 13.
  11. Кондрашова Л.В. Воспитание нравственно-психологической готовности студентов к педагогической деятельности  // Сов. педагогика. – 1984. – № 5. – C. 75-79.
  12. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высш. шк., 1990. – 119 с.
  13. Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя в воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования.– М.: Изд-во Моск. пед. ин-та, 1982. – С. 14-28.
  14. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.


Все статьи автора «Mihail»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: