БЛИНОВА В.А. КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ «КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


БЛИНОВА В.А. КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ «КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/09/1068 (дата обращения: 28.10.2023).

Блинова Виктория Анатольевна

учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ № 138

Образование: Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, 2009 г..

2 место в научной конференции.

В «Концепции модернизации российского образования» в качестве факторов, имеющих большое значение, названы коммуникабельность и готовность к сотрудничеству. Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Поэтому следует отметить особую важность формирования коммуникативной компетенции, которая расширяет и углубляет языковую и лингвистическую компетенции, представляет собой нерасторжимое их единство.

В настоящее время функции педагога в образовательном процессе значительно изменились. На смену учителю-ментору, учителю-диктатору пришел учитель-наблюдатель, учитель-посредник, учитель-”умиротворитель” и руководитель.

Первую строчку в рейтинге популярности методик преподавания школьных дисциплин активно удерживает коммуникативный подход, который, как следует из его названия, направлен на практику общения. Коммуникативная методика предполагает возможность общения ученика и учителя.

Этот метод призван, в первую очередь, снять страх обучаемого перед общением. Человек, вооруженный стандартным набором грамматических конструкций и словарным запасом в 600-1000 слов, легко найдет общий язык c любым человеком, не зависимо от темы разговора. Данный метод ориентирован на развитие не только языковых знаний, но также креативности и общего кругозора учащихся.

Коммуникативная методика предполагает максимальное погружение ученика в языковой процесс. Основная цель этой методики – научить школьника правильно думать и говорить на русском языке.

  Российская система образования послереволюционного периода переживала процесс радикальных преобразований, что находило свое выражение в огромном количестве педагогических экспериментов и инноваций и в структурировании нового содержания образования. Результатом этих преобразований явилась система образования (или, по западной терминологии, образовательная модель), позже известная как система всеобщего среднего образования. С позиций сегодняшнего дня можно утверждать, что это была эффективная система, выработанные ею стандарты и качество образования заслуженно признаются высокими. К сожалению, обеспечиваемое той системой образование, несмотря на его достаточную всесторонность, не включало в себя коммуникативно-речевую подготовку. Как отмечает Н.Д. Никандров, президент Российской академии образования, содержание образования в СССР практически не включало подготовку речевому искусству и другим видам коммуникативной деятельности. Наиболее близко к коммуникации было изучение основ правильного поведения (этикет), что преподавалось в начальной и средней школе как элемент подготовки к жизни в обществе.

70-е годы XX века ознаменовались появлением так называемого коммуникативного метода, основная цель которого – научить человека общаться, сделать так, чтобы его речь была понятна собеседнику. В соответствии с данной методикой, достичь этого можно, обучая человека в так называемых естественных условиях – естественных, прежде всего, с точки зрения здравого смысла.

В современной практике преподавания начинают использоваться новые формы организации уроков. К таковым может быть отнесен урок-коммуникация.

Урок-коммуникация призван решить ряд насущных проблем.

Проблема внимания на уроке самая серьезная  и больная для учителя. Поэтому только опора на психофизиологические закономерности развития растущего организма может помочь в ее решении. Нет проблемы дисциплины – есть плохо организованный урок! Ребенку имманентно присуще такое важное для познания качество, как любознательность. Это качество и «работает» на учителя во время беседы.

  Методическая деятельность преподавателя начинается непосредственно с определенным коллективом детей, когда учитель, ориентируясь на общепринятые государственные требования к обучению русскому языку, выстраивает собственную систему обучения для конкретного срока и конкретной группы детей.

  Целесообразно оценить такую систему обучения, разработанную схему коммуникативного урока, при которой учителю будет отводиться особая роль: учитель как бы отходит на второй план, а ученик выдвигается на первый. В данном случае ученику дается возможность объяснить новый материал, чаще всего прибегая к новым технологиям. При этом педагог, как и класс в целом, выступает в качестве слушателя и задает вместе с учащимися вопросы рассказывающему, чтобы понять, насколько школьник усвоил данную тему.

При такой организации урока выступающий обязан применить принцип сотрудничества и сотворчества, т.е. должен вести полемику с классом. Ученик должен заинтересовать аудиторию новой темой, приводя собственные примеры, не нагружая лишней информацией своих одноклассников, должен задавать им вопросы, а они ему, таким образом, разбираясь вместе в новой теме. Например, при изучении темы «Понятие однородности членов предложения» (в данном случае, в качестве оборудования служит интерактивная доска), ученик использует следующую систему преподнесения материала (рекомендована учителем):

Ученик: Сегодня мы с вами повторяем тему, которая изучалась в 5 классе. Попробуем ее вспомнить. На слайде вы видите два предложения, скажите, есть ли здесь однородные члены предложения и почему вы так решили?

1.       Мне нравится изучать историю и культуру.

2.       Ученый отчетливо проговаривал слова и увлеченно размахивал руками.

Учащиеся должны дать полный ответ на заданный вопрос, подчеркнуть главные члены предложения, охарактеризовать однородные члены предложения и почему они ими являются. Выступающий принимает или не принимает ответ (если он не верный), заставляя класс задуматься над темой. Учитель в это время контролирует правильность поставленных вопросов и получаемых ответов.

  Этот метод может применяться только для преподнесения нового материала. Уроки на повторение пройденных тем осуществляются на основе других методик преподавания, доминирующую позицию занимает применение теоретических знаний на практике, где учащиеся также должны взаимодействовать друг с другом, но уже в большей мере ученик работает в сотрудничестве с учителем. Процесс повторения может выглядеть следующим образом: определенное количество учеников (2-3 человека) выполняют персональное задание у доски, а остальные учащиеся работают вместе с преподавателем над выполнением общего задания. После завершения индивидуального задания класс приступает к подведению итогов:  школьник сначала сам оценивает свои результаты, а затем общим голосованием класс дает оценку проделанной работе.

  Такая форма организации урока позволяет развивать не только коммуникативные способности учащихся, но и формировать способности самостоятельного контроля своих знаний и их оценивания.

Традиционные уроки не оставляют времени на организацию индивидуального понимания:  работа сознания каждого ребенка имеет собственный темп, на который нет возможности ориентироваться учителю, в классе у которого в среднем около 25 человек. Однако именно коллективное обсуждение темы и содержания урока позволяет ускорить индивидуальные процессы понимания за счет порождения и столкновения различных смыслов, возникающих у участников беседы.

Урок-коммуникация имеет целью в первую очередь создать речевую ситуацию, которая естественным образом рождает мысль и требует ее реализации в речи.

Этот необычный урок дает возможность не только развивать речь учащихся, но и позволяет контролировать знания и умения применять их на практике. Каждый ученик, находясь в роли учителя, повышает как уровень своих знаний, так и  способность  выступать перед аудиторией не просто как докладчик, а как информатор, который должен затратить максимум усилий для того, чтобы его одноклассники поняли разъясненную им тему.

Такие формы проведения занятий, которые я предлагаю, дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Такие типы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как урок может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Библиография 

1.    Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: Учебное пособие / Е.С. Антонова.       − М.: КНОРУС, 2007.

2.   Антонова Е.С. Методическая деятельность учителя-словесника в современных условиях // Через тернии к звездам: Сб.ст. к 100-летию              А.В. Текучева. − М.: МАКС Пресс, 2003.

3.   Апресян Г.З. Ораторское искусство. − М., 1978.

4.   Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: Учебное пособие для студ. пед. вузов. − Рязань: РГПУ, 1999.

5.   Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. − М.: Просвещение, 1985.

6.   Баранов М.Т. Управление процессом учения. Новые исследования в педагогических науках. − М.: Педагогика, 1993.

7.   Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. − М.: Искусство, 1979.

8.   Бергельсон М.Б. Межкультурная коммуникация: Программа специализации // Межкультурная коммуникация: Сб. учебных программ. – М.: МГУ, 1999.

9.   Биби С.А. Обучение ценностям через содержание предмета «Коммуникативные исследования» // Сибирь. Философия. Образование: Научно-публицистический альманах. – Вып. 4. – Новокузнецк: Институт повышения квалификации, 2000.

10.         Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. − М.: Просвещение, 1996.

11.         Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе. 1996. №1.

12.         Быстрова Е.А. Компетентный носитель языка // Народное образование. 1998. №5.



Все статьи автора «pypsi23062008»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: