РОЛЬ ПРИНЯТИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Гаврилова Екатерина Сергеевна

Ключевые слова: ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Гаврилова Е.С. Роль принятия в педагогическом процессе // Психология, социология и педагогика. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/10/1129 (дата обращения: 28.10.2023).

Понимание ребенка – творческий процесс. Понятие «понимание» включает в себя множество характеристик. Это и восприятие, терпимое отношение, сочувствие и принятие воспитанников.

В настоящее время проблема принятия стоит довольно остро в психологии. Над ней работали такие исследователь как К. Рождерс, А Маслоу, Е.П. Киселева В.Г. Маралов, Ш. А. Шаталов, В.Ф. Амонашвили и другие. Возникновение проблемы принятия начинается с К. Роджерса. Он первым дает определение этому термину. Под принятием он подразумевает – теплое положительное отношение к человеку как к человеку безусловно ценному – независимо от того, в каком он находится состоянии, как ведет себя, что чувствует. В определении выделено главное условие принятия – это положительно е отношение к человеку в любой ситуации.

В определении, которое дает В.Г. Маралов сказано, что принятие – это интегрирующая характеристика терпимого отношения, проявляется в способности человека преодолевать барьеры раздражительности, отнести другого к категории «свой», даже в том случае, если он (ребенок) не испытывает к сверстнику выраженной симпатии и бессознательного относил его к категории «чужой». Это понятие раскрывает нам сущность принятия на современном этапе развития отношений между педагогом и воспитанниками. Автор вводит понятия «свой» и «чужой», с помощью которых мы можем определит на какой стадии находится процесс принятия детей в образовательном процессе.

Из выше всего сказано вытекает основное правило принятия – принимать ребенка таким какой он есть. С одной стороны очень простое правило, но с другой – тяжелое для выполнения. Оно кардинально меняет позицию воспитателя в познании ребенка. Традиционно в педагогическом процессе доминировало оценочное восприятие воспитанника, но с точки зрения принятия педагог должен выбрать безоценочную тактику познания ребенка.

Опираясь на определение «принятия» по К. Рождерсу, можно сказать, что каждый ребенок изначально способен к решению собственных проблем путем познания себя и своего потенциала. Педагог лишь может влиять на воспитанника, с условиям, что позволит быть ему самим собой. Данный принцип мы можем проследить и в педагогике М. Монтесори, который актуальен и в настоящее время. В ее теории было золотое правило: «Помоги ребенку сделать это самостоятельно». В теории Л.С.Выготского есть Зона ближайшего и зона актуального развития. «ЗБР» – то, что ребенок делает сам на данный момент, «ЗАР» – то, что ребенок может сделать в перспективе. В основе всего этого лежит своевременная помощь педагога, сопереживание и благожелательность. А значит и проблема принятия на данный момент все еще остается актуальной.

Нужно отметить, что педагог, не может равнодушно реагировать на поступки, которые могут повлечь за собой детских конфликт. Педагогу желательно направить такое поведение в нужное русло, перевести негатив в положительное русло. Педагог всегда должен найти причину такого поведения, помочь понять и осознать ребенку свои действия, и постараться найти выход из сложившейся ситуации. Это идеальный вариант. Данная ситуации учитывает все индивидуальные особенности ребенка.

Говоря о принятии мы не должны забывать и о доверительном общении ребенка и педагога. Данный принцип позволяет расположить обоих к восприятию внутреннего мира с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. К. Роджерс утверждал, что данная схема поведения обеспечивает вхождение в душевный мир другого без оценивая и суждения.

Но нельзя забывать, что если воспитатель одобряет эмоции, чувства, мысли и поступки, лишь соответствующие его собственным, то ребенок будет скрывать свои истинные переживания, демонстрируя то, что поощряется. В результате ребенок перестает быть самим собой, переживает тревогу и разлад не только между детьми, а также противостоит своему внутреннему «Я», так как старается выполнить то, что требует от него педагог. Очень часто жизненные устои педагогов не совпадают с устоями детей, и если вовремя не остановиться, то этот процесс может перерасти в серьезный конфликт между обоими, а как следствие этого психологические травмы.

Только принятие воспитанника таким какой он есть делает процесс сближения «реального Я» и «идеального Я» безболезненным и результативным. «Идеально Я» – это то, чем ребенок хотел бы стать соответственно социальным нормам.

Следуя принятию, как правилу общения воспитанников и педагога, вторые, должны бережно относиться к потребности ребенка обрести свое «Я», видеть в ней силу, которая позволит обрести душевное равновесие. Педагог призван стимулировать сложный процесс становления самобытного детского характера, раскрывая его внутренние резервы, укреплять веру в свои силы.

Обращаясь к гуманистической психологии, мы можем проследить закономерность. У воспитанников, которые имеют не самые хорошие успехи в восприятии учебной информации навыках поведения в обществе, наблюдается потеря чувства самоценности. Профессиональный долг воспитателя – следую всем правилам принятия, принимать всех воспитанников послушных и непослушных, трудолюбивых и ленивых, красивых и привлекательных, грубых и тактичных. «Непринятые» дети отвечают открытой или скрытой враждебностью: убегают во время прогулки, замыкаются в себе, конфликтуют по самому мелочному поводу. Как правило данные отклонения служат поводом контроля с стороны педагога-психолога или перевода ребенка в специализированные дошкольные учреждения.

Т.П. Гаврилова считает, что принимать воспитанника можно полностью или частично. Полное принятие означает безусловную симпатию и дружеское отношение. Частичное – является противоречивым, потому что какие-то стороны личности могут вызывать непримиримость. Ярким примером здесь может послужить ситуация, когда ребенок посещающий дошкольное учреждение обычного вида имеет одно и более проблем: плохо развития речь, гиперактивность, замкнутость и т.д., или наоборот, когда ребенок выделяется своим умом, раскрывается талант в какой либо деятельности (рисование, пение и т.д.). Очень часто именно такие факторы позволяют педагогу принимать детей частично, не задумываясь о том, что дети сами мучаются от своих «проблем», так как не знают как с ними справляться. В таком случаи контакт в общении педагога и детей затрудняется. Очень часто непринятие мыслей чувств убеждений, манер поведения провоцируют агрессию и негативизм.

Подлинное отношение учителя к ребенку, принятие или непринятие строится не столько на осознанном, сколько на бессознательном уровне, проявляясь не только в продуманных педагогических реакциях, но и в интонациях, жестах, взглядах и других трудно контролируемых нюансах.

Как правило, трудные, закомплексованные дети – жертвы частичного или куда хуже, полного непринятия воспитателей. Когда педагог принимает ребенка таким какой он есть, это означает он помогает ему стать собой. Раскрыть все самое лучшее и постепенно искоренить все, что ему мешает по жизни. Именно поэтому он фиксирует внимание на его достоинствах, даже едва намеченных,  а не на изъянах характера. Принятие предполагает не только уважение и теплые чувства, но и веру в положительные изменения в человеке, в его развитии.

Также не последнюю роль в принятии играет умение педагога каждый день выразить свое отношение к ребенку как к высшей ценности. Отражение данного принципа мы находим в гуманистической психологии, которая нацеливает педагога на осознание потребности ребенка, глубокий и многогранный анализ его действий и поступков. Именно такой подход обеспечивает понимание и прогнозирование развития его личности.

Путь от понимания к принятию оказывается всегда очень тяжелым и мучительным. И только истинный педагог способен принимать, принимать до конца каждого воспитанника в своей группе в независимости от его психологического и психического здоровья.

Таким образом, принятие означает – положительное, терпимое отношение к детям дошкольного возраста, в независимости от их поведения, социального статуса родителей, индивидуальных особенностей (воспринимать таким какой он есть); преодолевание барьера раздражительности, бессознательный перевод из категории «чужой» в категорию «свой». Принятие будет считаться принятием при соблюдении таких принципов как:

  1. принимать ребенка таким какой он есть;
  2. обеспечить безоценочную тактику познания;
  3. построить доверительное общение;
  4. включение внутренних механизмов саморегуляции;
  5. полноценное принятие воспитанника на бессознательном уровне;
  6. понимать и прогнозировать развитие личности воспитанников;
  7. выражать каждый день свое отношение к ребенку как высшей ценности.

Библиографический список
  1. Как научить ребенка быть терпимым к людям? Пособие для воспитателей и детских практических психологов / Автор-составитель В.Г Маралов. – М.: «Аркти», 2009. – 136 с
  2. Киселева Е.П. Роль отраженно самопринятия педагога в педагогическом процессе / Сборник докладов межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы учебно-воспитательной деятельности учреждений профессионального образования», 10 декабря 2005г. – Киров, 2006 с.67-68
  3. Larry Hjelle, Daniel Ziegler “Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications”, 3th ed., 1992
  4. Рыданова И.И. Основы педагогического общения. – М.: Белорусская наука. 1988. – 319с. С 40 – 44.
  5. Слободчиков В.И. Исаева Е.И. Основы психологии и антропологии. Психология человека: введение в психологическую субъективность. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа – Пресс, 1995. – 384с. С. 58-60. ISBN 5-88527-081-3


Все статьи автора «Гаврилова Екатерина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: